Инновационные технологии, используемые на уроках в начальных классах коррекционной школы.
статья (2 класс)

Иванова Мария Николаевна

В данной статье характеризуются инновационные технологии, которые используются при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, говорится об их видах. Рассказано о положительном воздействии инновационных технологий  на развитие детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats._tehnologii.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии, используемые на уроках в начальных классах коррекционной школы.

 Иванова Мария Николаевна

БОУ ЧР «Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии, п. Ибреси

mi13081977@yandex.ru

Аннотация. В данной статье характеризуются инновационные технологии, которые используются при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, говорится об их видах. Рассказано о положительном воздействии инновационных технологий  на развитие детей с ОВЗ.

Ключевые слова: инновационные технологии; дети с ограниченными возможностями здоровья; образовательный процесс.

      Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, новыми технологиями, ростом информации. Задача педагогов коррекционной школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. В настоящее время, с введением ФГОС  начального общего образования обучающихся с ОВЗ и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), открываются большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. При работе с детьми ОВЗ, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

 Инновационные технологии:        

Технология разноуровневого обучения. 

Это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все ребята овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.

Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

Задания не должны быть растянуты во времени, ученик должен видеть результаты работы. Важна и значимость заданий, поэтому не помешает дополнительная стимуляция обучающихся (похвала, словесное стимулирование.)

Поэтому при построении своих уроков я учитываю:

- индивидуальные особенности ребенка (темперамент, характер, способности);

- развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания, воли, чувств, эмоций);

- опыт, включающий знания, умения, привычки.

Класс условно делю на группы по возможностям детей усваивать материал, однородностью возникающих трудностей и причинами, лежащими в основе этих трудностей. Количество групп может быть различно, обычно 2-3.

Распределение учащихся по группам проходит, когда уже лучше узнаю детей, определю уровень интереса и мотивации к изучению предмета, уровень развития общеучебных умений и навыков. На основании проверочных работ и на основании наблюдений за детьми, детей делю на группы. Эти группы могут изменяться, учащиеся вполне могут перейти из одной группы в другую.

      Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладевать основами компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Paint, PowerPoint, организовывать поиск нужной информации.

      В учебно-воспитательном процессе нашего учреждения используются: компьютерные игры, использование мультимедиа презентаций, тестовые технологии (презентации); аудиовизуальные технологии; компьютерные тренажеры.

        В ходе наблюдений было выявлено, что достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

       На всех уроках учителя используют метод презентаций, как способ эффектно и современно преподать учебную информацию. 

    Обучение работе на компьютере способствует повышению общей культуры обучающихся, развитию мелкой моторики, ориентированию в пространстве.

   Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию обучающихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой коррекционная школа для обучающихся с особыми образовательными возможностями.  

    Технологии Арт-терапии.

      В настоящее время в школе на учебных, коррекционно-развивающих занятиях, занятиях по дополнительному образованию широко применяются технологии Арт-терапии (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия) являются эффективными в учебно-воспитательном процессе. 

    Музыкотерапия заключается в ощущении музыки связками, мышцами, движением, дыханием. Наблюдения показывают, что музыка, сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей природы» положительно влияют на психоэмоциональное состояние обучающихся с ОВЗ.

      Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

     Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества.

Список литературы:
1. Бадиев С. От традиций - к инновациям (к вопросу о сущности технологий обучения) С.Бадиев //Учитель. - 2008. №6.- С.7-9
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996 г. - 534 с.

 3. Мымбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. Алматы: Крыша. 2007. - 283 с.

 4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998. - 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых инновационных технологий в развитии творчества учеников начальных классов

                В докладе описывается важность развития творчества учащихся. Подчеркивается необходимость использования инновационных технологий....

Доклад на тему "Внедрение игровых технологий, используемых на уроках в начальной школе"

Доклад на тему "Внедрение игровых технологий, используемых на уроках в начальной школе"...

Развитие трудовых навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида

«Развитие трудовых  навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида» Трудовое  обучение  в  специальной  (коррек...

Презентация "Виды дифференциации, используемые на уроках в начальных классах"

Разработка на тему "Виды дифференциации, используемые на уроках в начальных классах" в помощь педагогу...