Использование электронной формы учебника в образовательном процессе как неотъемлемое требование современного образования
статья
Электронные учебники - это пока еще неизведанный повсеместно инструмент в работе учителя. Много споров: за и против! Но одно можно сказать точно - введение ЭФУ сейчас требование времени. Внедрение ЭФУ - это актуальный на данный момент вопрос для современного образования. Педагоги должны идти в ногу со временем и техническим прогрессом. Кроме всего прочего этот вид учебника универсален и удобен в использовании и во многом превосходит бумажный вариант.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 1.1.7. Статья в электронном сборнике
Сажина Евгения Эдуардовна, учитель начальных классов,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 3»,
Россия, г. Балей,
E-mail evgeniya.sazhina.68@mail.ru
Использование электронной формы учебника в образовательном процессе как неотъемлемое требование современного образования
Аннотация
Электронные учебники - это пока еще неизведанный повсеместно инструмент в работе учителя. Много споров: за и против! Но одно можно сказать точно - введение ЭФУ сейчас требование времени. Внедрение ЭФУ - это актуальный на данный момент вопрос для современного образования. Педагоги должны идти в ногу со временем и техническим прогрессом. Кроме всего прочего этот вид учебника универсален и удобен в использовании и во многом превосходит бумажный вариант.
Ключевые слова: информатизация образовательного пространства; электронная форма учебника; современный ученик.
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Современное образование немыслимо без современных средств обучения.
Сегодня появились новые технические средства с обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности.
Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта "Образование" является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Уже на начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, потому что современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать процесс обучения.
Мы с ребятами работаем по программе УМК «Перспективная начальная школа». С 1 сентября 2015 г. приступили к реализации проекта “Электронный учебник» издательства (Академкнига\учебник).
ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559).
Работая по УМК «Перспективная начальная школа» я, как педагог, вижу предоставленные возможности ЭФУ для повышения мотивации изучения предметов, так как за счёт усиления наглядности создаются условия для более глубокого и прочного осознания изучаемого материала.
Мультимедийные элементы ЭФУ используются для расширения эмоционального воздействия, на этапе систематизации и обобщения материала: карты, схемы, таблицы, видеоролики, галереи статических изображений, анимационные ролики, озвучивание литературного, словарного и учебного материалов, ленты времени.
Насыщенность ЭФУ интерактивными объектами позволяет организовать индивидуальное обучение, создать условия для самовыражения каждого ученика, проявления его избирательности к учебному материалу.
Интерактивные объекты, предназначенные для отработки знаний, направлены на формирование умения классифицировать, систематизировать, анализировать материал, строить логические ряды, выделять главную и второстепенную информацию.
У учащихся формируется самостоятельность и ИКТ-компетенции.
С помощью ЭФУ школьникам даётся возможность неоднократно выполнять интерактивные задания в индивидуальном темпе.
В ЭФУ балльное оценивание не производится, пользователю лишь выдаётся сообщение о результатах выполнения интерактивного задания. При работе в классе оценивание может проводить учитель, тогда тренировочные задания играют роль контрольных. При самостоятельной работе учащийся имеет возможность корректировать качество освоения нового материала, добиваясь верного решения учебных задач. Контрольно-измерительные объекты представлены заданиями в тестовой форме. Такие модули содержат блок тестовых заданий, количество которых известно уже в начале работы над ними. После их выполнения номера тестов окрашиваются в красный или зелёный цвет в зависимости от правильности ответа, который учитель может прокомментировать и оценить. Если работа носит тренировочный характер, учащийся может просмотреть правильные варианты ответов, обратиться к теоретическому материалу учебника, выполнить задание ещё раз. Всё это даёт возможность воспитывать независимых учеников, которые ставят перед собой цели и отслеживают собственные успехи на пути их достижения.
ЭФУ можно использовать в школе на уроке любого типа и на любом его этапе, во внеурочной деятельности, при выполнении самостоятельной работы. Подходы к использованию ЭФУ могут быть также весьма различны. Например, для организации фронтальной работы с учащимися достаточно иметь интерактивную доску или простой светоотражающий экран и мультимедийный проектор. Для организации индивидуальной работы необходимо наличие мобильных или стационарных компьютеров каждым учащимся. Для групповой (парной) достаточно использование одного компьютера.
Учебный материал электронного учебника строится как совокупность учебных ситуаций, в каждой из которых чётко определены предмет, средства и условия учебного действия. Распределение учебного материала, определение типов и содержания информационных объектов учитывает особенности изучаемой дисциплины, возраст учащихся, классические принципы дидактики.
Можно сделать вывод, что электронные учебники:
• облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
• допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
• освобождают от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
• предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.
Для конкретики, остановлюсь на возможностях использования ЭФУ на некоторых уроках.
На уроках обучения грамоте для изучения каждой буквы разработана система заданий, позволяющая рассмотреть из каких элементов, состоит та или иная буква, попробовать сконструировать эту букву, посмотреть ресурс, который покажет, как правильно писать букву. Что это дает ребенку? Быстрое запоминание зрительных образов, возможность самостоятельно посмотреть, как записываются буквы и, ориентируясь на этот образец, в своей прописи записать эту букву.
На уроках русского языка у обучающихся есть возможность выполнять упражнения интерактивно. Включение интерактивных упражнений формирует самоконтроль и самокоррекцию. В содержание каждого учебника по русскому языку встроены словари. Система обращения к интерактивным словарям является механизмом формирования филологической культуры младшего школьника. Материал орфоэпического словаря озвучен, таким образом ребенок сразу получает образец правильной речи.
На уроках литературного чтения детям предложены мультимедийные задания: аудиофрагменты, видеоролики, которые позволяют расширить пространство печатного текста. Мы с учениками можем не только увидеть литературных героев на иллюстрациях, но и услышать их предполагаемые голоса! Использование электронной лупы и рамочки для просмотра репродукций картин на уроках литературного чтения дает возможность увеличивать фрагменты картины для более детального рассмотрения и способствует умению выявлять, видеть особенности разных объектов.
На уроках математики в ходе работы с ЭФУ нами отрабатывается тренировка вычислительных навыков с автоматической проверкой и тестированием. Очень важное, что такая работа используется при освоении материала из курса «Геометрия». Интерактивные задания способствуют предвосхищению результата и повышению уровня усвоения учебной задачи.
Говоря об уроках окружающего мира, надо отметить, что ребенку интересно смотреть и наблюдать. К сожалению, при отсутствии у нас возможности часто выходить на экскурсии, вживую рассмотреть какие-то объекты, увидеть, что с ними происходит в реальном мире, мы может это восполнить с использованием ЭФУ. После каждой темы включены видеоролики, позволяющие увидеть весь мир в действии.
Мне удобно работать с ЭФУ, потому что все интерактивные и мультимедийные элементы входят в сам корпус учебника и работают без подключения к сети Интернет.
Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.
Можно отметить, что в целом и учащиеся, и родители положительно относятся к внедрению в образовательный процесс электронных форм учебников.
Нельзя сказать и проблеме использования ЭФУ: материально-техническое оборудование, техническое обслуживание, различные технические возможности родителей. Хотя проблемы имеются, но не использовать это современное преимущество во благо образования наших детей уже нельзя.
Электронные учебники - это пока еще неизведанный повсеместно инструмент в работе учителя. Много споров: за и против! Но одно можно сказать точно - введение ЭФУ сейчас требование времени. На мой взгляд, внедрение ЭФУ это актуальный на данный момент вопрос для современного образования. Педагоги должны идти в ногу со временем и техническим прогрессом. Кроме всего прочего этот вид учебника универсален и удобен в использовании и во многом превосходит бумажный вариант.
Опыт моей работы с ЭФУ представлен:
- участием в работе Методической площадки по реализации образовательных проектов ООО «Издательства « Академкнига»( « Перспективная начальная школа»);
- участием в работе региональных научно-практических семинарах;
- выступлениями на методических объединениях учителей начальных классов и педсоветах;
- проведением открытых уроков в рамках опытно- экспериментальной работы в школе;
- проведением городского семинара учителей начальных классов.
Список литературы:
1. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
2. Письмо Минобрнауки РФ от 02.02.2015 года №НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»
3. http://www.akademkniga.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/11/picture-562295-1420986185.jpg)
технологическая карта урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА с использованием электронной формы учебника тема: "Куликовская битва"
Данный материал будет полезен учителям, реализующим ФГОС, работающим с информационными технологиями....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/06/picture-376802-1389019005.jpg)
Использование возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных УУД
В данной работе сосредоточено внимание на использовании возможностей электронных форм учебника на уроках английского языка для формирования коммуникативных УУД. В работе представлены примеры использов...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе с использованием электронной формы учебников по теме " Вид глагола". УМК " Школа 21 века"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе с использованием электронной формы учебников по теме " Вид глагола". УМК "Школа 21 века".Урок первичного предъявления новых зн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1178487-1571709689.jpg)
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников
Литературное чтение. 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока "Малые жанры фольклора"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/25/picture-1231077-1585128414.jpg)
Презентация педагогического опыта по теме: " Модель внедрения электронной формы учебника в информационно- образовательную среду школы"
Выступление посвящено вопросам внедрения ЭФУ в информационно- образовательную среду школы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/16/picture-1444478-1671219766.jpg)
Курсы повышения квалификации «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС
Курсы повышения квалификации «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной сан...