Театральная педагогика
учебно-методический материал
Технологии театральной педагогики направлены в первую очередь на развитие эмоциональных и интеллектуальных способностей учащихся. Её актуальность обуславливается тем, что она позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии: художественное образование и воспитание детей, формирование эстетического вкуса, развитие памяти и воображения, решение конфликтных ситуаций через игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.42 КБ |
drozdova_teatralnaya_pedagogika1_-_kopiya.pptx | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые …
«Кризис культуры» - так, к сожалению, определяется современная стадия общественного развития. Критическое состояние гуманитарной сферы общественного сознания, преобладание материальных запросов над духовными, вопиющая культурная безграмотность общества, эгоизм и душевная глухота – вот симптомы этого явления. Так же мы не можем отрицать, что нынешнее поколение не может переводить абстрактные значения в личностные смыслы, а порой с трудом «вынырнув» из виртуального мира, теряется в реальном. Что же школа может противопоставить этому?
Очевидно, духовно-нравственное воспитание, которое является внутренней сущностью и целью всего процесса обучения. И здесь на помощь приходят средства театральной педагогики, которые напрямую направлены на решение вышеизложенных проблем.
СЛАЙД 2
Театральная педагогика – это система образования, организованная по законам импровизационной игры, протекающая в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах.
Основной целью каждого учебного заведения является воспитание детей, в том числе создания условий для личностного роста и раскрытия творческого потенциала. Театральная педагогика – один из самых эффективных инструментов для решения этих задач.
СЛАЙД 3
Технологии театральной педагогики направлены в первую очередь на развитие эмоциональных и интеллектуальных способностей учащихся. Её актуальность обуславливается тем, что она позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии: художественное образование и воспитание детей, формирование эстетического вкуса, развитие памяти и воображения, решение конфликтных ситуаций через игру.
СЛАЙД 4
Основные функции театрализованной деятельности в педагогике.
использование театральных форм и методов на уроках и на внеурочных занятиях; (этюды, скороговорки в разных предлагаемых обстоятельствах; инсценировка эпизодов, чтение по ролям)
• организация театральных постановок и праздников;
• организация представлений и праздников, приуроченных к событию;
• приобщение к культуре и истории;
• просмотр фрагментов театральных постановок, спектаклей на уроках.
СЛАЙД 5
Цель Применение театральных технологий как средства обучения, способствующих развитию личных лидерских качеств и критического мышления в процессе решения сложных задач.
Задачи: развитие представления о социокультурных аспектах развития общества, его связи с культурой и историей нашего многонационального народа; Воспитание важных практических социальных навыков: пунктуальности, самоконтроля, организованности и самодисциплины; Развитие представления о правилах общения, этикете, которые являются неотъемлемой частью общей культуры личности; развитие творческих способностей.
СЛАЙД 6
Ценность театральной педагогики в том, что она выходит за рамки урока. Она предполагает создание открытой творческой среды для общения. Диалог может быть на любу тему: наука, религия, рисование - но целью его всегда должно быть формирование целостной картины мира.
СЛАЙД 7
Одной из важных проблем для современного общества является социализация подрастающего поколения. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения художественному воображению – это путь через игру и фантазирование. Всё это как раз может дать театрализованная деятельность.
СЛАЙД 8
Театральное творчество несёт в себе большой коллективообразующий заряд. Взаимодействие и общение между членами коллектива приводят к умению ориентироваться на товарища, более точно его воспринимать. Применять принципы театральной педагогики на уроках литературы я начала, когда работала в МОУ «СОШ № 24» учителем русского языка и литературы.
СЛАЙД 9
Принцип событийности означает, что во время занятий должно происходить что-то такое, что для участников действия меняет мир. До того, как для тебя произошло событие, ты был немного другим, думал немного по-другому, действовал по-другому. Через переживания событий человек развивается.
Принцип проживания определяет, что событие не может быть результатом принятия внешних условий. Оно может быть только результатом личного переживания, открытия.
Принцип импровизации — отличительная черта театральной педагогики. Прежде чем думать, хороший актёр должен действовать. Спонтанность, непосредственность — качества, которые позволяют раскрыть потенциал ребёнка, но которые часто «глушатся» традиционной образовательной системой.
СЛАЙД 10
Театральная педагогика не предполагает обязательное разыгрывание сценок. Урок должен быть событием
- Театральная педагогика… Чем она может помочь традиционной образовательной системе?
Прежде всего, школа дает объем знаний. Что дает театральная педагогика? Игровые принципы. Основа театра – это прежде всего игра. Что же делает и должен делать учитель? Он совмещает в себе два лика. Это режиссер и это актер.
СЛАЙД 11
Спустя некоторое время возникла необходимость в создании театрального кружка. Однако в его работе только принципов театральной педагогики было мало. Изучив материал, я выбрала для работы следующие технологии: здоровьесберегающие, игровые, групповые, личностно-ориентированные. Здоровьесберегающие технологии способствуют равномерному распределению различных видов заданий, например, чередовать мыслительную деятельность с подвижными упражнениями. Игровые технологии используются в упражнениях на развитие внимания, коммуникативных навыков и творческих способностей; в упражнениях, направленных на тренировку памяти. Групповая технология необходима при постановке этюдов, подготовке спектакля. Она направлена на решение конкретных поставленных учащимся задач. Личностно-ориентированная технология применяется постоянно на протяжении всего процесса обучения детей в театральном кружке. Она направлена на развитие индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
СЛАЙД 12
Работая с детьми, я видела как из стесняющихся, закомплексованных подростков они превратились в личность, умеющую вести диалог, испытывающую подлинные переживания, обогащённую духовно.
Результатом наших занятий стала победа во Всероссийском проекте «Школьная классика» (базовый уровень), участие в финале конкурса «Театральное Приволжье», призовые места в смотре-конкурсе «Театральные подмостки».
СЛАЙД 13
Сейчас, являясь учителем начальных классов в МОУ «Берсеневская СОШ», я решила продолжить применение технологий театральной педагогики. Даже во втором классе дети хотят высказаться, рассказать о себе, своем мире, своих проблемах, своем взгляде. Обучающимся интересно, о чём думают их сверстники на страницах произведений современной детской литературы. Им необходимо общение, когда можно свободно задавать вопросы и получать на них ответы. Одной урочной деятельности для этого мало, поэтому в рамках внеурочной деятельности был создан театральный кружок «Созвездие», написана программа, которая рекомендована экспертным советом при МКУ «ЦИМО МОУ» Лямбирского муниципального района к использованию в практической деятельности учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования. Также я прошла дистанционные курсы по переподготовке при Театральном институте им.Б.Щукина.
Несмотря на то, что деятельность нашего кружка только началась, были достигнуты следующие результаты: призёры школьного конкурса-смотра школьных театральных коллективов, дипломанты XIV городского фестиваля – конкурса театров малых форм «Театральные подмостки»; участники Всероссийского проекта «Спектакль для мамы».
СЛАЙД 14, 15, 16, 17, 18
Опыт своей работы по данной технологии я представляла на педагогическом совете школы, на городских семинарах, посвящённых вопросам школьных театров, на республиканских семинарах, которые проходили на базе «Педагог 13.ру». Выступление на встрече с Фадеевым Александром, старшим преподавателем кафедры мастерства актёра Театрального института имени Бориса Щукина, где я представляла опыт работы МОУ «СОШ №24» и Берсеневской школы по данному направлению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое театральная педагогика? Театральная педагогика — это практическое направление современной психологии и педагогики искусства, реализующее в образовании принципы событийности, проживания, личностного творческого действия и импровизации, связывающее интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие.
Актуальность театральной педагогики Как научить детей слышать других? Как научить переживать? Как научить переводить абстрактные значения в личные? Как активизировать пассивных ребят и справиться с излишней энергией слишком активных? Как использовать пространство кабинета?
Основные функции театрализованной деятельности в педагогике • использование театральных форм и методов на уроках и на внеурочных занятиях; • организация театральных постановок и праздников; • организация представлений и праздников, приуроченных к событию; • приобщение к культуре и истории; • просмотр фрагментов театральных постановок, спектаклей на уроках.
Цель и задачи применения театральной педагогики Применение театральных технологий как средства обучения, способствующих развитию личных лидерских качеств и критического мышления в процессе решения сложных задач . Воспитание важных практических социальных навыков: пунктуальности, самоконтроля, организованности и самодисциплины; развитие творческих способностей.
Максимальное включение каждого участника процесса в сам процесс Дети способны получать огромное удовольствие от игры и импровизации, и именно этого так мало в стандартной школе.
Трудно представить актёра, который бы учился играть, только лишь читая и слушая о том, как это делают другие У театра есть чему поучиться. Педагогические практики, которые находят в театре источник образовательных инструментов, объединяются в особую систему — школьную театральную педагогику. И сегодня она даёт свои ответы на многие вызовы, стоящие перед образованием.
А мне хотелось что-то делать … ( ПРИНЦИПЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ )
ПРИНЦИПЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Принцип событийности означает, что во время занятий должно происходить что-то такое, что для участников действия меняет мир. До того, как для тебя произошло событие, ты был немного другим, думал немного по-другому, действовал по-другому. Через переживания событий человек развивается. Принцип проживания определяет, что событие не может быть результатом принятия внешних условий. Оно может быть только результатом личного переживания, открытия. Образование в театральной педагогике становится территорией личного творческого действия . В процессе обучения свобода творчества может ограничиваться постепенно через предлагаемые обстоятельства, проблемы и трудности, которые надо преодолеть, но не через запреты. Принцип импровизации — отличительная черта театральной педагогики. Прежде чем думать, хороший актёр должен действовать. Спонтанность, непосредственность — качества, которые позволяют раскрыть потенциал ребёнка, но которые часто «глушатся» традиционной образовательной системой.
Театральная педагогика не предполагает обязательное разыгрывание сценок Урок должен быть событием - Театральная педагогика… Чем она может помочь традиционной образовательной системе? Прежде всего, школа дает объем знаний. Что дает театральная педагогика? Игровые принципы. Основа театра – это прежде всего игра. Что же делает и должен делать учитель? Он совмещает в себе два лика. Это режиссер и это актер .
Театральная педагогика – помощь во внеурочной и внеучебной деятельности Дети преодолевают психологические комплексы, им становится интересно самим познавать мир, они учатся воспринимать художественные образы искусства, развивают коммуникативные способности.
Дебют артистов из 6 класса моУ «СОШ № 24» мини-спектакль по мотивам сказки А.Волкова «семь подземных королей»
Дебют артистов из 2 класса МОУ «Берсеневская СОШ» мини-спектакль «Дядя фёдор идёт в школу»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности игровой театральной педагогики "Петрушка"
Представленная программа составлена в соответствии с требованиями по написанию программы внеурочной деятельности. В пояснительной записке указан перечень...
Элементы театральной педагогики в обучении английской фонетике
При обучении английской фонетики в начальных классах очень важно заинтересовать учащихся. Дети младшего школьного возраста обожают играть различные роли и это, конечно же, необходимо использовать. Поэ...
Повышение интереса учащихся на уроках приемами театральной педагогики
«Развитие познавательного интереса младших школьников к читательской деятельности средствами театральной педагогики».АКТУАЛЬНОСТЬ:В настоящее время исследователи констатируют спад интереса к чт...
Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.
Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей....
Применение методов театральной педагогики в учебно-воспитательной работе начальной школы
Метод театральной педагогики таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным ра...
Использование методов театральной педагогики как форма развития коммуникативных навыков младших школьников
Статья содержаит описание положительных сторон использования методов театральной педагогики в работе с младшими школьниками для развития коммуникативных способностей....
Статья "Приёмы и методы театральной педагогики как средство развития и воспитания младших школьников"
В статье рассказывается об использовании приёмов и методов театральной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности....