Игровые приемы, игры на уроках в начальной школе.
методическая разработка

Куваева Власта Геннадьевна

Методические игровые приемы на уроках в начальной школе для усовения учебного материала, для эмоциональной разгрузки школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_priemy_uchitelya_nach.kl_.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы, игры на уроках в начальной школе.

В методическую копилку учителя начальных классов.

Далеко не секрет, в начальных классах детям трудно удерживать внимание все 40-45 минут. Поэтому, на уроках в начальной школе приветствуются различные игровые моменты, включение игр в канву урока. Но педагогу необходимо понимать целесообразность, количество и своевременность включения таких моментов. И не всякая игра может помочь усвоить изучаемый материал, отвлечь ребят от изучения темы. Однако, игре присущи дидактическая, воспитательная, развивающая, диагностическая функции. Эти функции необходимо должны быть осознаны и освоены педагогами в начальной школе во избежание бессистемного и некорректного включения игры в педагогический процесс. Интерактивные игры в начальной школе  несут в себе прежде всего образовательный потенциал, создают условия для проявления детьми учебной инициативы и могут быть включены в любой предмет школьной программы. Это одна из наиболее интересных и действенных форм интерактивного обучения, освоив которую учитель будет обладать уникальным инструментом освоения учебного материала. Вот, например, некоторые игры, помогающие закреплению изучаемого на уроках.

Игра «Ручеек в цифрах». Эту игру можно использовать на уроке математики в первом классе. В процессе данной игры дети овладеют навыками контроля, научатся тактично поправлять соседа, объяснять причину неправильного ответа. Число игроков должно быть нечетным. Учитель находится либо внутри учебной игры (является исполнителем, имеет свою карточку и передвигается вместе с детьми), либо вне ее (выполняет контролирующую функцию).

Цели игры

•      закрепить и обобщить знания о составе чисел;

•      отработать навыки контроля в паре.

Оборудование: карточки с цифрами от 0 до 9 (количество карточек соответствует количеству игроков), свисток, губная гармошка и пр.

Ход игры.

1.      Дети встают в пары друг за другом, как в игре "Ручеек", берут в руки карточки.
2.      Лишний игрок водит.

3.      Учитель дает задание - повторить состав, например, числа 6.

4.      По сигналу учителя (хлопку, колокольчику, свистку) водящий игрок произносит: "Все знают, что 6 - это 2 (поднимает вверх карточку с цифрой 2) и еще...". Далее водящий находит себе пару и добавляет:"... и еще 4". Берет за руку участника с цифрой 4. Вместе они встают в конец "ручейка".

5.      Тот, кто остался лишним (например, участник с цифрой 1), становится водящим: "Все знают, что 6 - это 1 и еще..и т. д.

6.      Игра заканчивается тогда, когда перечислены все варианты состава числа.
Игра для пар сменного состава «Ручеек по умному»

Игру можно использовать на уроке обучения грамоте (чтение слогов) в первом классе, на уроках математики (переместительное свойство сложения, таблица умножения и деления и т. д.).

Цели игры:

•      отработать вход в диалог и выход из него;

•      закрепить и обобщить знания по теме.

Оборудование: карточки с записью выражений (1 + 6, 2 + 8, 3 + 5,4 + 3 и т. д.), колокольчик (для подачи сигнала).

Ход игры1.      Учитель объясняет и отрабатывает с учениками ритуал входа и выхода из диалога:

•    поздороваться, пожав друг другу руки;

•    договориться, кто первый начнет диалог;

•      выполнить задание, поменяться ролями;

•      поблагодарить: «Спасибо за работу»; можно в стихотворной форме: «Потрудился ты не зря, тебе спасибо от меня»;

•      поклониться, пожать друг другу руки;

•      по сигналу учителя попрощаться.

Выполнение ритуала строго обязательно! Впоследствии он трансформируется в более простую форму и станет привычным для детей.

2.   Класс делится на две части. Дети встают попарно, напротив друг друга в две линейки.

3.      По сигналу учителя игра начинается. Дети приветствуют друг друга и по очереди предлагают найти значение выражений.

1-й ученик: внимательно прочитай мой пример и реши.

2-й ученик: сумма чисел 2 и 8 равна 10, или 2 + 8 получится 10.

1-й ученик: как удобнее сосчитать?

2-й ученик: к 8 прибавить 2.

1-й ученик: объясни, почему?

2-й ученик: легче к большему числу прибавить меньшее. Затем ученики меняются ролями: второй ученик предлагает первому свое выражение и просит найти его значение.

4.      Обсудив задания друг друга, по сигналу учителя дети прощаются, и второй ряд делает шаг вправо (первый остается на месте). Произошла смена партнера. Оставшийся лишний игрок (в конце "ручейка") бежит к его началу, образует новую пару и игра продолжается.

Игра «Карусель».

Эту игру можно использовать практически на любом уроке, например на уроке математики (сложение и вычитание в пределах 10, состав чисел, таблица умножения и деления, составление обратных задач, угадывание видов простых задач); при обучении грамоте (чтение слогов, двух-, трехсложных слов); на уроке русского языка (объяснение орфограмм в слове, подбор антонимов, синонимов, определение частей речи); на уроке литературного чтения (объяснение значений слов и т. д.).Цели игры:·   задать динамичный темп для ведения диалога (учимся беречь время!);
·    закрепить и обобщить знания по определенной теме.
Оборудование: карточки с записью выражений: 2 х 8; 6 х 3; 3 х 4; 5 х 2 и т. д.; звоночек (для подачи сигнала).

