эйдос-конспект
учебно-методический материал

Самарская Татьяна Ивановна

мастер -класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass._eydos_-_konspekt.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Самарская Татьяна Ивановна

                               МБОУ “Маломеминсая ООШ”

Мастер-класс

Тема: Использование на уроках  литературного чтения приема “Эйдос-конспект”.

Цель:Развитие интереса к чтению, к литературе через использование новых педагогических приемов, форм работы.

Задачи:

1. Знакомство с приемом “Эйдос-конспект” ;

2. Работа с литературными образами с использованием приема “Эйдос конспект”;

     3. Показать важность практического применения этого приема.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, бумага, краски.

Ожидаемый результат: Показать целесообразность использования подобного приема.

Технология проведения мастер-класса:

1. Определение затруднений при изучении литературного текста.

2. Систематизация  знаний.

3. Имитационная игра.

4. Моделирование знаний.

5. Рефлексия.

 Ход мастер-класса:

1. Мотивация. Слайд 1

Я вижу красоту во всем.
И в том, что миру мы несем,
И в том, что он в ответ нам дарит,
Ведь красота всем в мире правит.
Все гармоничное красиво.
Не проходите, люди, мимо,
Не убегайте, подождите,
И красоту в себя впустите.

А ещё... еще...красоту вижу в этих цветах...     (сл.1)  

  • Уважаемые, коллеги! Сегодня я хочу подарить Вам эти цветы, как символ красоты. 
  • Какие чувства возникают у вас, когда вам дарят цветы? ( радость, грусть, сострадание...).
  • Скажите пожалуйста, такие чувства, как радость, сострадание, восхищение, надежда, терзание мы часто в какой предметной области встречаем?  (литература, литературное чтение). Слайд 2
  • Через кого или что передаются эти чувства? (образы)
  •  Да, в литературе описываются разные образы, события.
  • Давайте вспомним, с какими видами образов мы встречаемся в литературе?  

 ( образы людей, природы образы, образы предметов ). Слайд 3

  • Что нам нужно сделать, чтобы поближе познакмиться с литературными образами и дать им оценку?
  • Конечно прочитать произведение полностью. Но что мы имеем на сегодняшний день? Слайд 4
  • Дети не любят читать.
  • Как быть? Какие найти пути? слайд 5
  • Естественно необходимо применять новые технологии, приемы... Слайд 6  

Сегодня я хочу познакомить с одним из таких приемов, который помогает при работе с произведениями, образами.

2. Система занятия Слайд 7

Эйдос – греческое слово, означает событие, образ; конспект – краткое описание.

      Эйдос-конспект – краткое описание произведения, раскрытие образа, на основании своего видения.

 Эйдос-конспект применялся еще в античной литературе и философии. Этот прием применяли в работе Платон и Аристотель.

Эйдос-конспект включает в себя 3 вида: цветной, схематический, изобразительный. Слайд 8

Сегодня мы с вами остановимся на “цветном эйдос-конспекте”. Научимся показывать образы и события в цвете и давать пояснения. Все мы знакомы с произведением П.П.Бажова “Серебряное копытце” Слайд 9

3.Имитационная игра.

Серебряное копытце

Дед Кокованя остался без жены и детей. Чтобы ему было не так грустно и одиноко, он решил взять на воспитание ребенка. Соседи рассказали, что в их деревне есть 6-летняя девочка Даренка, которая осталась сиротой. Когда Дед Кокованя пришел забирать девочку, то рассказал ей о волшебном козлике Серебряное копытце, который живет в лесу. История очень заинтересовала девочку, и она согласилась пойти жить к деду. У Даренки была кошка Муренка, которую Кокованя тоже забрал с собой.

С тех пор стали они жить вместе. Кокованя ходил на работу, Даренка готовила и убирала в избе, Муренка ловила мышей. Вечером все трое собирались вместе, и девочка часто расспрашивала деда о козлике Серебряное копытце. 

Однажды Кокованя решил пойти в лес охотиться на козлов и после долгих уговоров  взял с собой Даренку с кошкой. Девочка мечтала увидеть волшебного козлика. В лесу у деда был домик, где они и поселились. 

Как-то раз, когда Кокованя уехал в деревню и оставил одну Даренку с кошкой, мечта девочки осуществилась. Она увидела волшебного козлика, который игрался с Муренкой. Когда девочка решила разглядеть его поближе, козлик Серебряное копытце, переместился на крышу их дома и выбивал драгоценные камни.  

Как раз тогда домой вернулся и дед Кокованя, который насобирал полную шапку камней. После этого они забыли о бедности. Вот только кошка после встречи с волшебным козликом куда-то бесследно исчезла.

4.Моделирование знаний

О чем произведение? На сколько частей разделили бы? Каким цветом раскрасили бы каждую часть?

 Пока фокус-группа работает, уважаемые коллеги, хочется задать вам несколько вопросов. Вы  в своей работе используете эйдос-конспект? Какие сложности испытывали?

5. Рефлексия.

Обратим внимание на фокус-группу. Какие рисунки получились? Что означает для вас этот цвет?

 Для каждого ребенка цвет своеобразен, и через цвет он легче может объяснить свое видение, чувства. Цвет помогает легче запомнить содержание текста. Когда дети читают большие произведения, им на помощь прходят разноцветные стикеры.

 Что вам понравилось?

Что интересного для себя узнали?

Какие затруднения почувствовали?

Заключение.

И в заключении хотелось бы подчеркнуть, что создание эйдос - конспекта:

    Оказывает помощь в понимании текста

    Дает возможность неожиданного открытия

    Формирует и развивает творческую активность детей

    Развивает исследовательские навыки

    Вызывает интерес к познанию, к чтению

    Повышает мотивацию к учебе

Желаю, чтобы вы, уважаемые коллеги, были всегда такими яркими, запоминающимися, как эти  восхитительные цветы, будьте путеводной звездой для детей, негаснущим маяком!