Программа "Будущий первоклассник"
рабочая программа
Программа составлена для подготовки детей к школе. Содержит КТП по четырём предметам с учётом интеграции: Мир звуков и букв; Загадочная математика; Мир вокруг меня; Умелые ручки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_budushchiy_pervoklassnik_2021.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 14
Утверждаю: Директор МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14 Л.Л. Тучкова ______________________________ «___»___________________ 2021 г. | Согласовано: Зам. директора по НМР Н.Б.Бояркина ___________________ «____» __________ 2021 г. | Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от «__» августа 2021 г. Руководитель МО ______________ фамилия, инициалы подпись |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учитель начальных классов
Сокова О.В.
кв. категория высшая
2021/2022 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы
3. Организация образовательного процесса
4. Календарно-тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Будущий первоклассник» предназначена для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста в условиях подготовительных групп, групп кратковременного пребывания образовательных учреждений. Обеспечивает развитие тех качеств личности, особенностей психических процессов и видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и их успешное обучение в школе.
Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Программа обеспечивает познавательную деятельность дошкольников и ориентирована на развитие предметных и метапредметных умений.
Цели программы
- Обеспечение возможности единого старта будущих первоклассников
- Обеспечение преемственности дошкольного обучения с программами начального общего образования
- Развитие личности ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению
Основные задачи программы
- Обеспечение условий для формирования и укрепления эмоционально-положительного отношения к учению;
- Обеспечение условий для формирования познавательного интереса, желания узнавать новое;
- Формирование адекватной возрастному уровню картины мира;
- Развитие логики и логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- Развитие фантазии и творческих способностей;
- Развитие речи и умения излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- Развитие памяти и внимания;
- Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
- Создание предпосылок к школьному обучению – формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий)
Программа направлена на достижение следующих целей:
- адаптация детей к жизни в обществе;
- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
- формирование общей культуры детей;
- организация содержательного досуга детей;
- удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии.
Программа направлена на решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования;
- интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
-формирование предпосылок УУД, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их физическом и психическом развитии;
-достижение воспитанниками готовности к школе, необходимой и достаточной для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.
- Развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии (методики М.Ильиной, Л.Парамоновой, Н.Головневой).
- Обучение грамоте. Знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение. Составление схем. Чтение слов. Обучение элементам письма (методики Н.А.Зайцева, Л.А.Костаревой).
- Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов.
- Развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание. Для этого используются лингвистические игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной), а также различных лексических и грамматических упражнений, малых фольклорных форм (загадки, пословицы, поговорки и т.д.). (Методика О.А.Белобрыкиной.)
- Развитие элементарных математических представлений (количественный и порядковый счет, соотношение предметов, цифры, состав числа, арифметические действия, временные характеристики и т.д.). (Методика Л.Г.Петерсон.)
- Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Работа с ножницами, пластилином, обводка, штриховка, игры с карандашом, крупой, бусами, орехами, игры со счетными палочками и т.п. (методики Л.Савиной, А.Белой, В.Мирясовой).
- Развитие изодеятельности. Рисование (красками, карандашами, мелками, свечой, газетой на мокрой бумаге и т.д.), конструирование, лепка, аппликация (ткань, бумага, с помощью различных круп), оригами.
- Физическое развитие ребенка - пространственная координация движений, телесная ловкость, развитие гибкости, пластичности. С этой целью подобраны подвижные игры на ловкость, быстроту и командную слаженность, а также изобретательские и творческие игры, развивающие мышление, остроту внимания, память и сообразительность. Имитационные упражнения и оздоровительная гимнастика.
- Сказкотерапия - введение ребенка с его любознательностью и фантазией в окружающий мир через сказочные истории, удивительные и красивые. Сказки - это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности. Это - возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.
- Формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Развитие воображения и творческих способностей (использование методик ТРИЗ - теории решения изобретательских задач, РТВ - развития творческого воображения).
Общая готовность ребенка к школьному обучению
Основными компонентами школьной зрелости являются:
- физическая готовность
- личностная готовность
- интеллектуальная готовность
Физическая готовность
Состояние здоровья, определенный уровень функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность. Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также графические задания, пальчиковые игры, физкультминутки подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.
Личностная готовность
Определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.
Интеллектуальная готовность
Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в планы наших занятий включены игры, развивающие произвольное внимание, зрительную и слуховую память, опосредованное запоминание, целостность восприятия, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, фантазию и воображение.
На занятиях у детей формируются элементы познавательной деятельности: основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к саморегуляции поведения.
Педагогические технологии
Для успешной реализации программы «Будущий первоклассник» используются различные педагогические технологии.
- игровые, т.к.ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
- информационно –коммуникационные обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;
- технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.
Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами работы.
Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров дополнительного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе освоения Программы:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность, конструирование и др.), способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, сопереживать неудачам и радоваться их успехам; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты;
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания, использовать построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, а также соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию решений, опираясь на собственные знания и умения.
При соблюдении требований к условиям реализации Программы планируемые результаты предполагают формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Формы оценки и контроля усвоения учебной программы:
- психолого–педагогическая диагностика учащихся на начальном этапе,
- промежуточная диагностика,
- психолого–педагогическая диагностика учащихся на завершающем этапе.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Продолжительность обучения – 30 недель
Общее число занятий – 120
Режим работы групп
Группы предшкольной подготовки работают 1 день в неделю в субботу.
Группы формируются по желанию родителей.
В субботу
10.30 – 11.00 – приём детей, свободное общение, утренняя гимнастика
10.00 – 10.30 – Мир звуков и букв
10.35 – 11.05 – Загадочная математика
11.10 – 11.40 – Мир вокруг меня
11.45 – 12.15 – Умелые ручки
12.15 – 12.35 – консультация родителей, уход детей домой
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | дата | Мир звуков и букв | Загадочная математика | Мир вокруг меня | Умелые ручки |
1 | 09.10.21 | Звуки речевые и неречевые Речь устная и письменная. Штриховка. | Направления влево, вправо. Простейшие закономерности. Ориентация на клетчатой бумаге. | Домашние и дикие животные | Раскрашивание. |
2 | 16.10.21 | Звуки гласные и согласные Гласные звуки Звук [a]. Буквы А,а | Геометрические фигуры | ПДД. Транспорт | Лепка. Транспорт. |
3 | 23.10.21 | Звук [о]. Буквы О,о | Число и цифра 1. | Сад, огород. Овощи и фрукты. Осенние заботы | Лепка. Овощи, фрукты. |
4 | 30.10.21 | Звук [у]. Буквы У,у. Звуки гласных букв АОУ. | Логические упражнения | Посуда. Правила поведения за столом. | Лепка. Посуда |
5 | 06.11.21 | Звук [и]. Буквы И,и. | Число и цифра 2. Сложение и вычитание – арифметические действия | Инструменты. Различение разных групп инструментов | Лепка. Музыкальные инструменты |
6 | 13.11.21 | Звук [э]. Буквы Э,э. | Число и цифра 2. Письмо цифры 2. Сложение и вычитание. | Птицы перелётные и зимующие. Забота о птицах зимой. | Аппликация «Снегирь» |
7 | 20.11.21 | Звук [ы]. Буква ы. Гласные и согласные звуки и буквы. | Число и цифра 3. Письмо цифры 3. Треугольник. | Профессии | Аппликация «Мышь» |
8 | 27.11.21 | Непарные согласные звуки Звуки [м], [м’]. Буквы М,м. | Равенства и неравенства. Знаки сравнения | Классификация видов транспорта. ПДД | Аппликация «Машина. Грузовик» |
9 | 04.12.21 | Звуки [н], [н’]. Буквы Н,н. | Состав числа 3 | Насекомые и птицы | Разноцветные жуки. Краски. Основные цвета |
10 | 11.12.21 | Звуки [м], [м’], [н], [н’]. Буквы М, Н. | Сложение | Сказочные герои | Вырезание фигурки ангела |
11 | 18.12.21 | Парные глухие согласные Звуки [с], [с’]. Буквы С, с | Число и цифра 4. Письмо цифры 4. | Зимние забавы | Аппликация «Снеговик» |
12 | 25.12.21 | Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т | Состав числа 4. Четырёхугольник. | Праздник Новый год. | Вырезание и украшение ёлочки |
13 | 15.01.22 | Звуки [к], [к’]. Буквы К, к | Числа 1234. Вычитание | Как празднуют Новый год дети во всём мире | Кошка-гармошка |
14 | 22.01.22 | Звуки [п], [п’]. Буквы П, п | Числа 1234 | Птицы домашние и дикие | Аппликация «Пингвин» |
15 | 29.01.22 | Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф | Числа 1234. Геом. фигуры | Фрукты, овощи, ягоды. | Игра «Консервируем фрукты и овощи». Аппликация и раскрашивание |
16 | 05.02.22 | Парные звонкие согласные Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г | Число и цифра 5. Письмо цифры 5. Геом. фигуры | Грибы съедобные и несъедобные | Аппликация «Грибы» |
17 | 12.02.22 | Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д | Числа 4,5. Состав чисел. | Домики, которые построила природа. | Обрывная аппликация. Улитка, черепаха. |
18 | 19.02.22 | Звуки [в], [в’]. Буквы В, в | Числа от 1 до 5. Числовые последовательности. | Дружная семья. Семейные традиции | Валентинки из бумаги «Розовый слон» |
19 | 26.02.22 | Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б | Число и цифра 6 | Насекомые домашние и дикие | Бабочка из бумаги |
20 | 05.03.22 | Звуки [з], [з’]. Буквы З, з | Число 6 | 23 февраля – День защитника Отечества | Подарок папе «Кораблик» |
21 | 12.03.22 | Звуки [ж], [ш]. Буквы Ж, ж, Ш, ш | Число 6. Состав числа 6 | Как праздновали Масленицу в старину | Аппликация. Открытка «Солнышко» |
22 | 19.03.22 | Непарные звонкие согласные Звуки [л], [л’]. Буквы Л,л. | Число и цифра 7 | Чем и как работает художник | Радуга. Смешивание красок. |
23 | 26.03.22 | Звуки [р], [р’]. Буквы Р,р. | Число 7. Состав числа 7 | Признаки весны | Весеннее настроение. Добавление чёрной и белой красок |
24 | 02.04.22 | Звук [й’]. Буквы Й, й. | Число и цифра 8 | 12 апреля – День Космонавтики | Аппликация «Космос» |
25 | 09.04.22 | Непарные глухие согласные Звуки [ч, щ]. Буквы Ч, Щ, | Состав числа 8 | Террариум и его обитатели | Аппликацтя «Черепаха» |
26 | 16.04.22 | Звуки [х, ц]. Буквы Х, Ц. | Число и цифра 9 | Весенние заботы | Аппликация «Цыплята» |
27 | 23.04.22 | Буквы ЕЁЮЯ | Состав числа 9 | Пасха | Поделка «Зайка» |
28 | 30.04.22 | Буквы ЕЁЮЯ | Состав чисел 8 и 9 | Первомай – праздник мира и труда | Объмное моделирование. «Голубь мира» |
29 | 07.05.22 | Ь знак – показатель мягкости | Натуральный ряд чисел | 9 мая – День Победы | Открытка «Победная весна» |
30 | 14.05.22 | Ъ и Ь разделительные знаки | Натуральный ряд чисел | Труд людей весной | Орнамент из семян на пластилиновой основе |
31 | 21.05.22 | Ъ и Ь разделительные знаки | Сложение и вычитание натуральных чисел | Признаки волшебных сказок. Сказочные волшебные помощники | Аппликация «Жар-птица» |
32 | 28.05.22 | Предложения и текст. | Сложение и вычитание натуральных чисел. Закономерности. | Лето. Изменения в природе и в жизни людей | Рисуем мечту о лете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".
Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....
"Посвящение в первоклассники"-конкурсно-развлекательная программа для первоклассников
Первоклассники на огромном корабле отправляются в путешествие, которое будет длится долгих 11 учебных лет .В пути они встречаются с известными сказочными героями, которые приготовили для них разл...
Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"
Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....
Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"
В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...
"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.
В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...
Праздничная программа посвящение в первоклассники «Теперь я - первоклассник!»
Праздничная программа«Ты, первоклассник !» Цели: вовлекать учащихся и их родителей во внеурочную учебно-воспитательную деятельность;прививать интерес к школе учащихся 1-х ...
ПРОЕКТ «ПЕРВОКЛАССНИК» подготовительные курсы будущих первоклассников
Подготовительные занятия для детей, которые позволяют выявить уровнь подготовленности будущих первоклассников Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”....