Дидактические игры по технологии ТРИЗ в начальной школе
материал (2 класс)

Использование различных методов ТРИЗ на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы  ТРИЗ в начальной школе

      Морфологический  анализ -  это метод поиска  новых решений  и идей.   Включает в себя анализ  объектов,  которые  мы хотим использовать  и синтез  новых,   знакомых  или  невиданных  объектов.

Анализ - деление  целого на части или выделение из  целого  его  сторон, действий, отношений.

Синтез - объединение  частей, особенностей,  действий  в  единое  целое.

Аналогия - это  соответствие  между  объектами,  в  каких  либо  свойствах.

1.Фантастическая  аналогия -  решение  задания  при помощи  фантастических  приемов  или  героев.

2.Символическая  аналогия - краткое  символическое  определение  проблемы.

3. Личная  аналогия  или  эмпатия - это  способность  человека  к  сочувствию  или сопереживанию  к  другим людям  к  постижению  их  эмоционального  состояния проникновения  в  их  переживания. Главный  смысл - войти  в  роль  кого - либо  или  чего-либо.

4.Словесная  аналогия - составление необычных слов.

Игры технологии ТРИЗ

  1. «Хорошо  плохо» - научить рассматривать какой либо объект, или  явление с позитивной и негативной точки зрения.
  2.  «Прошлое - будущее»- научить рассматривать какой  либо объект в прошлом, настоящем и в будущем  времени.
  3. «Кто я ?» - изображение с помощью мимики, жестов, звуков.
  4. «Путешествие в город  фигур»- смотрят на  геометрические  фигуры. Что видят?
  5. «Необычные  овощи»- соединяем слоги от слов и образуем  новые.

             Н: морковь, картошка – моркофель.

  1. «Покажи и расскажи»- показывать, рассказывать, но не называть объект.

Дидактические игры на уроках курса  « Окружающий мир» в 1 классе

«По порядку»

Задачи: закрепить и классифицировать  знания  детей о днях недели, развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.

Оборудование: карточки с надписями дней недели.

Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку  как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни  недели.

«Радуга- дуга»

Детям раздают листы с изображением радуги, которая не раскрашена в цвета и карточки полоски всех цветов радуги. Предлагают разложить эти полоски, так как идут цвета у радуги. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Первый ученик называет в какой последовательности он разложил полоски, если кто-то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить ошибку. После чего дети разукрашивают радугу.

«12 месяцев»

Задачи: закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности, развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать, активизировать двигательную активность детей, развивать умение работать в коллективе.

Оборудование: картинки с изображением природы и надписями месяцев (можно воспользоваться иллюстрациями из  календарей природы).

         На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на  свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.

«Что напутал художник» Исправь ошибки.

Задачи: закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение соотносить и классифицировать, развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, делать выводы, анализировать.

Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей. Необходимо исправить картинки.

        «Объедини виды транспорта»

Задачи: сформировать представление учащихся о видах транспорта, учить классифицировать и находить общие признаки, развивать умение использовать в работе ранее полученные знания, развивать познавательную активность детей, учить делать выводы, мыслить логически.

Оборудование: карточки с изображением разных видов транспорта (на команду можно дать 8-10 карточек).

Задание можно дать, поделив детей на 4 команды. Команде дают карточки с разными видами транспорта.  Ученики должны из имеющихся карточек выбрать нужный им вид транспорта. Одна команда должна выбрать наземный транспорт, другая выбирает водный, третья- железнодорожный, а четвертая - воздушный.   Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

Живая – неживая»

Задачи: сформировать представление учащихся о живой и неживой природе, развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать , развивать умение сравнивать, анализировать.

Оборудование: карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А 4 разделенный вдоль на две половины.

У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в  верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е. у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети, которые правильно и быстро распределят карточки на листе.

«На полянке» (кто больше узнает и назовет грибов)

Задачи: закрепить полученные знания о грибах, развивать познавательную деятельность, развивать умения анализировать, делать выводы , развивать интерес к природе.

Оборудование: у детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов. На партах карточки – грибы.

Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» - лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...

Дидактические игры на уроках математики в начальной школе с детьми с ОВЗ

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный ...

Дидактические игры по окружающему миру для начальной школы

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь...

Роль дидактической игры на уроках математики в начальной школе

Дидактический материал является важныйшим компонентов образовательного процесса. Он обеспечивает включение ребенка в освоение материала. Дидактическая игра очень важна именно в начальной школе, так ка...

Дидактические игры на уроках математике в начальной школе.

Дидактические игры на уроках математике в начальной школе....

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ "Царица Загадка"

Использование элементов триз при сочинении загадок хорошо развивает  речевое творчество и креативное мышление, а также способствует психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного ...