Статья. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья

Статья. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_sayt.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

   В процессе обучения должна быть заранее определена целевая установка на формирование коммуникативной компетентности личности, а
значит должны быть определены методы и средства формирования.
Наиболее четко и полно осознать процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников помогает моделирование. Основаниями для разработки модели формирования коммуникативной компетенции младших школьников являются особенности начального общего
образования: содержание образовательного заказа, включающего федеральный государственный образовательный стандарт и структура коммуникативной компетенции.
  Модель включает в себя наличие образовательного заказа, цели и
взаимосвязанных блоков. Модель представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами (блоками): целевым, теоретико-методологическим
содержательным, организационным, результативным. Исходя из социального заказа, требований государственного образовательного стандарта, основными задачами формирования коммуникативной компетенции является: формирование культуры устной и письменной речи; овладение видами речевой деятельности; овладение различными социальными ролями; формирование навыков работы в группе (коллективе). Организация работы по формированию коммуникативной компетенции
начинается с целевого блока, который включает в себя цель: формирование коммуникативной компетенции у младших школьников; и задачи:
формирование культуры устной и письменной речи, овладение видами
речевой деятельности, различными социальными ролями, формирование
навыков работы в группе (коллективе).

Целевой блок КК. Цель: формирование коммуникативной компетен
ции у младших школьников. Задачи: формирование культуры устной
и письменной речи, овладение видами речевой деятельности, различ
ными социальными ролями, формирование навыков работы в группе
(коллективе)

Теоретико-методологический блок КК. Подходы и принципы: 1) Лич
ностно-деятельностный подход; 2) Системный подход; 3) Компетент
ностный подход.

Содержательный блок КК. Компоненты КК: эмоциональный, когни
тивный, поведенческий.

Организационный блок КК. Методы обучения: организации и осу
ществления учебно-познавательной деятельности; стимулирования и
мотивации; контроля и самоконтроля. Формы организации обучения:
фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная. Средства
обучения: наглядные, технические. Технологии обучения: групповые,
проектные, информационные, проблемные, коммуникационные;

Результативный блок КК. Результат: эффективное формирование ком
муникативной компетенции. Уровни (низкий, средний и высокий);
критерии (эмоциональная отзывчивость; владение конкретными навы
ками, умением решать конфликтные ситуации; сформированность
навыков работы в группе; умение представить себя); показатели.

   Теоретико-методический блок предполагает совокупность подходов:
   1. Личностно-деятельностный подход. Он опирается на следующие
принципы:
   - принцип гуманизации четко определяет гуманистическую основу
взаимодействия педагога и ученика. Сущность принципа - очеловечивание отношений учащихся между собой и педагогами в приоритетах человеческих ценностей;
   - принцип психологической комфортности предполагает снятие по
возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей,
и в которой они чувствуют себя «как дома»;
   - принцип дифференцированного обучения заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании
оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности школьников.
   2. Системный подход. Он включает следующий принцип:

   - принцип системности предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как
системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных
наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
   3. Компетентностный подход. Данный подход включает принцип
диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как
субъект-субъектный процесс. Этот принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия педагога и школьников. Содержанием этого процесса является обмен ценностями, а также совместное продуцирование
ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций.
   С учетом цели коммуникативной деятельности младших школьников определяется содержательный компонент, который включает: 1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров); 2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между
людьми); 3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
   Следующий блок коммуникативной компетенции – организационный - содержит: методы обучения, организационные формы, средства
формирования и развития коммуникативной компетенции, технологии
обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.

Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы....

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников

В статье рассказывается об аспектах коммуникативной компетентности; о необходимости формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте  для поэтапного развития в дальнейшем....

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....

статья-Формирование коммуникативной компетенции младших школьников

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им"....