Исследовательская работа Фестиваль детского творчества Весенний перезвон для детей с ОВЗ
творческая работа учащихся
Что дает участие в музыкальных конкурсах детям коррекционной школы?
Какое психо-эмоциональное воздействие оказывают вокальные конкурсы на подростка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат №2»
Научно-Практическая Конференция
«Такая есть профессия - педагог»
Номинация: «Копилка добрых дел»
Исследовательская работа: Фестиваль детского творчества «Весенний перезвон» для детей с ограниченными возможностями здоровья
Куликов Сергей – учащийся 7 «а» ГБОУ «СКОШИ №2»
Руководитель: Алексеева Светлана Васильевна – учитель музыки
ГБОУ «СКОШИ №2»
г. Улан-Удэ
2024
Оглавление
Введение………………………………………………………………………… | 3 |
Актуальность…………………………………………………………………… | 3 |
Проблема исследования……………………………………………………….. | 4 |
Цель……………………………………………………………………………… | 4 |
Задачи…………………………………………………………………………… | 4 |
Объект исследования…………………………………………………………... | 4 |
Предмет исследования…………………………………………………………. | 4 |
Гипотеза…………………………………………………………………………. | 4 |
Методы исследования………………………………………………………….. | 4 |
Основная часть…………………………………………………………………. | 5 |
Заключение……………………………………………………………………… | 8 |
Вывод……………………………………………………………………………. | 9 |
Литература……………………………………………………………………… | 10 |
Приложение №1………………………………………………………………… | 11 |
Приложение № 2………………………………………………………………... | 12 |
Приложение № 3………………………………………………………………... | 13 |
Введение
Музыка – основа духовной жизни каждого человека. Воспитание музыкой начинается со школы. Это уроки музыки, участие в музыкальных внеклассных занятиях, в конкурсах различного уровня. В ГБОУ «СКОШИ №2» созданы условия для подготовки к вокальным конкурсам, фестивалям. Каждый ученик нашей школы может попробовать себя в роли певца – вокалиста, или в качестве хориста в школьном хоре. Участие в таких музыкальных занятиях оказывает положительное влияние, определенное психологическое воздействие[1], также как и пение, занятия вокалом, которые помогают развивать детей. Разнообразные исследования[2] показали, что вокальные занятия являются одним из способов для психофизиологического воздействия на личность, так как процесс пения захватывает весь организм в целом. Основная масса современных источников по теме исследования, это периодика, в качестве базовых материалов нами использованы в частности, следующие научные статьи: «Роль музыки в становлении личности подростка» И. С. Каргополов[3], «Влияние музыки на успешность подростка» М. Кочнев, И.Брусницын, Д.Арсеньев, А. Беляев [4], «Особенности влияния пения на состояние здоровья человека» и др., а также: «Музыкальная психология» В.И. Петрушин[5].
Актуальность. Актуальность музыкальных занятий в школе определяется еще и тем, что занятия вокалом имеют особое значение и оказывают значительное влияние на становление современного подростка, его увлечения, досуг, творческий потенциал, социализацию и учебу. Актуальна ли эта тема в последнее время? Да, актуальна. В настоящее время в России насчитывается около 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, имеющие инвалидность, также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, это доказывают победы наших учеников в фестивале.
Проблема исследования: Что дает участие в музыкальных конкурсах детям нашей школы?
Цель данной работы: исследовать психо-эмоциональное воздействие искусства (музыки и вокала) через вокальные конкурсы на подростка.
Задачи:
- Отобрать и описать необходимые методы исследования;
- Описать ход проведения исследования и систематизировать его результаты;
- Выявление одаренных учащихся для дальнейшего обучения и участия в других вокальных конкурсах.
Объект исследования: Вокальный конкурс «Весенний перезвон».
Предмет исследования: Изучение позитивного психологического воздействие искусства (музыки и вокала) на подростков (на примере учащихся ГБОУ «СКОШИ №2»).
Гипотеза: участие в вокальных конкурсах (на примере конкурса «Весенний перезвон») оказывает позитивное психологическое воздействие на состояние современного подростка, его творческий потенциал, социализацию и учебу.
Методы исследования: экспертный метод, самонаблюдение и анкетирование.
Методы исследования:
- поиск и изучение информации;
- анкетирование обучающихся, которые могут принять участие в вокальных конкурсах;
- вокальные пробы;
- опрос родителей;
- тестирование обучающихся;
- анализ проделанной работы.
Основная часть
В Республике Бурятия по нашему мнению, недостаточно освещается Республиканский конкурс «Весенний перезвон» в СМИ, в телевизионных республиканских каналах. Творческие способности у детей разные. Они зависят от эмоциональной чувствительности, характера человека, и во многом определяются занятиями музыкой, вокалом, участием во внеклассных творческих мероприятиях. Это школьные мероприятия и конкурсы: «Две звезды», «Конкурсы военных песен, посвященные праздничным датам», Всероссийский конкурс «Наследники Победы», конкурс новогодних песен. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает такой конкурс, как Республиканский фестиваль детского творчества «Весенний перезвон» среди воспитанников СКОУ Республики Бурятия. В конкурсе, который проводится в селе Турунтаево, принимают участие дети со всей Республики. На конкурсе звучат тематические песни, репертуар представляет собой эстрадные песни, джазовые композиции, народные песни (русский и бурятский фольклор). Одним из направлений является патриотическое направление, приуроченное к 100-летию Бурятии. Опыт проведения данного мероприятия более 10 лет. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в «Весеннем перезвоне». За весь период проведения, в конкурсе «Весенний перезвон» из СКОШИ №2 приняло участие более 100 детей. Конкурс для детей с ограниченными возможностями здоровья «Весенний перезвон», не имеет аналогов в нашей Республике. С каждым годом множится количество участников, и география фестиваля расширяется.
Из ГБОУ «СКОШИ №2» в конкурсе «Весенний перезвон» приняли участие учащиеся 6 «а» класса: Куликов Сергей, Цыремпилова Ксения, Цыбенова Алсу, Баранова Татьяна, Юдин Константин, Сангаева Номина. Дети выступили с песней патриотического содержания «Отмените войну» из репертуара Татьяны Ветровой. Песня популярная в среде молодежи и студентов, а также школьников и актуальна на сегодняшний день. Песня исполняется дуэтом, в унисон и сопровождалась театральной композицией, представляющую собой пластическую пантомиму.
Дети выступили на конкурсе с вдохновением, прочувствовали репертуар, зрители приняли выступление восторженно, долго не отпускали юных конкурсантов со сцены. Конкурс оставил неизгладимые впечатления у детей. Жюри по достоинству оценило исполнительский уровень в номинации «Ансамбль» и присудило Диплом I степени. Руководитель ансамбля – Алексеева Светлана Васильевна – учитель музыки и классный руководитель выступающего класса.
Фестиваль «Весенний перезвон», это приобщение к музыкальному вокальному творчеству, творческое развитие детей, средство для общения со сверстниками в конкурсных условиях, знакомство с репертуаром других участников. Он направлен на развитие творческих способностей детей, воспитывает у сверстников и их родителей уважительное отношение к другим конкурсантам, знакомит с интересными музыкальными номерами. Участие в «Весеннем перезвоне» помогает нашим детям поверить в себя, получить возможность общественного признания их достижений, приобрести опыт публичных выступлений, а также является мощным стимулом для дальнейших побед на конкурсах.
Сегодня проблема участия детей с ограниченными возможностями здоровья в вокальных конкурсах является одной из самых актуальных, потому что участие в конкурсах дает возможность детям научиться раскрывать свои возможности перед другой аудиторией. Участвуя в вокальных конкурсах и фестивалях, дети приобщаются к песенному репертуару, например: наряду с прекрасными детскими песнями из популярных советских мультфильмов, таких как, «Чебурашка и Крокодил Гена», «Бременские музыканты», «Мама для мамонтенка» и т.д., дети слышат народные песни. Современные дети очень любят музыку и песни современных певцов Нилетто, Клавы Коки, Хабиба и др. Интересно то, что родители не знают современных детских песен, а если попросить детей спеть их любимую песню, то они поют песни из репертуара, который в принципе современным детям не интересен. Например, родители современных детей не слушают рэп, и не могут уследить за всеми музыкальными новинками, в их детстве не было такого количества гаджетов и музыкальных программ. В какой-то степени это разница поколений в музыкальной культуре влияет на внешний вид детей, речь.
В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»[6] пишет, что, детские песни имеют очень значимую воспитательную силу. С помощью детских песен ребёнок учится выражать свое мнение, знакомится с окружающим миром. Разучивание детских песен повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движения.
При подготовке к фестивалю «Весенний перезвон» дети вместе с учителем музыки Алексеевой С.В. выбирают песню о России, с красивым мотивом, в которой мелодия должна быть веселой, ритмичной[7].
Песня помогает в становлении самосознания и национального чувства. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные, талантливые дети - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться. Считается, что талантливый ребенок – это ребенок, достижения которого отличаются новизной и имеют значимость для общества. Дети, имеющие инвалидность, также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, это доказывают победы наших учеников в фестивалях, соревнованиях и конкурсах городского и международного уровня. Конкурсная деятельность является серьезной поддержкой для всех участников образовательного процесса: детей с инвалидностью, их родителей и педагогов. Участие в конкурсах помогает нашим детям поверить в себя, получить возможность общественного признания их достижений, приобрести бесценный опыт публичных выступлений, а также является мощным стимулом для дальнейших побед.