Ход игры1.   

Ритуал входа и выхода из диалога такой же, как в игре "Ручеек по умному".

2.   Класс делится на две равные части. Группы образуют два круга, внешний и внутренний, так, чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно (ученик из внешнего круга напротив ученика из внутреннего). Если детей нечетное количество, то либо один из них выполняет задание по просьбе учителя, либо учитель встает в круг.

3.  По сигналу учителя дети начинают игру.

4.  Пары «карусели» приветствуют друг друга, выполняют задание, меняясь ролями.
1-й ученик: найди значение выражения 2x8.

2-й ученик: шестнадцать. (Если ошибка - попросить объяснить.)

1-й ученик: правильно.2-й ученик: теперь посмотри на мою карточку. (На карточке: 2 х 9.

1-й ученик: восемнадцать.

5.  По сигналу учителя ребята из внешнего круга делают шаг вправо. Внутренний круг остается на месте. Далее дети выполняют задание с новым партнером и вновь передвигаются по сигналу.

Игра «Карусель в двух группах»

 Благодаря этому приему повышается плотность, эффективность урока (за 7-8 минут - сразу две формы работы, больший объем содержания). Во время игры учитываются способности детей: первая группа, «кружась на карусели», читает слоги, а вторая - двух-, трехсложные слова (или дети из первой группы предлагают друг другу по одному примеру, а дети из второй группы - по два примера).

Ход игры.

1.   Учитель раскладывает перед детьми жетоны с изображениями сказочных героев, например, Карлсона и Винни Пуха. Половина жетонов - с одним героем, другая - со вторым.

2.     Ребята, сидя за партами,  выбирают понравившуюся картинку.

3.   По сигналу дети с жетонами "Карлсон" во главе с учителем образуют первую группу и уединяются в уголке класса. Дети с жетонами "Винни Пух" во главе с ассистентом становятся второй группой.

4.   Первая группа получает карточки с более легкими заданиями, вторая - с заданиями повышенной сложности.

5.     Обе команды выстраиваются в две «карусели» и по сигналу начинают движение.

6.     Учитель контролирует работу в первой группе, ассистент - во второй.

Очень важно, чтобы ученики правильно выбрали группы в соответствии с уровнем развития, учитель может использовать прием заранее спрогнозированного выбора (применить т. н. микропедагогику), тактично посоветовав ученику сегодня выбрать Карлсона и т. д.

Игра «Пересадки»

Игра представлена на примере урока литературного чтения.
Цели игры :
·   закрепить и систематизировать знания учащихся по теме «Сказки-несказки В.В. Бианки»;
·   отработать в парах этапы ведения сочетательного диалога: вход, поддержание, выход, учет результатов.
Оборудование: индивидуальные карточки с текстами (например, сказки-несказки В.В. Бианки «Крот и Заяц», «Лягушонок и Ящерка», «Коростель и Грач», «Белка и Енот», «Медведь, Енот, Еж и Мышь» и др.).
Ход игры
1.  Дети выбирают карточки с текстами.
2.  По сигналу учителя ребята начинают двигаться по классу в поисках партнера с другим текстом.
3.  Встретившись со свободным партнером и поприветствовав его, садятся рядом с ним за парту на незанятое место.
4.  Первый ученик предлагает второму прочитать по ролям текст своей карточки и выполнить задания.
5.  Второй ученик предлагает первому свою карточку (т. е. происходит обмен заданиями).
6.  По сигналу учителя партнеры прощаются и расходятся в поисках новой встречи.
7.  Игра заканчивается, когда дети сменят четвертого, пятого партнера (меняя партнеров, учащиеся пересаживаются «по горизонтали» или «по вертикали», отсюда название игры – «Пересадки»).
Игра «Школа разведки»
Данную игру можно использовать на любом уроке, например на уроке русского языка по теме «Части речи».
Цели игры:
•    отработать навыки взаимоконтроля в паре;
•    обобщить знания по теме «Части речи».
Оборудование:
·  карточки с названиями частей речи: «Глагол», «Существительное»;
·   карточки со словами: «играет», «рисовал», «будет петь», «снег», «река», «мама», «красный», «теплое» и т. д.;
·   карточки с вопросами: «Что делает?», «Кто?», «Что?», «Что делал?», «Какой?», «Какое?» и т. д.;
·    колокольчик (для подачи сигнала).
Ход игры
1.   Детям объявляют, что они поступили в «школу разведки»

2.   Раздаются «секретные карточки-пароли», их пока нельзя никому показывать.
3.   Те, у кого карточки с названиями частей речи (существительное, глагол - таких детей двое), будут разведчиками-генералами.
4.   Главная цель разведчиков-генералов: собрать команду - подпольную группу и наибольшее количество информации.
5.   Остальные дети берут в руки карточки со словами и вопросами.
6.   По сигналу учителя два разведчика-генерала «Существительное» и «Глагол» отправляются в путь. Встречаясь, собирают команды. Генералы объединяют слова по группам: в первой группе объединяются слова, обозначающие предметы, и вопросы, на которые отвечают имена существительные; во второй группе - слова, обозначающие действия предметов, и вопросы, на которые отвечают глаголы.
7.   Ребята каждой группы могут встать в круг, взявшись за руки, или изобразить паровозик, который набирает пассажиров.
8.   В конце игры каждая группа должна доказать правильность такого распределения по командам (вспомнить правило и т. д.)

Составила учитель начальных классов Куваева В.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным....

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе

В статье описываются эффективные приёмы, используемые для развития интереса к чтению....

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать ...