Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
материал (1, 2 класс)

 Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка старше 6 лет, такой средой является, прежде всего, школа.  Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние, учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, эмоциональное, духовное здоровье. И  задача педагога — не просто вести занятии в чистом классе, следить за осанкой и проводить физкультминутки, а создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.    

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Окружная администрация г. Якутска

МОБУ "СОШ №32"

Физкультминутка, как элемент здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей.

Учитель нач. классов

МОБУ СОШ 32 г. Якутск

Аммосова Елена Васильевна.

г. Якутск, 2023 г.

        

         В настоящее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение доли патологии нервной системы, сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата.

         Ухудшение здоровья детей, связанное с недостатком двигательной активности, неправильным питанием обучающихся, несоблюдением гигиенических требований в организации учебного процесса, отсутствием у обучающихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми,  современные  гаджеты, которые  действительно могут навредить и физическому, и психологическому здоровью ребенка.  

        Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка старше 6 лет, такой средой является, прежде всего, школа.  Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние, учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, эмоциональное, духовное здоровье. И  задача педагога — не просто вести занятии в чистом классе, следить за осанкой и проводить физкультминутки, а создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.    

        Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

       При анализе состояния здоровья учащихся оказалось, что  большинство наших детей имеют отклонения в здоровье: пониженное зрение, сколиоз, отклонения в психическом развитии,  очень повышенная  утомляемость на  занятиях и т.д.  Возникла необходимость в том, чтобы продумать условия и организацию учебно- воспитательного процесса.  От его правильной организации зависит функциональное состояние школьников, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

        Мероприятия по здоровьесбережению воспитанников планируем  с учетом требований основной образовательной программы. Главная цель - сохранять и укреплять здоровье детей. В систему оздоровительной работы включаем следующие здоровьесберегающие технологии, физкультурно - оздоровительные мероприятия: соблюдение режима дня, утренняя зарядка, которая дает детям хороший заряд бодрости, положительных эмоций, физкультминутки, танцевальные физминутки, соревнования, подвижные игры на свежем воздухе, конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении, что способствует укреплению здоровью детей, позволяют отдохнуть после умственного труда.

        Утренняя зарядка    способствует формированию правильной осанки, воспитывает привычку регулярно заниматься утренней зарядкой, спортом. Коллективное выполнение физических упражнений до начала занятий дисциплинирует, организует, сплачивает обучающихся, повышает их работоспособность.

          Особое внимание уделяем на физкультминутки, как часть системы здоровьесберегающих технологий. Широко используем их своей работе на уроках.

          Физкультминутки снимают усталость, дают отдых мышцам, органам зрения, улучшают эмоциональное состояние детей, тем самым активизируют познавательный интерес детей.

Цель проведения:

  • Повысить работоспособность детей. ( профилактика утомление, нарушение осанки, зрения)
  • Обеспечить кратковременный активный отдых.

Основные требования к проведению физкультминуток.

  • Проводим физкультминутки в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении.
  • Физкультминутки должны быть разными по содержанию и по форме и интересны учащимся Можно проводить в форме общеразвивающих упражнений, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст.
  • Физкультминутки должны проводиться систематически. Продолжительность обычно составляет от1 до 3 минут.

           В своей работе я использую следующие виды оздоровительных физкультминуток.

  • Упражнения для снятия утомления;
  • Для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Дыхательная гимнастика.

             Детям нравится двигательно-речевые физкультминутки. Коллективно читают стихи и одновременно выполняют различные движения. Особо любимы детьми танцевальные физкультминутки под музыку. Всеми обожаемые танцевальные физкультминутки позволяют дать детям хороший заряд бодрости, положительных эмоций.

           А также особое внимание уделяем упражнениям для кистей и пальцев рук. Тренировка движений пальцев и кистей рук является стимулирующим фактором речевого развития..        

  • Упражнения для кистей и пальцев рук способствуют:

- стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы);

- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям;

- влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка;

- улучшение циркуляции крови;

- активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.

  • Оздоровительно- гигиенические физкультминутки;  

            Их можно выполнять стоя, так сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».

  • Физкультурно-спортивные физкультминутки;

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

  • Двигательно-речевые физкультминутки.

           Дети коллективно читают небольшие стихи, и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

-танцевальные физкультминутки;

Они выполняются обычно под музыку. Движения произвольны, танцуют, кто как умеет.  Выполняют под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

  • Гимнастика для глаз;

           Во время выполнения письменного задания, на уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.

  • Дыхательная гимнастика;

           Комплексы подбираем в зависимости от вида занятия, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.

     Физкультминутки на занятиях, обеспечивают активный отдых учащихся, помогают снятию утомляемости, обеспечивают переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой, улучшает обменные процессы организма, способствуют повышению внимания и активности детей.

        Я убеждена в том, что здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся.

Ожидаемые результаты:

•        Повышение приоритета здорового образа жизни;

•        Повышение функциональных возможностей организма:

•        Приобретение умений, навыков, позволяющих правильно вести себя в экстремальных ситуациях, формирующих устойчивую потребность быть физически и психически здоровым.

 

Вывод:

      продолжить работу по данному направлению, т.к.  она способствует укреплению, сохранению здоровья. Формирует у учащихся необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, учит использовать полученные знания в повседневной жизни.

                         

                 

Список литературы :

1. Горохова Н.А. Организация здоровьесбережения в школе [Текст] / Н.А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – №7. С. 33-38.

2. Ковалько В.И.: Школа физкультминуток. 1-4 кл.. - М.: ВАКО, 2005- С.12-15

3. Ставцева В.В.: Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011, С.34-42 4

4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" * (с изменениями на 22 мая 2019 года)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.Пере...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста....

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе....

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависи...