Программа "Будущий первоклассник"
рабочая программа

Программа составлена для подготовки детей к школе. Содержит КТП по четырём предметам с учётом интеграции: Мир звуков и букв; Загадочная математика; Мир вокруг меня; Умелые ручки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_budushchiy_pervoklassnik_2021.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 14         

Утверждаю:

Директор МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов  №14

Л.Л. Тучкова

______________________________

«___»___________________ 2021 г.

Согласовано:

Зам. директора по НМР

Н.Б.Бояркина

 ___________________

«____» __________ 2021 г.

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1 от «__» августа 2021 г.

Руководитель МО

______________       

      фамилия, инициалы                                       подпись

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Учитель начальных классов

Сокова О.В.

кв. категория   высшая

2021/2022 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Содержание программы

3. Организация образовательного процесса

4. Календарно-тематическое планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Будущий первоклассник» предназначена для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста в условиях подготовительных групп,  групп кратковременного пребывания образовательных учреждений. Обеспечивает развитие тех качеств личности, особенностей психических процессов и видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и их успешное обучение в школе.

Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Программа обеспечивает познавательную деятельность дошкольников и ориентирована на развитие предметных и метапредметных умений.

Цели программы

  1. Обеспечение возможности единого старта будущих первоклассников
  2. Обеспечение преемственности дошкольного обучения с программами начального общего образования
  3. Развитие личности ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению

Основные задачи программы

  • Обеспечение условий для формирования и укрепления эмоционально-положительного отношения к учению;
  • Обеспечение условий для формирования познавательного интереса, желания узнавать новое;
  • Формирование адекватной возрастному уровню картины мира;
  • Развитие логики и логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  • Развитие фантазии и творческих способностей;
  • Развитие речи и умения излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
  • Развитие памяти и внимания;
  • Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
  • Создание предпосылок к школьному обучению – формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий)

Программа направлена на достижение следующих целей:

- адаптация детей к жизни в обществе;

- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

- формирование общей культуры детей;

- организация содержательного досуга детей;

- удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии.

Программа направлена на решение следующих задач:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования;

- интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;

- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;  

-формирование предпосылок УУД, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их физическом и психическом развитии;

-достижение воспитанниками готовности к школе, необходимой и достаточной для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  •        Развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии (методики М.Ильиной, Л.Парамоновой, Н.Головневой).
  •        Обучение грамоте. Знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение. Составление схем. Чтение слов. Обучение элементам письма (методики Н.А.Зайцева, Л.А.Костаревой).
  •        Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов.
  •        Развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание. Для этого используются лингвистические игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной), а также различных лексических и грамматических упражнений, малых фольклорных форм (загадки, пословицы, поговорки и т.д.). (Методика О.А.Белобрыкиной.)
  •        Развитие элементарных математических представлений (количественный и порядковый счет, соотношение предметов, цифры, состав числа, арифметические действия, временные характеристики и т.д.). (Методика Л.Г.Петерсон.)
  •        Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Работа с ножницами, пластилином, обводка, штриховка, игры с карандашом, крупой, бусами, орехами, игры со счетными палочками и т.п. (методики Л.Савиной, А.Белой, В.Мирясовой).
  •        Развитие изодеятельности. Рисование (красками, карандашами, мелками, свечой, газетой на мокрой бумаге и т.д.), конструирование, лепка, аппликация (ткань, бумага, с помощью различных круп), оригами.
  •        Физическое развитие ребенка - пространственная координация движений, телесная ловкость, развитие гибкости, пластичности. С этой целью подобраны подвижные игры на ловкость, быстроту и командную слаженность, а также изобретательские и творческие игры, развивающие мышление, остроту внимания, память и сообразительность. Имитационные упражнения и оздоровительная гимнастика.
  •        Сказкотерапия - введение ребенка с его любознательностью и фантазией в окружающий мир через сказочные истории, удивительные и красивые. Сказки - это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности. Это - возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.
  •        Формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

      Развитие воображения и творческих способностей (использование методик ТРИЗ - теории решения изобретательских задач, РТВ - развития творческого воображения).

