Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
материал
Рекомендации молодому педагогу о проведении рефлексии на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_refleksii_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб «Молодой педагог»
Добрый день, уважаемые коллеги. Всем нам известно, что одним из обязательных этапов в структуре современного урока является рефлексия. Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов, иными словами это «разговор с самим собой», «взгляд внутрь себя». Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.
Если ребенок понимает:
• ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
• какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
• какой вклад в общее дело он может внести,
то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы и даже целого раздела материала.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
По содержанию рефлексия бывает символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик оценивает себя с помощью символов (карточек, смайликов). Устная, когда ребенок высказывает свои мысли и описывает свои эмоции. Письменную в форме мини-анкеты уместно проводить после изучения раздела или большой темы.
По форме деятельности рефлексия бывает коллективная, групповая, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы.
По цели: эмоциональная, рефлексия деятельности, рефлексия содержания материала,
Эмоциональная рефлексия оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если отрицательных эмоций больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Иногда ребенку бывает скучно на уроке, когда он чего-то не понимает.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят для установления контакта с классом. Можно использовать короткий музыкальный фрагмент, зачитать эмоциональное стихотворение. Затем спросить у учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя?» Таким образом учащиеся привыкают оценивать свое состояние, эмоции, учатся аргументировать свою точку зрения. Такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
Рефлексию настроения и эмоциональности можно проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы.
Рефлексию деятельности удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность, выявить пробелы.
Приведу некоторые приемы работы:
• «Знаки» - это один из первых приемов, который используем в работе с первоклассниками при обучении написанию букв. Предлагаем детям обвести или подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.
• «Вагончики». Каждый схематический вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из четырех заданий. Предложите своим ученикам схематически в виде прямоугольников изобразить 4 вагончика, поставить «плюс» в том прямоугольнике, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно, и «минус» в том прямоугольнике, задание которого вызвало затруднения.
• «Лесенка успеха». Если по мнению ученика урок прошел для него неудачно, ставит минус на нижнюю ступеньку, если в конце урока не все оказалось понятным – ставит плюс на среднюю ступеньку, если в конце урока не возникает затруднений, новый материал понятен – ставит восклицательный знак на верхнюю ступеньку.
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать, насколько эффективной была работа учителя.
Рефлексия содержания материала дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока.
На доске или на слайде предложите учащимся фразы, которые необходимо закончить:
сегодня я узнал...
мне было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
а я и не предполагал, что …
в дальнейшем я смогу …
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно.
Можно использовать прием «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Существуем много различных приемов рефлексии. Желательно адаптировать их под возраст учащихся. Выбрать несколько приемлемых вариантов, чтобы ученики привыкли к ним, и учителю не приходилось каждый раз объяснять значения новых картинок или жестов.
Всем известно, что любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Творчески работающий учитель находится в постоянном поиске, в процессе своей профессиональной деятельности он задает себе следующие рефлексивные вопросы:
- Что я делаю?
- С какой целью я это делаю?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду для этого делать дальше?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он профессионально растет и самосовершенствуется.
Достичь хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия
Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....
Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать ...
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Рефлексия настроения и эмоционального состоянияРефлексия деятельностиРефлексия содержания учебного материала...
"Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"
обобщение опыта...
« Приемы рефлексии на уроках в начальной школе»
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика....