Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
материал

Громова Елена Евгеньевна

Рекомендации молодому педагогу о проведении рефлексии на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_refleksii_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб «Молодой педагог»

         Добрый день, уважаемые коллеги. Всем нам известно, что одним из обязательных этапов в структуре современного урока является рефлексия. Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов, иными словами  это «разговор с самим собой», «взгляд внутрь себя». Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

Если ребенок понимает:

•        ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

•        какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

•        какой вклад в общее дело он может внести,

то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы и даже целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

По содержанию рефлексия бывает символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик оценивает себя с помощью символов (карточек, смайликов). Устная, когда ребенок высказывает свои мысли и описывает свои эмоции. Письменную в форме мини-анкеты уместно проводить после изучения раздела или большой темы.

По форме деятельности рефлексия  бывает коллективная, групповая, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы.

По цели: эмоциональная,  рефлексия деятельности, рефлексия содержания материала,

Эмоциональная рефлексия оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если отрицательных эмоций  больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Иногда ребенку бывает скучно на уроке, когда он чего-то не понимает.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят для установления контакта с классом. Можно использовать короткий музыкальный фрагмент, зачитать эмоциональное стихотворение. Затем спросить у учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя?» Таким образом учащиеся привыкают оценивать свое состояние,  эмоции, учатся аргументировать свою точку зрения. Такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексию настроения и эмоциональности можно проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы.

Рефлексию деятельности удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность, выявить пробелы.

Приведу некоторые приемы работы:

•        «Знаки» - это один из первых приемов, который используем в работе с первоклассниками при обучении написанию букв. Предлагаем детям обвести или подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

•        «Вагончики». Каждый схематический вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из четырех заданий. Предложите своим ученикам схематически в виде прямоугольников изобразить 4 вагончика, поставить «плюс» в том прямоугольнике, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно, и «минус» в том прямоугольнике, задание которого вызвало затруднения.

•        «Лесенка успеха». Если по мнению ученика урок прошел для него неудачно, ставит минус на нижнюю ступеньку, если в конце урока не все оказалось понятным – ставит плюс на среднюю ступеньку, если в конце урока не возникает затруднений, новый материал понятен – ставит восклицательный знак на верхнюю ступеньку.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать, насколько эффективной была работа учителя.

Рефлексия содержания материала дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока.

На доске или на слайде предложите учащимся фразы, которые необходимо закончить:

        сегодня я узнал...

        мне было трудно…

        я понял, что…

        я научился…

        я смог…

        было интересно узнать, что…

        меня удивило…

        мне захотелось…

          а я и не предполагал, что …

          в дальнейшем я смогу …

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно.

Можно использовать прием «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Существуем много различных приемов рефлексии. Желательно адаптировать их под возраст учащихся. Выбрать несколько приемлемых вариантов,  чтобы ученики привыкли к ним, и учителю не приходилось каждый раз объяснять значения новых картинок или жестов.

Всем известно, что любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика,  но и учителя.

Творчески работающий учитель находится в постоянном поиске, в процессе своей профессиональной деятельности  он задает себе следующие рефлексивные вопросы:

- Что я делаю?

- С какой целью я это делаю?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду для этого делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он профессионально растет и самосовершенствуется.

Достичь хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать ...

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Рефлексия настроения и эмоционального состоянияРефлексия деятельностиРефлексия содержания учебного материала...

« Приемы рефлексии на уроках в начальной школе»

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика....