Опыт применения карт понятий в образовательном процессе.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Представлен опыт применения карт понятий в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт применения карт понятий в образовательном процессе.
Учитель начальных классов КОГОБУ СШ с УИОП г. Кирс
Урсу Наталья Леонидовна
В процессе инновационной деятельности нам стало понятно, что цифровизация образования означает существенные изменения в образовательном процессе, которое могут осуществляться как с помощью ИКТ, так и без них. Так, на занятиях мы изучили вопрос о построении карт понятий как инновационном способе структурирования учебной информации на основе визуализации.
В марте – апреле 2021 года, мы решили применить ментальные карты на уроках окружающего мира по разделу «Природные зоны». По темам: «Арктика», «Тундра», «Пустыни», «Степи», «Зона лесов». Учащиеся после изучения каждой природной зоны, накапливали не только теоретический материал, но и дидактический (картинки животных и растений), который им пригодился при построении ментальных карт по обобщению по разделу. Карты получились очень структурированными, чётко выделены компоненты природной зоны: географическое положение, животный мир, растительный мир, климат, деятельность человека.
Карты отличаются разнообразием приёмов оформления: разные цвета, использование фото, картинок, а также присутствует чёткость формулировок.
После построения карт, проходила защита.
Таким образом в классе в совместной деятельности было составлено 5 ментальных карт.
Вы их видите на слайдах.
Важно, что в конце учебного года во всероссийской проверочной работе учащимся 4-го класса было предложено выполнить задание на знание природных зон.
23 учащихся класса из 4 Е выполнили его полностью и без ошибок. Слайд.
Что дает работа с ментальной картой ученику?
Мы обнаружили, что
- проще выделить главный объект, так как он находится в центре листа в виде некоторого графического образа;
‒ все внимание сосредотачивается на главных вопросах;
‒ четко видна важность каждой идеи. Значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные — на периферии;
‒ быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится большое количество информации;
‒ легко можно дополнить карту новой информацией.
Мы пришли к выводу, что использовать ментальные карты можно, как на этапе введения нового материала, так и на этапе системазации и обобщения; как для обширной визуализации материала по всей теме или разделу, так и для углубленного изучения различных узких аспектов темы.
Обучать детей разработке ментальных карт нужно с 1 класса, а идеально с дошкольного возраста. Они помогут школьнику быстро воспринимать и обрабатывать гораздо большие объёмы информации, самостоятельно разбираться с новым материалом в школе.
В этом году у меня первоклассники и мы постепенно будем учиться строить ментальные карты.
Например: Изучив тему «Задача», детям на этапе закрепления, нужно было вспомнить, то из каких частей состоит задача, при помощи карты. Учащимся были приготовлены карточки, которые они распределяли на листочках и дорабатывали каждую часть задачи.
Вы их видите на слайдах.
Что дает работа с ментальной картой учителю?
- Развивать познавательный интерес учащихся.
- Сделать учебный процесс «живым», динамичным: благодаря форме записи учебный материал становится более гибким и позволяет вносить изменения в планируемые занятия, идти по пути учащихся.
- Контролировать глубину усвоение темы обучающимися.
- Демонстрировать не только сами факты, но и взаимосвязи между ними, обеспечивая более глубокое понимание предмета учащимися.
- Развивать креативное мышление обучающихся.
- Формировать коммуникативную компетентность обучающихся.
- Улучшать все виды памяти обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Из опыта работы...
Доклад на тему: «Применение уровневой дифференциации в образовательном процессе»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/01/picture-176153-1667324672.jpg)
Опыт внедрения ФГОС НОО в образовательный процесс начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее.
В данной презентации представлен опыт внедрения ФГОС НОО в образовательный процесс начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-680596-1444162773.jpg)
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
Цель работы – внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс начальной школы с целью улучшения состояния здоровья детей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/28/picture-795103-1467100092.jpg)
Образовательный проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»
Значение игр в обучении младших школьников. Применение игр-предположений во внеурочной деятельности....
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания...