"Технология проблемного обучения в нвчальных классах"
методическая разработка

Боровская Елена Валерьевна

опыт использования технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ   В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Главные цели проблемного обучения:

1.     Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

2.     Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

3.     Развитие профессионального проблемного мышления.

Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего общего образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют  будущую жизнь человека, ибо в младшем возрасте формируются базовые основания для целенаправленного развития личности ребёнка, для развития его физических и интеллектуальных способностей. Современное образование должно развивать способности и умения учащихся самостоятельно добывать знания. Психологами доказано, что лучше – скорее и прочнее – учащимися запоминаются те знания, которые были добыты собственными силами. Что бы заставить ученика задуматься, чтобы сделать процесс обучения интересным, значимым для ребёнка, наука предложила школе технологию проблемного обучения.  

В 20-м веке развитие концепции проблемного обучения связано, в первую очередь, с американским психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952). Его педагогическая теория и заключалась в том, что ребенок должен получать опыт и знания в процессе самостоятельного исследования. В нашей стране исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах 20-го века в качестве альтернативы массовому нормативному обучению. Разработкой  аспектов проблемного обучения как концепции в целом занимались с того времени и занимаются сегодня многие ученые и практики: М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, и многие другие.

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Необходимо формировать у детей учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечёт в их деятельность интерес.   На уроке можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры, но можно пойти другим путём: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Чтобы достичь этого -  необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.  Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать значимость учебной деятельности. Необходимо учить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

М.Н . Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложений знаний.

3. Исследовательский метод обучения.

В чем актуальность проблемного обучения?

Актуальность проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности, учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

"Скажи мне, и я забуду. 
Покажи мне, – я смогу запомнить. 
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".    (
Конфуций)

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? В своей работе, я чаще всего и использую технологию проблемного обучения. 

           На уроках русского языка и литературы я использую следующие приёмы для создания проблемной ситуации:

- «яркое пятно» (сообщение темы урока через интересный интригующий материал, притчи, сказки, легенды, отрывки из художественных произведений, афоризмы, пословицы и т.д.);

- подводящий диалог;

- ситуация с «затруднением» (противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без нового материала);

- столкновение разных точек зрения по одному вопросу;

- задания с недостаточными данными (восстанови    определение, словообразовательную цепочку);

- задания с избыточными данными (найди лишнее);

- задания с заведомыми ошибками («лови ошибку»);

- задания с ограничением по времени выполнения. 

В результате такой работы происходит творческое овладение знаниями.

Например: урок русского языка (3 класс) тема: «Число имён существительных».

На доске записаны слова: ведро, книга, картофель, девочка.

Задание: поставьте и запишите данные имена существительные в форме множественного числа.                                                                                        Можно предложить детям другое задание: найти «лишнее слово».

Ребята решают проблемную ситуацию, выдвигают гипотезы, аргументируют свой выбор.

Сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.

урок русского языка (3 класс) тема: «Непроизносимые согласные»

На доске запись: грустный, сердце

-Прочитайте слова, напишите транскрипцию слов.

-Что вас удивило? (согласные т, д пишем, но не произносим)

-Какой вопрос возникает у вас? (Почему согласный пишется в том месте, где звук не произносится?)

  • Как узнать, проверить, надо ли написать букву, обозначающую согласный, если мы его не слышим?

Самостоятельно ребята выходят на новую тему, ставят цель урока.

урок литературного чтения (2 класс) тема: «И.Бунин «Листопад»

На уроке для постановки проблемы может быть использован прием «яркое пятно» в форме слайд-шоу под пьесу П.И. Чайковского «Октябрь»:

Сегодня мы познакомимся с произведением, к которому очень подходит то, что мы увидим и услышим. Смотрят слайд-шоу.

- Кто догадался, о каком осеннем явлении идет речь?

- О листопаде.

- Значит, тема нашего урока?

(Фиксирую тему на доске, дополняя фамилией автора и названием произведения)

           На уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением. 

Сначала учащиеся выполняют задание на пройденный материал, с которым успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записываю на доске, этап постановки проблемы завершается.
Например: урок математики в 3 классе тема: «Задачи с недостающими данными»

Проводим рассуждение от вопроса от вопроса задачи:

-Ответить на вопрос задачи «Сколько домашних животных живет на ферме?» можно, если знать, сколько на ферме коров, овец и свиней. Мы знаем. Что коров 20, овец на 12 меньше, чем свиней, а сколько свиней неизвестно. Поэтому пока не будет дано, сколько свиней, задачу невозможно решить.

  • Как поступим?
  • Можно добавить количество свиней.
  • Как еще можно поступить?
  • Добавить данные, сравнивающие количество свиней с количеством другого животного, например, свиней на 16 больше, чем коров.  

урок математики в 3 классе тема: «Умножение двузначного числа на однозначное»

Через задания устного счёта подвела учеников к постановке проблемы. Решили примеры на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4 х 2, 7 х 3, 6 х 5, 9 х 4 и т. д. Последним был о выражение 12 х 3, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.
 – Почему затрудняетесь в нахождении результата?                                                – Мы такие ещё не решали.
– В чём затруднение?
– Не умеем умножать двузначное число на однозначное.
– Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
– Научиться умножать двузначное число на однозначное.
Тема урока сформулирована. У учеников появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «с затруднением».
Далее приступаем к поиску решения. Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 12 х 3 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения.

Вывод.

-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира с использование технологии проблемного обучения в 1 классе

1.     Тема урока: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».2.     Возраст обучающихся: 7 лет.3.     Название предмета: окр...

Конспект урока русского языка по теме «Алфавит» с использованием технологии проблемного обучения в 1 классе

Конспект  урока русского языка  по теме «Алфавит» с использованием  технологии проблемного обучения в 1 классе...

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах».

Цели проблемного обучения:- Дать прочные знания- Стимулировать интеллектуальное развитие- Воспитывать активную личностьОбразовательные результаты:- Умение решать проблемы- Вести диалог- Извлекать инфо...

Презентация по теме "Использование технологии проблемного обучения в начальных классах"

Презентация к мастер-классу по теме " Педагогические технологии в начальной школе"...

Использование технологии проблемного обучения в начальных классах

Научно-методическая статья с примерами проблемного обучения в начальных классах...