Игры на уроках окружающего мира
занимательные факты по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Игры-физкультминутки
Цель — снятие утомления глаз
Дождик
Капля первая упала — кап!
Дети сверху пальцем показывают траекторию ее движения.
И вторая прибежала — кап!
То же самое.
Мы на небо посмотрели,
Смотрят вверх.
Капельки кап-кап запели,
Намочились лица.
Вытирают лицо руками.
Мы их вытирали.
Туфли—посмотрите —
Мокрыми вдруг стали.
Показывают руками на ноги и смотрят вниз.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
Выполняются движения плечами.
От дождя мы убежим,
Под кусточком посидим.
Дети приседают.
Жук
В домик к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».
Дети складывают ладони рук под углом — крыша «домика».
Вот он вправо полетел —
Каждый вправо посмотрел,
Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.
Вот он влево полетел —
Каждый влево посмотрел.
Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.
Жук на нос нам хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Правой рукой выполняется движение к носу со стороны.
Жук наш приземлился,
Направление движения вниз и приседание.
Жужжа, закружился:
Делают вращательное движение руками типа волчка и встают.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Поочередно протягивают руки и смотрят на них.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
Поднимают руки вверх и смотрят на них.
На носочки мы привстали —
Но жука мы не достали.
Приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх.
Хлопнем вместе —
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлопки над головой,
Чтобы улететь он смог.
Имитируют полет жука.
Прогулка по зимнему лесу
Мы пришли в зимний лес.
Ходьба на месте.
Сколько здесь вокруг чудес!
Дети удивленно разводят руками.
Справа — березка в шубке стоит,
Отводят указанную руку в сторону, прослеживают движение взором.
Слева на нас елка глядит.
Отводят указанную руку в сторону, прослеживают движение взором.
В небе снежинки кружатся,
На землю красиво ложатся.
Выполняются вращательные движения руками над головой.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Прыжки на месте.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Наклоны вперед — «волк ищет добычу».
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Дети приседают, прячась.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Имитация сна.
Пролетают снегири,
Как красивы все они!
Имитация движений птиц в полете.
В лесу красота и покой,
А нам с тобой пора домой.
Тише, тише
Как на горке — снег, снег,
Поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев.
И под горкой — снег, снег,
Опустить руки, посмотреть на кончики пальцев.
И на елке — снег, снег,
Вновь руки поднять вверх и посмотреть на них.
И под елкой — снег, снег.
Опустить руки и посмотреть на них.
А под снегом спит медведь.
Присесть, сложить ладони вместе у щеки («уснуть»).
Тише, тише. Не шуметь!
Приложить указательный палец ко рту («тс-с-с»).
Самолет
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
Дети смотрят вверх, ведя пальцем за пролетающим самолетом.
Правое крыло отвел,
Посмотрел.
Левое крыло отвел,
Посмотрел.
Отводят попеременно руки и прослеживают взором.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
Делают вращательное движение перед грудью и прослеживают взором.
Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу.
Приподнимаются на носочки, имитация полета.
Цель — снятие напряжения мышц кисти и пальцев рук
Апельсин
Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
Мы делили апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька — для кота,
Эта долька — для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну а волку — кожура.
Замок
На двери висит замок.
Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».
Кто открыть бы его смог?
Повторение движений.
Потянули,
Сцепленные в «замок» руки потянуть в одну, потом в другую сторону.
Покрутили,
Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя — к себе.
Постучали
Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.
И — открыли!
Пальцы расцепить, ладони — в стороны.
Дом и ворота
На поляне дом стоит,
Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев («крыша дома»).
Ну а к дому путь закрыт.
Большие пальцы обеих рук — вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются.
Мы ворота открываем,
Ладони поворачиваются параллельно друг другу.
В этот домик приглашаем.
Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.
Братья-ленивцы
Спят в избушке пятеро братьев.
Ладонь лежит на столе.
Утром проснулся брат старший,
Потянулся, а самому вставать лень.
Большой палец тянется вверх (остальные плотно лежат на столе). Большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол.
Брат-указка проснулся, потянулся.
Вверх тянется указательный палец.
Стал будить брата-середку:
— Вставай, середка, утро на дворе! —
А сам — в кровать.
Указательный палец постукивает по среднему и ложится на стол.
Потянулся брат-середка, поглядел —
И впрямь вставать пора! Поднимается средний палец.
Разбудил второго братца-указку:
— Ну-ка, брат, поднимай семью! —
А сам досыпать улегся.
Стучит по безымянному и ложится на стол.
Трудней всех братцу-ленивцу вставать,
Трудней всех потянуться.
Безымянный палец с усилием тянется вверх.
Будит он брата младшего:
— Мизинчик, подними всех! —
Безымянный постукивает по мизинчику и ложится на стол.
Проснулся мизинчик, потянулся...
Мизинец тянется вверх.
Да как закричит:
— Вставайте, братцы!
Пора за дело браться!
Мизинец в такт словам барабанит по столу.
Разбудил брата четвертого, самого ленивого.
А сам — под одеяло.
Мизинец ложится на стол.
Тут все братья и проснулись.
Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь прижата к столу.
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх.
Приходили прямо к дому
Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика).
Указательный и средний,
Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.
Безымянный и последний.
Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.
Сам мизинчик-малышок
Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.
Постучался о порог.
Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кулачками друг о друга.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя.
Ритмичное сгибание-разгибание пальцев обеих руках.
Мы учимся письму
Мы учимся письму.
Для чего? И почему?
Дети руками показывают на тетрадь.
Из крючков, из крючков,
Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.
Из кружков, из кружков
Пальцы рук складываются колечками.
Сможем буквы написать,
Имитация в воздухе движений, как при письме.
Если будем мы стараться —
Буквы будут получаться.
Руки на поясе, наклоны головы в стороны.
Пальцы наши потрудились
И немножко утомились.
Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.
Дружно мы их встряхнем
И опять писать начнем!
Энергичное встряхивание кистей рук.
Дружба
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. Ритмичное касание пальцев обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинай считать опять.
Поочередное касание пальцев обеих руках, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы закончили считать.
Опустить руки вниз, встряхнуть кистями.
Прогулка
Пошли пальчики гулять,
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые догонять.
Ритмичные движения по столу указательными пальцами.
Третьи пальчики бегом,
Движения средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые пешком,
Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал
Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.
И в конце пути упал.
Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.
Засолка капусты
Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.
Уф, устали!
Энергичное встряхивание обеих рук.
Дружные пальчики
По ходу стихотворного текста пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак, но большой палец при этом кладется сверху.
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный — кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот — средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот — указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Мышки-шалунишки
Произнося текст рифмовки, сначала закрывают глаза руками, затем хлопают один раз ладонями, выражая озабоченность, после чего подпирают щеки руками, выражая удивление. Затем, согласно тексту, разыгрывается «пальчиковая игра»: домик — обеими ладонями изображается острая крыша; стол — правая рука сжимается в кулак, левая — прижимается сверху; скамейка — одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны пальцами вверх; стул — правая рука сжимается в кулак, левая прижимается перпендикулярно к правой; шкаф — кулаки кладутся друг на друга.
Слова «лакомиться» и «ловить» сопровождаются соответствующими движениями.
В нашем маленьком домишке
Завелись серые мышки,
Так и шмыгают кругом —
Все по кухне кувырком.
То топочут за столом,
Лакомятся молоком,
На скамейку сесть хотят
И пугают нам ребят.
То на шкаф залезут мышки,
То на стуле — шалунишки.
Так и хочется поймать,
А они — шмыг — под кровать!
Этот пальчик
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди...
Встали пальчики, ура! На прогулку им пора.
Ладошки
Педагог задает вопрос:
— Где ваши ладошки?
— Тут — тут — тут!
Дети показывают руки, сложенные в кулачки.
А в ладошках пальчики живут!
Раскрывают кулачки и показывают пальчики в движении.
Пальчики трудились,
Не ленились,
Лепили-лепили,
Пальцы рук сгибаются и разгибаются, имитация лепки.
Рисовали,
Имитация рисования.
Строили-строили,
Имитация строительных движений, например, укладывания кирпича.
Хорошо играли!
А потом, а потом,
А потом устали!
Встряхивание кистями рук, расслабление пальцев.
Алые цветы
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая вновь форму бутона, и производятся покачивания головкой цветка.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Пять малышей
Один малыш качается в саду,
Один палец выставить вперед и затем показать им, как качаются качели.
Два малыша купаются в пруду,
Показать два пальца и затем руками имитировать движения пловцов.
Три малыша ползут к дверям в квартире,
Показать три пальца и имитировать движения ползания.
А в эту дверь стучат уже четыре.
Показать четыре пальца и имитировать «стук» в дверь.
С пятью другими также все в порядке:
Показать все пальцы другой руки.
Им весело, они играют в прятки.
Закрыть обеими руками лицо — «спрятаться».
Где притаились — ясно и ежу,
Руки в замок перед грудью, пальцы раскрыты («еж»).
Но я глаза зажмурил и вожу:
Закрыть одной рукой глаза.
«Один, два три... два, три, четыре, пять...
Считать и одновременно показывать необходимое количество пальцев на руке.
Ну, берегитесь: я иду искать!»
Указательный палец поднят вверх — «предупреждение», затем имитация «подкрадывания».
Зайчики и волк
В лесу в домике жила зайчиха с двумя зайчатами.
Указательный и средний пальцы обеих рук подняты
вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.
Как-то утром зайчата взяли свои любимые барабаны и побежали в лес. Они громко, на весь лес, стали барабанить.
Согнутые мизинец и безымянный — палочки барабана — ударяют в подушечку большого пальца — барабана.
Прямые ушки вверху прижаты друг к другу.
И надобно же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк.
Сложить вместе ладони обеих рук; большие прямые пальцы развести в стороны — это уши волка; у указательных пальцев согнуть верхние фаланги, чтобы ногти соприкасались, — это лоб волка.
Услышал он шум и выскочил на полянку.
Плотно сгруппированные прямые средний и безымянный пальцы — это нос волка; два прижатые друг к другу мизинца отходят вниз — это пасть волка.
Волк поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть.
Все пальцы шевелятся.
Бедные зайчишки побросали барабаны и прижались к березе, их и незаметно, только ушки мелко-мелко трепещут от страха.
Дети прижимают кулачки («зайчиков») к груди, их «ушки» выполняют мелкие колебательные движения — трепещут.
Растерялся волк: «Где же зайцы? Они только что были здесь и вдруг исчезли. Ох, и хитрые, опять провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Найду на вас управу!» — Прорычал свои угрозы и побрел в лес.
Только волк исчез, зайчата выскочили и забыли свои страхи и стали смеяться друг над другом. Один говорит: «Ты так испугался волка, что у тебя ушки кланялись до земли!» — «Нет! — говорит другой. — Мои ушки не кланялись, а вот твои ушки приседали от страха».
Эти и другие движения один из «зайцев» показывает, а второй как бы машинально начинает повторять, но, спохватившись, тут же опровергает наветы и приводит доказательства для изобличения товарища.
— Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот твои ушки прятались друг за дружку!
— Нет уж, мои ушки не прятались друг за дружку, а твои ушки бегали друг за дружкой сверху вниз и сверху вниз!
— Нет, мои ушки так не бегали, а твои ушки от страха стучали друг о дружку!
И так зайцы расшалились, раскричались, что встали на уши и пошли домой на ушках. Вышла мама и говорит: «Что это такое? Опять ушки грязные, опять на ушках ходили? Ну-ка, быстро чистите лапками свои ушки!» Стали зайцы лапками чистить свои ушки. «Ну-ка, я вам склею ушки вместе, чтобы вы больше ими не шалили. Возьмите свои барабаны и учитесь хорошо барабанить, чтобы медведь — директор цирка пригласил вас барабанщиками!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках окружающего мира.
Представляю Вашему вниманию серию дидактических игр на уроках окружающего мира по разным темам ( цель, задачи, ход игры)...
Развивающие игры на уроках окружающего мира
Учебный курс «Окружающий мир» позволяет формировать мировоззрение школьников на первой ступени обучения благодаря интеграции содержания естественных и гуманитарных наук. Весь учебный курс являет...
Дидактические игры на уроках окружающего мира
Различные игры к урокам...
Дидактические игры для уроков окружающего мира
Примерные варианты игр для уроков окружающего мира...
Использование дидактической игры на уроках окружающего мира
Среди педагогических средств активизации учебного процесса особое место принадлежит дидактической игре. Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в котор...
Дидактичаские игры на уроках окружающего мира для 1 класса
Дидактичаские игры на уроках окружающего мира для 1 класса...
Дидактические игры на уроках окружающего мира.
Дидактические игры по теме "Космос"...