«Зеленые аксиомы» как прием при работе с текстом на уроках литературного чтения
методическая разработка

Панасюгина Ирина Владимировна

Как известно основу планируемых результатов ФГОС заложены основные положения Концепции общего экологического образования для устойчивого развития. Поэтому планируемые результаты должны стать целями-ориентирами для формирования культуры устойчивого развития. К тому же в современных учебниках для этого содержится достаточное количество учебного материала. А средством достижения целей УР служат так называемые «зеленые аксиомы» - мыслеобразы экологического императива.

В своей практике я использую «зеленые аксиомы», как прием при работе с текстом на уроках литературного чтения. При написании работы включались материалы монографии Дзятковской Ел Ник. (Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность: монография. М.: Образование и экология, 2015. – 328 с.); методические рекомендации Свиридовой Вик. Юрь. к курсу «Литературное чтение». 1-4 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». – 2009; пособием Чураковой Нат.Алексан. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_pedimidzh.docx161.67 КБ

Предварительный просмотр:

Панасюгина Ирина Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №29 р.п. Чунский

«Зеленые аксиомы», как прием при работе с текстом на уроках литературного чтения

Я работаю в средней общеобразовательной школе №29 п. Чунский. Наша школа с 2016 года участвует в пилотном проекте по образованию для устойчивого развития «Межрегионального сетевого партнерства: Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность» (программа ЮНИТВИН ЮНЕСКО).

Как известно основу планируемых результатов ФГОС заложены основные положения Концепции общего экологического образования для устойчивого развития. Поэтому планируемые результаты должны стать целями-ориентирами для формирования культуры устойчивого развития. К тому же в современных учебниках для этого содержится достаточное количество учебного материала. А средством достижения целей УР служат так называемые «зеленые аксиомы» - мыслеобразы экологического императива.

В своей практике я использую «зеленые аксиомы», как прием при работе с текстом на уроках литературного чтения. При написании работы включались материалы монографии Дзятковской Ел Ник. (Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность: монография. М.: Образование и экология, 2015. – 328 с.); методические рекомендации Свиридовой Вик. Юрь. к курсу «Литературное чтение». 1-4 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». – 2009; пособием Чураковой Нат.Алексан. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.

  1. Устное народное творчество и авторские сказки

Через содержание художественных произведений возможно «четко и однозначно сформулировать нравственные барьеры, внутренние «табу», запрещающие определенные действия по отношению к природе и содержащие готовые установки на поведение.

Самый благодатный материал для этого – это произведения устного народного творчества: сказки, пословицы и поговорки, а также авторский фольклор. Они содержат нормы социокультурного поведения и соотносятся с реальной жизнедеятельностью человека и нормами развития его личности.

Например, при изучении русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк», автор учебника задает вопрос «Почему Иван-царевич каждый раз не справляется с заданием?». Ученики, рассуждая, приходят к выводу о том, что он каждый раз нарушал запреты (предостережения серого волка), нарушал границы дозволенного. И ребята переводят пример поведения царевича на свое поведение. Сразу вспоминают случаи, когда они нарушали границы дозволенного, и к чему это в итоге приводило.

(Сетевая кафедра ЮНЕСКО Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова при Институте стратегии развития Российской академии образования. Из презентации © Е.Н. Дзятковская, 2015)

В другой русской народной сказке «Яичко» (это один из вариантов сказки «Курочка Ряба») мир представлен в образе яичка, которое разбилось. После чего нарушился миропорядок, наступил хаос: «Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!». Отсюда вывод: не делай резких движений, действуй предосторожно.

Сетевая кафедра ЮНЕСКО Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова при Институте стратегии развития Российской академии образования. Из презентации © Е.Н. Дзятковская, 2015)

В другой (уже авторской) сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» мы видим целый ряд мыслеобразов.

Всем известна история о Щелкунчике, но мало кто читал «Сказку о твердом орехе». Это так называемая «вставная сказка», необходимая для понимания природы заклятья, наложенного на Щелкунчика.

Обсуждая содержание сказки вместе с учениками, задаемся вопросом: Что же стало причиной свершившейся трагедии? В ходе рассуждений приходим к выводу, что к трагедии привел конфликт между миром человека и миром зверей, между человеком и природой. Подводя итоги, даем совет различным героям сказки. Совет – это своеобразное правило жизни, которому должен следовать каждый человек.

 Сетевая кафедра ЮНЕСКО Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова при Институте стратегии развития Российской академии образования. Из презентации © Е.Н. Дзятковская, 2015)

Суть такой работы состоит в том, чтобы открыть новые значения и смыслы изучаемого произведения, таким образом создать условия для осмысления своих действий, поведения с точки зрения его соответствия идеям УР.

  1. Поэзия и проза

В сказках необходимые мыслеобразы находятся практически на поверхности. А вот в рассказах и стихотворениях выявить зеленую аксиому намного сложнее, и тем интереснее становится этот процесс поиска.

Облегчить задачу помогает работа с понятием «образ». В учебнике литературного чтения системы развивающего обучения Л.В. Занкова встречаем такое определение понятия «образ» - это след, который остается в душе после прочитанного произведения, прослушанной музыки или после созерцания картины художника. «Зеленые аксиомы» (своеобразные правила жизни) – это тоже образы, которые остались в душе после глубокого анализа изучаемого произведения.

Например, стихотворение Э. Мошковской «Дедушка дерево». Образ дерева, не случайный. Он связан с представлениями древних людей о мире. Мировое дерево связывало три мира: верхний мир (мир богов), средний мир (мир людей) и нижний мир (в нем обитает зло). На его ветвях держится весь разнообразный и удивительный мир. Можно предложить ученикам порассуждать над тем, кого не хватает в этом мире. А не хватает там человека! Почему? Возможно, потому, что человек стал вмешиваться в законы природы? Отсюда нравственный императив: выжить на планете – значит сохранить ее биоразнообразие, нужно оглядываться на свой экологический след, учиться зеленому потреблению.

  Сетевая кафедра ЮНЕСКО Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова при Институте стратегии развития Российской академии образования. Из презентации © Е.Н. Дзятковская, 2015)

У Г.А. Скребицкого есть замечательный рассказ «Передышка». В нем также встречается образ дерева. Это дерево по своей несмышлености сгубили ребята. В образе одного конкретного дерева представляется весь наш хрупкий мир. Автор учебника в завершении предлагает подумать ученику, приходилось ли ему задумываться о том, что окружающий мир зависит от него?  

  1. Работа с картинами

В поиске мыслеобразов помогает не только словесное рассуждение, но и непосредственное рисование картинок, возникших после прослушивания произведения.

Рисунок – это тоже способ анализа, ведь с помощью рисунка ученика-читателя можно увидеть, какой зрительный образ он представил себе: тот, который нарисовал автор, или не тот. Особенно прием рисования помогает при работе со стихотворным текстом, в котором часто внешнее переходит во внутреннее. В начале изучения произведения учитель просит учеников нарисовать все, что представляется после прослушанного произведения. Затем происходит анализ текста, а в конце урока учитель с учениками возвращается к рисункам, чтобы дополнить их новым содержанием, уточнить детали, которых ученики не увидели вначале. На основе этих рисунков формулируются выводы, законы жизни или жизненные запреты, которым должен следовать каждый человек.

Во всех УМК по литературному чтению особое место занимает работа с картинами. Цель такой работы состоит в том, чтобы помочь младшему школьнику научиться рассматривать произведения изобразительного искусства, получать эстетическое удовольствие, делать первые самостоятельные выводы на основе собственных впечатлений и переживаний.

В плане формирования культуры устойчивого развития, работа с картинами нам также может помочь. При планировании таких уроков я использую материалы методического пособия «Волшебный мир картин» Н.А. Чураковой и В.Ю. Свиридовой.

Картина Михаила Александровича Врубеля «Пан». Сначала исходим из первого общего, целостного впечатления от картины, пытаемся «схватить» художественный образ целиком. Для этого работаем с названием картины. Обращаемся к образу изображенного существа, и это наше обращение и удержит необходимую целостность первого впечатления от картины. Рассказываем ребятам, кто это. После этого начинаем внимательно исследовать все подробности.

Важно понять, почему это божество изображено в образе человека и зверя. Дети приходят к выводу, что человек – это часть природы. И мы люди должны об этом помнить, потребляя природные ресурсы, уничтожая растительный и животный мир, мы сами можем исчезнуть.

Сетевая кафедра ЮНЕСКО Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова при Институте стратегии развития Российской академии образования. Из презентации © Е.Н. Дзятковская, 2015)

Еще одна картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи». Она изображает трагедию, которая произошла 24 августа 79 года. Под лавой в этом городе были погребены 2000 жителей. Археологи из пепла извлекли уцелевшие (в отличие от людей) предметы быта горожан. Брюллову представить страх и ужас произошедшего помогло, в частности, письмо Плиния Младшего, оратора, историка, юриста, свидетеля гибели Помпеи. Работа с картиной помогает понять слабость и беспомощность человека перед силами природы. И человек 21 века не должен ставить в центре своего существования желания потреблять, не должен ставить себя выше природы и пытаться вмешиваться в ее процессы.

Еще нашего внимания достойна ксилография японского художника Утагава Хиросите «Тростник под снегом и дикая утка». Глядя на изображение, появляется ощущение зимнего холода, впечатление пустынности и бесприютности, впечатление беззащитности красоты.  В правом нижнем углу ксилографии стоят две красные печати. В одной из них изображение оленя и лошадки. Это символ счастья. Обе фигуры вместе означают слово «бака» - простой, глупый.

Если художник ставил такую печать на свою работу, он тем самым хотел сказать: «Чтобы быть счастливым, не надо умничать. Надо находить счастье в самом простом. Будь счастлив!»  Человек должен понять, что счастье не в безмерном потреблении, а в созидании. Нужно жить не одним днем, а помнить о будущем, в котором будут жить наши потомки. Это будущее формируется здесь и сейчас, нашими силами.

Так давайте же включать зеленые аксиомы в наши уроки и учить детей видеть проблемы нашего мира, выстраивать свою дальнейшую жизнь так, чтобы сохранить этот мир прекрасным в своем разнообразии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

виды работ с текстом на уроках литературного чтения

В работе представлена подборка видов работ на уроках чтения и представлен словарь настроений , предназначенный обучающимся для составления устных высказываний о характере произведения, для характерист...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...

«Прием работы с текстом на уроках литературного чтения»

Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...