Формирование функциональной грамотности в начальной школе
статья
В статье рассматриваются понятие функциональной грамотности, специфика заданий по её формированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_v_nachalnoy_shkole.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Акинтеева Елена Петровна,
учитель начальных классов МОУ «СОШ №7 им.Героя Советского Союза Трынина А.С. г.Ртищево Саратовской области» (Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше и больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность.
Президент Российской Федерации поставил перед системой образования России очень серьезную задачу. Он считает, что система образования России вполне может войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Место в рейтинге стран выявляется на основании многих показателей, одним из них является результат участия страны в международных сопоставительных исследованиях. Такими исследованиями, в которых принимают участие школьники, являются PIRLS, PISA, TIMSS. В этих исследованиях сегодня происходит переориентация: от предметной оценки к оценке функциональной грамотности.
И, конечно же, учитель не может оставаться в стороне. Формирование функциональной грамотности школьников сегодня набирает такую значимость, что каждый учитель вовлечен в формирование функциональной грамотности школьников.
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это набор умений и навыков, обеспечивающих человеку полноценное участие в жизни общества.
Функционально грамотный человек способен свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста, в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Функционально грамотная личность - это
человек самостоятельный (умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации, умеющий отвечать за свои решения и т.д.);
человек познающий (обладающий сформированной целостной картиной мира, обладающий набором компетенций (ключевых и предметных и т.д.);
человек, умеющий жить среди людей (владеющий речью как средством взаимодействия, умеющий соотносить свои действия с действиями других людей и т.д.).
Каковы же основные направления функциональной грамотности?
В международных сопоставительных исследованиях, в таком как PISA, выделяется шесть компонентов функциональной грамотности.
Из них три основных: системообразующим компонентом являются читательская грамотность, среди основных компонентов выделяют математическую и естественнонаучную грамотность.
Следующие три компонента рассматриваются в качестве обобщенной характеристики функциональной грамотности: это креативное мышление, финансовая грамотность и глобальные компетенции.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.
Предметные (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы.
К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Как функциональная грамотность соотносится с идеологией ФГОС НОО?
Переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности учащихся закреплена во ФГОС НОО на концептуальном уровне в следующих аспектах:
а) изменение образовательной парадигмы – компетентностный подход,
б) содержание обучения – комплексное (междисциплинарное) изучение проблем, включая жизненные ситуации;
в) характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса – сотрудничество, деятельностный подход;
г) доминирующий компонент организации образовательного процесса – практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
д) характер контроля – комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
Формируем и оцениваем функциональную грамотность обучающихся.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Базовым навыком является читательская грамотность. Грамотное чтение подразумевает под собой следующие умения:
- умение понимать тексты
- размышлять над содержанием
- излагать мысли о прочитанном
- умение понимать различные формы представления информации
- применять информацию из текста в изменённой ситуации;
-критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Навык смыслового чтения должен формироваться при обучении всем школьным предметам.
Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?
Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на упражнения, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно
дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?
Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией ФГОС общего образования, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов. Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.
Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе.
Нужно понять: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?
Специфика заданий, направленная на формирование и оценку функциональной грамотности в начальной школе.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения.
Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.
Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный.
Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация.
Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.
Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, близки их опыту и окружению, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.
Рассмотрим задания на формирование функциональной грамотности на предмете «Математика».
Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Компетентностные задачи по математике
Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.
Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:
регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;
систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.
Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью
В шкафу было 12 чашек с синими цветочками, чашек в горошек - на 2 меньше, чайных ложек - на 12 больше, чем чашек в горошек. Сколько одновременно человек смогут пить чай, если у каждого должна быть своя чашка и своя чайная ложка?
Решение:
1) 16-2=14(шт.) - чашек в горошек
2) 14+12=26(шт.) - чайных ложек
3) 16+14=30(шт.) - чашек всего
Ответ: так как ложек 26, а чашек 30, значит, пить чай могут 26 человек.
Нестандартные задачи
Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен.
- Подумай и скажи, кто быстрее переплывёт речку – утята или цыплята?
- Подумай и скажи, какого цвета волосы у Колобка?
- В парке было 8 скамеек. Три из них покрасили. Сколько скамеек осталось в парке?
- Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?
- Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа?
Комбинаторные задачи
Включение комбинаторных задач в начальный курс математики оказывает положительное влияние на развитие младших школьников. Решение таких задач дает возможность расширять знания учащихся о самой задаче, например, о количестве и характере результата (задача может иметь не только одно, но и несколько решений – ответов или не иметь решения), о процессе решения (чтобы решить задачу, не обязательно выполнять какие – либо действия).
- Витя, Коля, Саша и Дима играли с мячами синим, зелёным, жёлтым и красным. Каким из мячей играл каждый из них, если мяч Вити не синий, у Коли не синий и не красный, а у Саши жёлтый мяч?
- 4 парусника готовились к соревнованиям. У каждого спортсмена был свой белый корабль. Судьи решили, что надо раскрасить паруса, чтобы парусники были видны издалека, и было ясно, кто из спортсменов идет впереди, кто запаздывает. Покажите, как по-разному раскрасили паруса, если были всего 2 краски.
- Однажды встретились пятеро друзей. Каждый, здороваясь, пожал каждому руки. Определи, сколько рукопожатий было сделано.
Таким образом, на уроках математики через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления, комбинаторных задач, происходит формирование функциональной грамотности младших школьников.
Рассмотрим задания на формирование функциональной грамотности на предмете «Русский язык».
1. Отметь слова, которые нужно написать с большой буквы, даже если они находятся в середине предложения: казáнь (название города), казáн (котел для приготовления пищи), казáхи
(название народа), казбéк (название горы).
2. Отметь слово, которое не является родственным остальным словам.
Лесник — человек, охраняющий лес.
Леска — длинная прочная нить, к концу которой привязывается рыболовный крючок.
Лесок — небольшой лес.
Перелесок — редкий лес, соединяющий два леса.
3. Отметь пример, в котором выделенное слово стоит в родительном падеже.
Он был похож на лётчика или моряка.
История этого моряка поучительна.
Все принимали его за моряка.
Отважного моряка встретила сама королева.
4. К каким словам нужно добавить приставку за-, чтобы текст передавал смысл последнего предложения? Подчеркни эти слова.
Я старался не спугнуть морских котиков. Но вот встревожилась ближайшая ко мне самочка. Она привстала и подняла острую рыжую мордочку, зашевелив усами. Оторвали от песка головы и её соседки. Возился огромный самец. И вдруг всё семейство, как по команде, двинулось к воде. Шевелились и другие звери. Качались, ныряли усатые чёрные головы. Пляж начал приходить в движение.
Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...
Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе....
Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе
В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...
Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.
Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и есте...
Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.
Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....
Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе"
Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучени...
Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе
В современном образовании есть необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения для формирования функционал...