Продуктивное использование современных образовательных технологий
статья (4 класс)

Орлова Елена Дмитриевна

Продуктивное использование современных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_tehnologiyah.docx58.69 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОРЛОВОЙ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВНЫ

О ПРОДУКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК

 

В своей деятельности активно применяю современные педагогические технологии: информационные, здоровьесберегающие, групповые, проблемные, проектно- исследовательские методы, технологию ЛОО, которые позволяют формировать у обучающихся творческие способности, развивать вариативное мышление. С первого года обучения на всех обучающихся класса заведены индивидуальные  портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика, и стимулируют познавательную активность.

Использование в преподавании современных образовательных технологий и методик позволяет мне добиваться значительных результатов в повышении качества знаний и формирования УУД.

п/п

Название 
образователь

ной технологии
(с указанием автора)

Цель использования 
образовательной

технологии

Описание порядка использования 

Результат использования 
образовательной

технологии

1.

Здоровье

сберегающие технологии. Автор: Н.К. Смирнов  

Воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку

Это урок, соблюдающий  «Условия здоровьесбережения»:

1.Выполнение требований СанПиН.

2. Соблюдение этапов урока.

3. Использование методов групповой работы.

4. Использование интерактивных методов.

5.Нормативная дозировка учебной нагрузки.

6.Построение урока с учётом работоспособности обучающихся.

7.Физкультминутки.

Снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности.      Благоприятный эмоциональный климат на уроке. Равномерное распределение нагрузки во время урока.   Чередование мыслительной деятельности с физкультминутками. Развиваются потребности в здоровом образе жизни. Формируется сознательное отношение к своему здоровью.

Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины.

2.

Групповые технологии

Авторы: 

В.К. Дьяченко, И. Б. Первин

Формирование навыков совместной деятельности обучающихся. Организация совместных действий учащихся, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов. Осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимная зависимость и контроль.

Этапы:

Подготовка к выполнению группового задания.

- Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

- Инструктаж о последовательности работы.

- Раздача дидактического материала по группам.

Групповая работа.

-Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

-Распределение заданий внутри группы.

-Индивидуальное выполнение задания.

-Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

Подведение итогов группового задания.

-Заключительная часть.

- Сообщение о результатах работы в группах.

-Анализ познавательной задачи, рефлексия.

-Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся или группе в целом

3.

Проектно-исследовательская технология

Автор/авторы, последователи: Д. Дьюи, Е.С. Полат, И. Шнайдер и И. Бём

Создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Подготовка и реализация проекта имеют определённые этапы.

Этап ориентирования.

1. Фаза индивидуального и коллективного обсуждения. Здесь важно показать отличие продуктивного обучения от традиционного школьного обучения: приобретение нового опыта, возможность сделать «продукт» и при этом получать образование.

2. Фаза создания групп общения, в которых обсуждаются различные темы и могут быть введены новые формы работы.

3. Фаза анализа личного опыта.

Этап разработки:

1) фаза разработки индивидуальных задач;

2) фаза анализа личного опыта обучающихся;

3) фаза разработки коллективных задач;

4)определение целей;

5)определение ресурсов.

Этап реализации проекта:

1) обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации;

2) самостоятельная работа обучающихся над задачами;

3) промежуточные обсуждения достигнутых результатов;

4) оформление проекта.

Этап презентации результатов проекта:

1)подготовка презентации;

2) защита проекта.

Этап оценивания проекта:

1) значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;

2) активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

3) коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

4) характер общения и взаимопомощи участников проекта;

5) необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;

6) привлечение знаний из других областей;

7) доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

8) эстетика оформления результатов проведённого проекта;

9) умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.

При использовании метода проекта обучающиеся приобретают:

1. Умения, связанные с развитием интереса.

2. Умение находить практические, интересные виды деятельности.

3. Умение выбрать практический вид деятельности для себя.

4. Умение исследовать условия практической деятельности.

5. Умение подготовиться к деятельности на практике.

6. Умение осуществить деятельность на практике.

7. Умение оценить результаты практики:

8. Умение делать выводы из результатов практической деятельности.

9. Умение установить личностное отношение к практической деятельности.

10. Умение установить общественную ценность практической деятельности.

11. Умение установить культурную ценность профессии.

12. Умение установить профессиональную ценность практической деятельности.

4.

Технология проблемного обучения

Автор: Д. Дьюи

Формирование УУД и приобретение ЗУН.

Усвоение способов самостоятельной деятельности.

Развитие познавательных и творческих способностей.

Повышение прочности знаний.

Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.

Концептуальные положения

•  Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.

•  Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

•  Условиями успешности обучения являются:

- проблематизация учебного материала;

-активность ребенка;

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих:

·  постановку преподавателем учебно-проблемной задачи,

·  создание для учащихся проблемной ситуации;

·  осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого учащиеся овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;

·  применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Высокая самостоятельность учащихся.

Творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН).

Формирование познавательного интереса и развитие мыслительных способностей.

5.

ИКТ технологии

Способствует формированию универсальных учебных действий посредством применения IT технологий, глобальной сети и цифровых образовательных ресурсов.

Подготовка и использование ЭОР в виде компьютерных презентаций, видеофильмов, электронных средств визуализации, электронных средств связи (электронной почты, скайпа, различных приложений и мессенджеров); работа с интерактивной доской и персональными компьютерами

а) у детей повышается мотивация к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель-ученик» к наиболее объективным отношениям «ученик-компьютер-учитель», повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) повышается производительность труда и информационная культура самого учителя.
В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.

6.

Личностно-ориентирован

ные технологии. Авторы: С.А. Алиханова, Е.В. Бондаревская, В.В, Котова, В.В. Шоган, И.С. Якиманская И.С.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, но и субъект приоритетный. Основной результат стандартов – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Личностно-ориентированное образование, основанное на системно-деятельностном подходе, – это такое образование, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа» (профессор Е.В. Бондаревская).

Реализация этих механизмов не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка;
  • отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности;
  • опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации).

Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика. ЛОО позволяет формировать у обучающихся творческие способности, развивать вариативное мышление.

                   Учитель начальных классов                                                        Орлова Е.Д.                                                      

                  Директор  МАОУ

«Образовательный центр им. М.М. Расковой»                              Ефименкова О.А.

герб

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр имени Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны»

Энгельсского муниципального района Саратовской области 

(МАОУ «Образовательный центр им. М.М. Расковой»)

413103, Саратовская область г. Энгельс, микрорайон Энгельс-1 зд. 15а

Тел./факс (8453) 744371, е-mail: obr_raskova@mail.ru

№__________от____________________

СПРАВКА-ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Администрация МАОУ «Образовательный центр им. М.М. Расковой» подтверждает, что учитель начальных классов Орлова Елена Дмитриевна обоснованно, с учетом целей и задач программы выбирает новые образовательные технологии, владеет ими и  использует в системе. Отслеживает продуктивность  здоровьесберегающих, личностно-ориентированных проектных, ИКТ-технологий, посредством проведения внутреннего мониторинга учебных достижений обучающихся.

СВОДНЫЙ ГРАФИК РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(в процентах  в соответствии с показателями учебных достижений обучающихся)

       Директор  МАОУ

      «Образовательный центр им. М.М. Расковой»                                  Ефименкова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Отчет о продуктивном использовании новых образовательных технологий и методик

В отчете учителя предсавлен перечень современных образовательных технологий и методик, цели их использования и способы применения на уроках и во внеклассных мероприятиях. Для получения объективной кар...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...

Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности в межаттестационный период.

Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности в межаттестационный период....