Технология сотрудничества.
статья
Обучение в сотрудничестве младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_sotrudnichestva.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология сотрудничества
Система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Для того, чтобы учение стало осознанной деятельностью, необходимо, чтобы каждый ученик стал субъектом этой деятельности.
Распределение ролей между учителем и школьниками, при котором ученик постепенно становится организатором своего учебного труда (учит себя), является основным условием учения как коллективной деятельности.
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам и относится к технологиям гуманистического направления.
Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе.
Главная цель технологии сотрудничества - успешность. Потребность в успехе - одна из базовых потребностей человека. Успех - это состояние человека, качественная характеристика деятельности, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности, заниженной самооценке и потере интереса к обучению. Сотрудничество позволяет обрести ощущение успешности, независящее от успеваемости, то есть дает каждому ребенку возможность утвердиться в себе, почувствовать эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера.
Учебное сотрудничество - это умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. То есть развитие коммуникативных компетенций. Работая с одноклассниками над решением общей проблемы, ребенок учится слушать, высказывать свое мнение, вести диалог. Сотрудничая с товарищами, ученик имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у "слабых" учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем с которыми одному не справиться. Для "сильных" учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более "слабому", почувствовать ответственность за общий результат.
Деятельностная компетентность - позволяет обучающимся принимать ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь. Ученик получает реальную возможность проявить инициативу (выбрать задание, посоветовать, как надо организовать работу); учится планировать свои действия, нести ответственность за действия команды и свои собственные.
Информационная - помогает ребенку быть успешным в классе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Естественно, чтобы осуществлять обучение в сотрудничестве, ему нужно научить.
С чего же начинать обучение в сотрудничестве.
Групповая работа очень привлекает младших школьников. К моменту поступления в школу у многих детей уже сформировались коммуникативные способности, но владеть в совершенстве они ими ещё не умеют. Поэтому первый опыт организации сотрудничества может оказаться неудачным (нерабочий шум, медленный темп работы, неумение детей действовать совместно).
Начать обучению сотрудничеству можно с парной работы.
При освоении работы в парах выделяют три этапа:
1 – организация специальной деятельности учителя и ребёнка, где педагог передаёт навыки социального общения.
2 – демонстрация учителем способов организации деятельности. Взаимодействие учащихся при руководящей роли педагога.
3 – самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.
Объясняются правила работы в паре (повернуться друг к другу, говорить шепотом, слушать и проверять партнёра, быть доброжелательными). Затем можно провести демонстрацию перед всем классом, как нужно работать в паре.
Сначала учитель ставит вопросы своему партнеру – ученику, который читает задачу, объясняет, что в задаче дано, каков вопрос задачи, каким действием задача решается, что получится в ответе. Потом роли меняются: ученик становится учителем и все вопросы ставит как учитель. Педагог становится учеником – отвечает на вопросы, решает задачу, объясняет, почему задача решается именно так.
Имея эталон, ученики руководствуются им при организации собственных действий. В таком эталоне особенно нуждаются дети, которые в силу тех или иных причин недостаточно хорошо успевают в школе. У них, как правило, заниженная самооценка. Но ведь и им, как всем младшим школьникам, интересно узнавать новое, показывать, как они умеют что-то делать, общаться.
В первом классе задания для парной работы даются педагогом, как правило, на хорошо известном учебном материале, чтобы основное внимание дети могли уделить освоению приемов совместной работы. В дальнейшем для парной работы может быть выбрано любое задание, требующее обсуждения ситуации, вариантов и способов решения.
Например, на уроках русского языка – взаимодиктанты. Каждому ученику даётся карточка с определенным набором словарных слов.
Все ученики рассаживаются парами и приступают к работе:
1) первый ученик из пары читает текст, другой пишет;
2) второй ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет;
3) затем каждый берёт тетрадь своего партнёра и проверяет диктант, не заглядывая в карточку;
4) после этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют (но уже вместе) сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика;
5) ученик, допустивший ошибки, под контролем диктовавшего производит работу над ошибками, прописывая каждое неверно написанное слово 3 раза.
Или при отработке навыков чтения: учитель читает текст вслух – дети следят. Затем все одновременно читают вслух вместе с учителем. После этого начинается работа в парах. Каждый ученик читает вслух товарищу, а затем выслушивает его чтение. В результате интенсивность тренировки в чтении вслух возрастает в несколько раз. Чтение в парах даёт возможность каждому ученику прочитать самостоятельно весь текст, а не отдельные предложения; один раз каждый слушал, как читает учитель, затем читал вместе с учителем, один раз слушал своего товарища и один раз читал весь текст вслух товарищу.
При знакомстве с новым текстом, если он довольно объёмный, учащимся предлагается читать его друг другу по абзацам. Более усложнённым вариантом такой работы является озаглавливание частей текста, когда дети не только по переменно читают текст, а совместно обдумывают заголовок каждой части.
Пересказ прочитанного ведётся тоже в паре.
После того, как дети освоили работу в парах, можно попробовать другие приемы технологии сотрудничества.
Рассмотри самые интересные
- обучение в команде
- пила
- учимся вместе
Обучение в команде
Этот метод уделяет особое внимание «Групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/ проблемой/вопросом, подлежащими изучению.
Ученики разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали.
Говоря психологическим языком, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников.. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка группе.
Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Учитель также, как и в предыдущем случае объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются "турнирные столы" по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Это особенно рекомендуется для уроков математики, естественнонаучных дисциплин. Задания даются опять же дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от "планки" стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют равные шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.
Пила
В дословном переводе с английского – «ажурная пила, машинная ножовка». В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила».
Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работала над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получал тему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился в ней экспертом. Затем встречались эксперты из разных групп. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контрольный срез, который и оценивался. Результаты учащихся суммировались. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждалась.
- Каждый член группы находит материал по своей части.
- Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов".
- Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
- Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пи-лы).
Учимся вместе
Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является под заданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.
Принципы технологии сотрудничества
- одна оценка на всех;
- индивидуальная ответственность каждого;
- равные возможности для успеха.
Правила организации учебного сотрудничества на уроках:
- совместная работа должна занимать не более 15-20 мин в 1 классе, не более 20-30 мин.в 3-4 классах;
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- можно разрешить ребёнку отсесть и работать в одиночку, при этом учитель не должен показывать своё недовольство;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.
Чтобы стимулировать детей к общению, можно применить следующие приёмы.
1. Этика вербального обращения к ученику.
Этот приём помогает возбудить и укрепить радостное ожидание, предвкушение удовольствия от учёбы. « Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» В этих словах заложено участие педагога в учебном процессе. А в словах « Я хочу знать, что вам известно по этому вопросу…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
2. Приём стимулирующего общения, который вызывает радость ученика:
Данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
3. Дорисовывание (создание ситуации успеха):
Независимо от того, как ученик ведет себя на конкретном уроке, педагог «накладывает» на него «краски», веря в то, что он настроен на совершенствование: «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Артём, за которого все так переживали, выполнил все задания без ошибок. Давайте поздравим его с успехом и будем ждать - большего»! Взгляд ребенка в этот момент просит: накладывайте на меня «краски», и я стану таким.
4. Приобщение детей к плану урока:
Ученики сами задают тон уроку, таким образом они становятся единомышленниками учителя, чувствуют себя хозяевами урока и легко осознают исключительную роль в его творении.
Важно, чтобы учащиеся на каждом уроке четко понимали, какие социально-психологические факторы общения будут отслеживаться учителем. Это также должно быть четко прописано на доске.
Например:
Я буду наблюдать за тем, как:
- вы слушаете друга;
- помогаете друг другу;
- вместе решаете возникшую проблему.
Можно порекомендовать на первых порах выбрать для поощрения такие психологические умения как:
- умение проверить понимание изучаемого материала;
- умение поделиться с товарищами своими идеями и информацией;
- умение подбодрить товарища, стимулировать его к активной работе;
- добиться согласия при решении спорных вопросов.
Нужно отметить еще один важный момент, касающийся поощрения. Есть несколько основных правил, которые полезно помнить:
- Если Ваши ученики работают в группах охотно, продуктивно, не старайтесь их каждый раз хвалить. Считайте (и дайте понять ученикам), что это нормально.
- Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают никакого.
- Все группы открыты для получения поощрения, поэтому не следует из этого де-лать какое-либо соревнование.
- Использование поощрения не стимулирует сотрудничество, если приходится бороться за ограниченное число призов (похвал, поощрений, пр.).
- Если группа не заслужила Вашего поощрения не следует это подчеркивать каким-либо образом, чтобы не вызвать огорчения ссоры, слез, пр. Просто предоставьте в самой благожелательной манере возможность дополнительной практики по данному конкретно вопросу (возможно, в качестве домашнего задания, а затем найдите возможность оценить усилия группы и достигнутый результат.
- Помните, что допускаемые ошибки - это всего лишь сигнал о том, что что-то не понято (а это Ваше мастерство), недостаточно практики (следовательно, надо ее предоставить в нужном объеме).
- Очень важно также помнить, что поощрению подлежат не только академические успехи при работе в сотрудничестве, но также и психологические аспекты общения.
Таким образом, ппреимущества технологии обучения в сотрудничестве можно сформулировать следующим образом:
- интерактивность и кооперация вместо индивидуализма и конкуренции в обучении;
- возможность достижения индивидуализированных целей обучения наряду с индивидуальной ответственностью;
- структурированное и позитивное обучение в гетерогенных группах;
- более высокий уровень вовлечённости учащихся в процесс обучения по сравнению с традиционным методом односторонней подачи материала;
- улучшение у учеников самооценки и их отношения к предмету обучения;
- повышение уровня участия в работе класса всех учеников;
- более высокая успеваемость и улучшение качества усвоения знаний;
- создание оптимальной атмосферы для изложения учебного материала, решения задач и демонстрации позитивных социальных примеров поведения;
- улучшение взаимоотношений учителя с учениками, а также взаимоотношений в среде учащихся;
- формирование уважительного отношения к возможности многообразия школьной среды;
- формируются навыки совместной работы – важное качество в работе и социальной жизни современного общества.
Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998
Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994
Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина B.C. Ростов н/Д. 2002.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.
Психология учебной деятельности школьников / Под ред. В. В.,Давыдова. М., 1982.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. - М., 1996