Общая готовность ребенка к школьному обучению

Основными компонентами школьной зрелости являются:

  • физическая готовность
  • личностная готовность
  • интеллектуальная готовность

Физическая готовность

Состояние здоровья, определенный уровень функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность. Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также графические задания, пальчиковые игры, физкультминутки подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.

Личностная готовность

Определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

Интеллектуальная готовность

Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в планы наших занятий включены игры, развивающие произвольное внимание, зрительную и слуховую память, опосредованное запоминание, целостность восприятия, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, фантазию и воображение.
На занятиях у детей формируются элементы познавательной деятельности: основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к саморегуляции поведения.

Педагогические технологии

Для успешной реализации программы «Будущий первоклассник» используются различные педагогические технологии.

- игровые, т.к.ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;

- информационно –коммуникационные обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;

- технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.

Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами работы.

Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров дополнительного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе освоения Программы:

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность, конструирование и др.), способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, сопереживать неудачам и радоваться их успехам; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты;

-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания, использовать построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;

-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, а также соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию решений, опираясь на собственные знания и умения.

При соблюдении требований к условиям реализации Программы планируемые результаты предполагают формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

Формы оценки и контроля усвоения учебной программы:

- психолого–педагогическая диагностика учащихся на начальном этапе,

- промежуточная диагностика,

- психолого–педагогическая диагностика учащихся на завершающем этапе.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Продолжительность обучения – 30 недель

Общее число занятий – 120

Режим работы групп

Группы  предшкольной подготовки работают 1 день в неделю в субботу.

Группы формируются по желанию родителей.

В субботу

10.30 – 11.00 – приём детей, свободное общение, утренняя гимнастика

10.00 – 10.30 – Мир звуков и букв

10.35 – 11.05 – Загадочная математика

11.10 – 11.40 – Мир вокруг меня

11.45 – 12.15 – Умелые ручки

12.15 – 12.35 – консультация родителей, уход детей домой

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

дата

Мир звуков и букв

Загадочная математика

Мир вокруг меня

Умелые ручки

1

09.10.21

Звуки речевые и неречевые Речь устная и письменная.

Штриховка.

Направления влево, вправо. Простейшие закономерности. Ориентация на клетчатой бумаге.

Домашние и дикие животные

Раскрашивание.

2

16.10.21

Звуки гласные и согласные

Гласные звуки

Звук [a]. Буквы А,а

Геометрические фигуры

ПДД. Транспорт

Лепка. Транспорт.

3

23.10.21

Звук [о]. Буквы О,о

Число и цифра 1.

Сад, огород. Овощи и фрукты. Осенние заботы

Лепка. Овощи, фрукты.

4

30.10.21

Звук [у]. Буквы У,у.

Звуки гласных букв АОУ.

Логические упражнения

Посуда. Правила поведения за столом.

Лепка. Посуда

5

06.11.21

Звук [и]. Буквы И,и.

Число и цифра 2. Сложение и вычитание – арифметические действия

Инструменты. Различение разных групп инструментов

Лепка. Музыкальные инструменты

6

13.11.21

Звук [э]. Буквы Э,э.

Число и цифра 2. Письмо цифры 2. Сложение и вычитание.

Птицы перелётные и зимующие. Забота о птицах зимой.

Аппликация «Снегирь»

7

20.11.21

Звук [ы]. Буква ы.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Число и цифра 3. Письмо цифры 3. Треугольник.

Профессии

Аппликация «Мышь»

8

27.11.21

Непарные согласные звуки

Звуки [м], [м’]. Буквы М,м.

Равенства и неравенства. Знаки сравнения

Классификация видов транспорта. ПДД

Аппликация «Машина. Грузовик»

9

04.12.21

Звуки [н], [н’]. Буквы Н,н.

Состав числа 3

Насекомые и птицы

Разноцветные жуки. Краски. Основные цвета

10

11.12.21

Звуки [м], [м’], [н], [н’]. Буквы М, Н.

Сложение

Сказочные герои

Вырезание фигурки ангела

11

18.12.21

Парные глухие согласные

Звуки [с], [с’]. Буквы С, с

Число и цифра 4. Письмо цифры 4.

Зимние забавы

Аппликация «Снеговик»

12

25.12.21

Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т

Состав числа 4. Четырёхугольник.

Праздник Новый год.

