Статья. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья
Статья. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya_sayt.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В процессе обучения должна быть заранее определена целевая установка на формирование коммуникативной компетентности личности, а
значит должны быть определены методы и средства формирования.
Наиболее четко и полно осознать процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников помогает моделирование. Основаниями для разработки модели формирования коммуникативной компетенции младших школьников являются особенности начального общего
образования: содержание образовательного заказа, включающего федеральный государственный образовательный стандарт и структура коммуникативной компетенции.
Модель включает в себя наличие образовательного заказа, цели и
взаимосвязанных блоков. Модель представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами (блоками): целевым, теоретико-методологическим
содержательным, организационным, результативным. Исходя из социального заказа, требований государственного образовательного стандарта, основными задачами формирования коммуникативной компетенции является: формирование культуры устной и письменной речи; овладение видами речевой деятельности; овладение различными социальными ролями; формирование навыков работы в группе (коллективе). Организация работы по формированию коммуникативной компетенции
начинается с целевого блока, который включает в себя цель: формирование коммуникативной компетенции у младших школьников; и задачи:
формирование культуры устной и письменной речи, овладение видами
речевой деятельности, различными социальными ролями, формирование
навыков работы в группе (коллективе).
Целевой блок КК. Цель: формирование коммуникативной компетен |
Теоретико-методологический блок КК. Подходы и принципы: 1) Лич |
Содержательный блок КК. Компоненты КК: эмоциональный, когни |
Организационный блок КК. Методы обучения: организации и осу |
Результативный блок КК. Результат: эффективное формирование ком |
Теоретико-методический блок предполагает совокупность подходов:
1. Личностно-деятельностный подход. Он опирается на следующие
принципы:
- принцип гуманизации четко определяет гуманистическую основу
взаимодействия педагога и ученика. Сущность принципа - очеловечивание отношений учащихся между собой и педагогами в приоритетах человеческих ценностей;
- принцип психологической комфортности предполагает снятие по
возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей,
и в которой они чувствуют себя «как дома»;
- принцип дифференцированного обучения заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании
оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности школьников.
2. Системный подход. Он включает следующий принцип:
- принцип системности предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как
системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных
наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
3. Компетентностный подход. Данный подход включает принцип
диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как
субъект-субъектный процесс. Этот принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия педагога и школьников. Содержанием этого процесса является обмен ценностями, а также совместное продуцирование
ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций.
С учетом цели коммуникативной деятельности младших школьников определяется содержательный компонент, который включает: 1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров); 2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между
людьми); 3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
Следующий блок коммуникативной компетенции – организационный - содержит: методы обучения, организационные формы, средства
формирования и развития коммуникативной компетенции, технологии
обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...
Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.
Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы....
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через исползование технологии обучения в сотрудничестве.
Обобщение опыта работы по технологии сотрудничества....
Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"
Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...
Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников
В статье рассказывается об аспектах коммуникативной компетентности; о необходимости формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем....
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....
статья-Формирование коммуникативной компетенции младших школьников
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им"....