Средства и методы обучения на уроках ритмики
методическая разработка
В этой методической разработке описаны средства, методические особенности и методы музыкально-ритмической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Средства и методы обучения на уроках ритмики»
Алексеева Светлана Васильевна
учитель ритмики и музыки I квал. кат.
ГБОУ «СКОШИ №2» г. Улан-Удэ
Важными задачами музыкально-ритмической деятельности в коррекционной школе являются:
- развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;
- развитие и накопление элементарных двигательных навыков;
- формирование правильной осанки;
- повышение работоспособности и двигательной активности;
- развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;
- развитие эстетических чувств;
- приобщение детей к музыке и правильному восприятию ее на слух;
- развитие творческих способностей;
- искоренение вредных привычек и отрицательных качеств личности.
Средства музыкально-ритмической деятельности:
Основными средствами музыкально-ритмической деятельности являются специально разработанные двигательные действия, выполняемые в соответствии с особенностями музыки. Эти средства можно разделить на следующие основные группы:
- элементарные основы музыкальной грамоты;
- упражнения на согласование движений с музыкой;
- музыкальные игры;
- упражнения из хореографии;
- ходьба и бег;
- элементы народных и современных танцев;
- упражнения ритмический гимнастики.
1. Элементарные основы музыкальной грамоты включают в себя понятия о средствах музыкальной выразительности (ритме, темпе, динамике и т.д.). Эти знания необходимы для сознательного восприятия музыкальных произведений. В процессе систематического слушания музыкальных произведений у учащихся развиваются музыкальные способности, художественный вкус.
2. Упражнения на согласование движений с музыкой позволяют учащимся глубже понять музыкально-двигательный образ, развивает способность выполнять упражнения в определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием и построением музыкального произведения. При этом развиваются внимание, зрительная и двигательная память, понимание музыки, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная восприимчивость.
3. Музыкальные игры применяются для закрепления полученных умений и навыков в согласовании движений с музыкой. Неожиданные ситуации, которые возникают в процессе игры, требуют быстрой ориентировки, инициативы, находчивости. Музыкальные игры, определенные рамками правил, имеют большое значение в воспитании у учащихся воли, выдержки, дисциплинированности.
4. Упражнения из хореографии, партерная гимнастика включающие в себя позиции ног, рук и элементарные движения по позициям, являются подготовительными упражнениями, необходимыми учащимся для овладения школой движений, освоения исходных положений, из которых будут выполняться различные упражнения, для формирования правильной осанки.
5. Ходьба и бег в музыкально-ритмической деятельности имеют как общее, так и специальное назначение. Ходьба и бег организуют, активизируют учащихся, настраивают на предстоящую работу. Использование элементов структуры шага и бега способствует разнообразной физической подготовке учащихся, формированию правильной осанки. Музыкальные произведения различного содержания определяют особенности выполнения ходьбы и бега. Это помогает учащимся овладеть различными по характеру движениями (плавными, бодрыми, энергичными и т.д.).
6. Элементы народных и современных танцев построены на музыке, которая определяет особенности танцевальных движений разных народов, времен. Танцевальные упражнения знакомят учащихся с народным творчеством, развивают в них любовь к искусству своего народа, способствуют развитию координации, непринужденности, эмоциональности движений.
7. Упражнения ритмической гимнастики выполняются в сопровождении современной музыки, учащиеся учатся выполнять упражнения без пауз для отдыха. Упражнения ритмической гимнастики способствуют воспитанию сложной координации, быстроты движений и других жизненно важных качеств.
Методические особенности музыкально-ритмической деятельности:
1. Систематическое слушание музыкальных произведений и изучение основ музыкальной грамоты.
Эта методическая особенность позволяет вникать в сущность музыки, раскрывать ее содержание, определять средства музыкальной выразительности. При этом создаются благоприятные условия для воспитания музыкальности, ритмичности, художественного вкуса.
2. Возможность широкого использования специальных упражнений, построенных на связи движений с музыкой.
С помощью музыкально-ритмических упражнений учащиеся развивают умения регулировать степень мышечных напряжений и расслаблений с динамическими оттенками музыки, согласовывать скорость производимых движений с музыкальным темпом, характер движений с музыкальным ритмом. Это способствует развитию тонкого мышечного ощущения.
3. Возможность относительно избирательного воздействия на отдельные мышечные группы, части тела, опорно-двигательный аппарат учащихся в целом.
Специальный подбор музыкально-ритмических упражнений дает возможность варьировать исходные, промежуточные и конечные положения, позволяют успешно формировать необходимые двигательные качества и исправлять недостатки физического развития учащихся.
4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки.
Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач музыкально-ритмической деятельности с использованием при этом многообразных методических приемов. Путем изменения темпа, ритма музыки, динамических оттенков звучания меняются и темп, ритм, амплитуда движений, количество повторений. Это позволяет успешно регулировать нагрузку в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Методические особенности музыкально-ритмической деятельности на уроках взаимосвязаны между собой. При правильном их применении успешнее решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи подрастающего поколения.
Методы музыкально-ритмической деятельности:
1. Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи:
- раскрывается содержание музыкальных произведений;
- объясняются элементарные основы музыкальной грамоты;
- описывается техника движений в связи с музыкой и др.
Это определяет разнообразие методических приемов использования слова в обучении:
- рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
2. Методы наглядного восприятия -
- способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы музыкально-ритмического обучения;
- повышению интереса к изучаемому предмету. К ним можно отнести:
- показ движений, танцевальных комбинаций;
- просмотр видеозаписей;
- прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков.
Все это способствует развитию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
3. Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения движений и танцевальных комбинаций, метод обучения посредством расчленения их, а также игровой метод.
4. Метод целостного освоения широко применяется в музыкально-ритмическом обучении, что объясняется относительной доступностью упражнений.
5. Метод расчленения может широко использоваться для освоения самых разных упражнений. Практически каждое упражнение можно приостановить в любой фазе для уточнения двигательного действия, улучшения выразительности движений и т.п. Кроме того, этот метод может применяться при изучении сложных движений.
6. К игровому методу обучения обращаются при проведении музыкально-ритмических игр. Данный метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определенного результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Все вышеперечисленные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приемами педагогического воздействия на учащихся.
Двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные упражнения.
Метод расчленения может широко использоваться для освоения самых разных упражнений. Практически каждое упражнение можно приостановить в любой фазе для уточнения двигательного действия, улучшения выразительности движений и т.п. Кроме того, этот метод может применяться при изучении сложных движений.
К игровому методу обучения обращаются при проведении музыкально-ритмических игр. Данный метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определенного результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Литература:
- Алексеева Л.М. «Комплексы детской общеразвивающей гимнастики». – Ростов-на-Д: Феникс, 2005 г.
- Базарова Н. «Азбука классического танца» Ленинград, «Искусство», 1984 г.
- Буренина А.М. «Ритмическая мозаика» - М.: Просвещение, 2004.
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением. - СПб.: Фаст, 2008.
- Давыдова М.М. «Развивающие игры для детей», М.: Астрель, 2001 г.
- Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание» – Москва.: «Вако», 2006 г.
- Кузнецова А.Е. «Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет», М.: ИД Рипол классик, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения" по воспитательной работе
Методическая разработка...

Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов. Из опыта работы....

План самообразования "Применение активных методов обучения на уроках английского языка как средство повышения качества обучения иностранному языку"
Содержание 1. Перспективный план самообразовательной деятельности ...
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РИТМИКИ
Основными средствами музыкально-ритмического воспитания являются специально разработанные двигательные действия, выполняемые в соответствии с особенностями музыки. Эти средства можно разделить на след...
Мастер-класс «Активные методы обучения на уроках в начальной школе как средство достижения высоких результатов»
Презентация к Мастер-классу«Активные методы обучения на уроках в начальной школе как средство достижения высоких результатов»...

Средства и методы контроля на уроке физической культуры.
Средства и методы контроля на уроке физической культуры....

Пути и средства применения эвристических форм и методов обучения на уроке в современной начальной школе
Теоретические и практические аспекты применения эвристического метода в обучении начальной школы...