Вырезание и украшение  ёлочки

13

15.01.22

Звуки [к], [к’]. Буквы К, к

Числа 1234. Вычитание

Как празднуют Новый год дети во всём мире

Кошка-гармошка

14

22.01.22

Звуки [п], [п’]. Буквы П, п

Числа 1234

Птицы домашние и дикие

Аппликация «Пингвин»

15

29.01.22

Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф

Числа 1234. Геом. фигуры

Фрукты, овощи, ягоды.

Игра «Консервируем фрукты и овощи». Аппликация и раскрашивание

16

05.02.22

Парные звонкие согласные

Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г

Число и цифра 5. Письмо цифры 5. Геом. фигуры

Грибы съедобные и несъедобные

Аппликация «Грибы»

17

12.02.22

Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д

Числа 4,5. Состав чисел.

Домики, которые построила природа.

Обрывная аппликация. Улитка, черепаха.

18

19.02.22

Звуки [в], [в’]. Буквы В, в

Числа от 1 до 5. Числовые последовательности.

Дружная семья. Семейные традиции

Валентинки из бумаги «Розовый слон»

19

26.02.22

Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б

Число и цифра 6

Насекомые домашние и дикие

Бабочка из бумаги

20

05.03.22

Звуки [з], [з’]. Буквы З, з

Число 6

23 февраля – День защитника Отечества

Подарок папе «Кораблик»

21

12.03.22

Звуки [ж], [ш]. Буквы Ж, ж, Ш, ш

Число 6. Состав числа 6

Как праздновали Масленицу в старину

Аппликация. Открытка «Солнышко»

22

19.03.22

Непарные звонкие  согласные

Звуки [л], [л’]. Буквы Л,л.

Число и цифра 7

Чем и как работает художник

Радуга. Смешивание красок.

23

26.03.22

Звуки [р], [р’]. Буквы Р,р.

Число 7. Состав числа 7

Признаки весны

Весеннее настроение. Добавление чёрной и белой красок

24

02.04.22

Звук [й’]. Буквы Й, й.

Число и цифра 8

12 апреля – День Космонавтики

Аппликация «Космос»

25

09.04.22

Непарные глухие согласные

Звуки [ч, щ]. Буквы Ч, Щ,

Состав числа 8

Террариум и его обитатели

Аппликацтя «Черепаха»

26

16.04.22

Звуки [х, ц]. Буквы Х, Ц.

Число и цифра 9

Весенние заботы

Аппликация «Цыплята»

27

23.04.22

Буквы ЕЁЮЯ

Состав числа 9

Пасха

Поделка «Зайка»

28

30.04.22

Буквы ЕЁЮЯ

Состав чисел 8 и 9

Первомай – праздник мира и труда

Объмное моделирование. «Голубь мира»

29

07.05.22

Ь знак – показатель мягкости

Натуральный ряд чисел

9 мая – День Победы

Открытка «Победная весна»

30

14.05.22

Ъ и Ь разделительные знаки

Натуральный ряд чисел

Труд людей весной

Орнамент из семян на пластилиновой основе

31

21.05.22

Ъ и Ь разделительные знаки

Сложение и вычитание натуральных чисел

Признаки волшебных сказок. Сказочные волшебные помощники

Аппликация «Жар-птица»

32

28.05.22

Предложения и текст.

Сложение и вычитание натуральных чисел. Закономерности.

Лето. Изменения в природе и в жизни людей

Рисуем мечту о лете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".

Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....

"Посвящение в первоклассники"-конкурсно-развлекательная программа для первоклассников

Первоклассники на огромном корабле отправляются в путешествие, которое будет длится долгих 11 учебных лет .В пути они встречаются с известными сказочными героями, которые приготовили для них разл...

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"

Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.

В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...

Праздничная программа посвящение в первоклассники «Теперь я - первоклассник!»

Праздничная программа«Ты, первоклассник !» Цели:   вовлекать учащихся и их родителей во внеурочную учебно-воспитательную деятельность;прививать интерес к школе учащихся  1-х ...

ПРОЕКТ «ПЕРВОКЛАССНИК» подготовительные курсы будущих первоклассников

Подготовительные занятия для детей, которые позволяют выявить уровнь подготовленности будущих первоклассников Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”....