Формирование функциональной грамотности в начальной школе
статья
Формирование функциональной грамотности в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta_formirovanie_funktsionalnoy_statya.docx | 40.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной ( читательской) грамотности в начальной школе.
Формирование функциональной (читательской) грамотности младшего школьника – одна из самых актуальных задач современного начального образования. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.
Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%
Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.
Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
В современном мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. А одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых читательских компетентностей. Возникает противоречие между тем, что предъявляет нам современное общество и личным читательским интересом ребёнка. Поэтому, одной из целей своей педагогической деятельности я вижу создание условий для формирования читательской грамотности и, как следствие, грамотного читателя.
Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Это очень опасно, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания профессионального и любого другого жизненно важного знания, ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры. Проблема чтения становится государственной. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функциональной грамотности.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
« Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса"
(К.Д. Ушинский)
В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Но в процессе работы я вижу , что учащиеся чаще всего не понимают прочитанного, не находят в тексте нужную информацию, выхватывают отдельные слова и фразы, не определяют главную мысль текста , не владеют навыками беглого осознанного чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, выделяет главное в тексте, свободно общается. С каждым классом увеличивается объём информации, и нужно не только много читать и запоминать, но , главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При слабой технике чтения это невозможно. Осознанное грамотное чтение создаёт базу не только для успешного освоения русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, является основой развития ключевых компетентностей. . Таким образом, одной из важнейших целей начального образования, становится формирование читательской грамотности. А чтобы учителю достичь этой цели , необходимо владеть технологиями, методами и приёмами формирования читательской грамотности.
Успешное формирование функциональной грамотности у младших школьников не возможно без читательской компетентности. Следовательно, педагогу необходимо на каждом уроке каждого предмета использовать систему методических приемов, формирующих у детей навыки чтения и понимания текстов.
Выделяют три основные компетенции, составляющие основу читательской грамотности - познавательная, ценностно-смысловая и коммуникативная.
Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и, сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.
Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль самостоятельно, своими словами, умение апеллировать к источнику знаний.
Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.
Формирование данных компетенций происходит в процессе анализа художественных произведений.
В системе общего начального образования отводится огромная роль урокам русского языка и литературного чтения. Без умения бегло читать, понимать прочитанное и объяснять текст, нельзя говорить о развитии читательской грамотности.
Урок литературного чтения – это очень важный урок, необходимый для
всестороннего развития личности каждого ученика, помогающий сориентировать детей в огромном мире произведений разнообразных жанров, авторов. В наше время важно не столько вооружить ученика большим объемом знаний, сколько сформировать у него универсальные учебные действия. Именно они помогут современному школьнику правильно развиваться и самосовершенствоваться в нашем обществе.
Главная цель - создание условий для формирования читательской грамотности учащихся при работе с текстами на уроках литературного чтения и русского языка.
Человек должен быть функционально грамотным.
Функционально грамотная личность – это человек:
• ориентирующийся в мире, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;
• способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
• умеющий отвечать за свои решения;
• способный нести ответственность за себя и своих близких;
• владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке; – обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
• легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
• понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;
• хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
• владеющий современными информационными технологиями.
Главная цель учителя - развить ребёнка.
• -Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
• -Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
• -Пространственное восприятие
• -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
• -Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
• Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Компоненты функциональной грамотности
• знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
• умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
• готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Применяя разнообразные формы урочной, внеурочной, внеклассной деятельности надо развивать, потребность в регулярном чтении. Привлекать родителей, библиотекаря в привитии детям интереса к чтению.
Формирование основ читательской грамотности, которая определяется умениями:
- смысловое чтения (понимание читаемого с помощью вопросов, воссоздание литературного образа по совокупности его признаков, определение темы текста, нахождение его главной мысли, сравнение произведений на основе содержательно-тематических особенностей, умение находить информацию в дополнительных источниках);
- правильного чтения (чтение осознанное, правильное, целыми словами, с соблюдение логических ударений, пауз и интонаций);
- беглого чтения;
- выразительного чтения (интонационное оформление предложений разных типов, передача основного эмоционального тона произведения, освоение приёмов чтения по ролям).
Для приобщение к чтению применяю образовательные технологии:
-развивающие технологии критического мышления;
-игровые технологии;
-развивающие;
-деятельностно- ориентированные;
-личностно – ориентированные
-проблемного обучения;
-дифференцированного обучения;
-технология продуктивного чтения.
Групповую работу на уроках литературного чтения использую в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся готовят костюмы, выступление.
Таким образом, развитие функциональной( читательской) грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...
Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе....
Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе
В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...
Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.
Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и есте...
Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.
Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....
Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе"
Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучени...
Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе
В современном образовании есть необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения для формирования функционал...