Заключение
Практическая значимость работы: определяется тем, чтобы привлечь внимание к участию детей с ограниченными возможностями здоровья в различных вокальных конкурсах нашей Республики Бурятия. На примере участия в Республиканском фестивале «Весенний перезвон» можно сделать выводы о психологическом воздействии искусства (музыки и вокала) на становление современного подростка. Конкурс «Весенний перезвон» - это положительное воздействие искусства на успешное развитие подростков, способствует повышению увлеченности современных подростков такими направлениями как музыка и вокал.
Ожидаемый социальный и практический эффект можно разделить на уровни:
- Возможность для творческой и реализации детей. Культура и эстетика фестиваля сформирована для продвижения идеи творческого созидания, духовно-нравственного, приобщения детей к музыкальному искусству.
- Ребята, показавшие отличные вокальные способности, получат возможность выступать дальше на других конкурсах, потому что они поверили в свои силы.
Подобные музыкальные, вокальные конкурсы дают:
- возможности для широкого охвата учащихся творчеством;
- стимулирование эмоционально-эстетического, социального развития детей;
- совершенствование вокально-исполнительского мастерства учащихся;
- привитие любви к песенному творчеству;
- духовно – нравственное и патриотическое развитие детей.
Вывод
Успешный десятилетний опыт проведения фестиваля «Весенний перезвон» показывает важность вовлечения в творческий процесс для успешной социализации и реабилитации детей с ОВЗ. Искренняя радость детей, их неподдельные эмоции и восторг от реализации своего творческого потенциала.
Проанализировав работу фестиваля «Весенний перезвон» можно судить о востребованности данной формы работы с детьми с ОВЗ. Творческое и жанровое разнообразие конкурса позволит нашим участникам, получившим заслуженные 1 места успешно социализироваться, найти друзей, раскрыть свой творческий потенциал, получить позитивные эмоции от приобщения к искусству. Мы подтвердили проблему исследования, что дает участие в вокальных конкурсах нашим детям? Поэтому, исходя из вышеизложенного, можно подвести итог: вокальные конкурсы, проводимые в нашей Республике Бурятия, помогают творческому становлению детей, приобщают к культуре. Также вокальные конкурсы помогают осознать на государственном уровне роль музыкального - художественного образования в качестве основы для интеллектуального, патриотического, эмоционально – эстетического и нравственно – духовного развития личности ребенка с ОВЗ. Исполнение песен патриотического содержания, как репертуар учащихся ГБОУ СКОШИ №2, подтвержденный дипломом 1 место это - повышение престижа и распространение нематериальных ценностей – уважение к творческому наследию российской музыкальной культуры. К итогам фестиваля «Весенний перезвон» учитель и дети шли не один год, совместная работа принесла результат.
Свою работу хотелось бы закончить цитатой В.Шаинского «Помочь возрождению музыкальной детской культуры можно только сообща, нужен энтузиазм не одного человека, а общества в целом».
Литература:
- Каргополов, И. С. Роль музыки в становлении личности подростка / И. С. Каргополов // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 157-159.
- Мещеркина, В. Д. Особенности влияния пения на состояние здоровья человека / В. Д. Мещеркина, Н. А. Власовец. // Юный ученый. 2017. № 2.2 (11.2). С. 72-73.
- Кочнев, М. Влияние музыки на успешность подростка / М. Кочнев, И.Брусницын, Д.Арсеньев, А. Беляев // Старт в науке. 2016. № 2. С. 96-110.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Пассим, 2019. – 500
- Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Рождение гражданина. Письма к сыну.
Приложения
Приложение № 1
Награды и достижения
1. Грамота за 1 место в номинации «Вокал» в художественно-творческом онлайн-конкурсе «Война священная, навеки в памяти людской», посвященном 75-летию Великой Победы, май 2021г.
2. Грамота за 1 место общешкольного конкурса ко Дню Великой Победы, апрель 2022г.
3. Диплом за 3 место в Международном творческом конкурсе «Наследники Победы» в номинации «Музыкальная постановка». Москва, май 2022г.
4. Грамота за 1 место общешкольного конкурса Военно-патриотических песен, посвященного Великой Победе, май 2023г.
5. Диплом 1 степени VII Республиканского Фестиваля детского творчества «Весенний перезвон» среди воспитанников СКОУ Республики Бурятия, май 2023г.
Приложение № 2
Анкета - опросный лист
Пожалуйста, отметьте выбранные ответ(ы) крестиком или галочкой
Данное анкетирование – опрос проводится для того, чтобы выявить желание участия в музыкальных конкурсах.
Психологическое воздействие искусства: музыки и вокала (пения). Будем очень благодарны Вам за участие в проводимом опросе.
1. Каким видом искусства вы занимаетесь (возможно, выбрать несколько вариантов ответа)
А) Вокалом
Б) Музыкой
В) Рисую
Г) Танцем (хореографией)
Д) Театром
Е) Практически всеми из списка
2. Ваши занятия искусством (в частности музыкой и вокалом), помогают вам… (выберите несколько вариантов ответа из предложенных ниже):
А) хорошо учиться
Б) способствуют развитию памяти, мышления, внимания,
Г) нужны для психологической разгрузки (релаксации, снятия стресса)
Д) помогают найти друзей, единомышленников (налаживают коммуникации)
Ж) все варианты ответов
3. Как Вы думаете, оказывают ли ваши занятия искусством (вокалом, музыкой) позитивное психологическое воздействие?
А) да
Б) нет
В) не уверен/а
Приложение № 3
Результаты ответов на вопрос № 1 анкеты
Рис.1. Каким видом искусства вы занимаетесь (возможно, выбрать несколько вариантов ответа)?
Результаты ответов на вопрос № 2 анкеты
Рис. 2. Ваши занятия искусством (в частности музыкой и вокалом), помогают вам…
Результаты ответов на вопрос 3 анкеты
Таблиц 1. Как Вы думаете, оказывают ли ваши занятия искусством (вокалом, музыкой) позитивное психологическое воздействие?
Варианты ответов | |||
А) да | Б) нет | В) не уверен/а | |
количество респондентов, % | |||
85% (17 чел.) | 10% (2 чел.) | 5% (1 чел.) |
Рис. 3. Как Вы думаете, оказывают ли ваши занятия искусством (вокалом, музыкой) позитивное психологическое воздействие?
[1] Каргополов, И. С. Роль музыки в становлении личности подростка / И. С. Каргополов // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 157-159.
[2] Мещеркина, В. Д. Особенности влияния пения на состояние здоровья человека / В. Д. Мещеркина, Н. А. Власовец. // Юный ученый. 2017. № 2.2 (11.2). С. 72-73.
[3] Каргополов, И. С. Роль музыки в становлении личности подростка / И. С. Каргополов // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 157-159.
[4] Кочнев, М. Влияние музыки на успешность подростка / М. Кочнев, И.Брусницын, Д.Арсеньев, А. Беляев // Старт в науке. 2016. № 2. С. 96-110.
[5] Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Пассим, 2019. – 500 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: занятия вокалом имеют особое значение и оказывают значительное влияние на становление современного подростка, его увлечения, досуг, творческий потенциал, социализацию и учебу. Проблема исследования: Что дает участие в музыкальных конкурсах детям нашей школы? Цель : исследовать психо-эмоциональное воздействие искусства (музыки и вокала) через вокальные конкурсы на подростка. Задачи: - Отобрать и описать необходимые методы исследования; - Описать ход проведения исследования и систематизировать его результаты; - Выявление одаренных учащихся для дальнейшего обучения и участия в других вокальных конкурсах.
Объект исследования: Вокальный конкурс «Весенний перезвон». П редмет исследования : Изучение позитивного психологического воздействие искусства (музыки и вокала) на подростков (на примере учащихся ГБОУ «СКОШИ №2»). Гипотеза: участие в вокальных конкурсах (на примере конкурса «Весенний перезвон») оказывает позитивное психологическое воздействие на состояние современного подростка, его творческий потенциал, социализацию и учебу. Методы исследования: экспертный метод, самонаблюдение и анкетирование. Методы исследования: - поиск и изучение информации; - анкетирование обучающихся, которые могут принять участие в вокальных конкурсах; - вокальные пробы; - опрос родителей; - тестирование обучающихся; - анализ проделанной работы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль детского творчества "Дружат люди всей Земли"
Мероприятие помогает обучающимся познакомиться с культурой народов разных стран....

Итоги районного фестиваля детского творчества - 2017г.
Приказ отдела образования об итогах районного фестиваля детского творчества. За высокие достижения в данном конкурсе награждён Буланов Егор, ученик 4 класса....

Участие в школьном фестивале детского творчества "Созвездие талантов"
Участие в школьном фестивале детского творчества "Созвездие талантов"...

Муниципальный Конкурс детского творчества «Осенний перезвон 2021 год»
Я люблю эту осень за краски,За палитру опавшей листвы.Каждый раз ощущение сказки…https://www.inpearls.ru/...