Статья на тему "Игра как способ адаптации первоклассников к школе"
методическая разработка (1 класс)

 

 

Переход ребенка из дошкольного учебного заведения в школу является для него очень сложным и в некоторой степени травматичным моментом, меняется вся система отношений ребенка с окружающим его миром.

Начало обучения в школе – один из наиболее  сложных  периодов  в  жизни ребенка не только в социальном,  психологическом,  но  и  в  физиологическом плане.  Изменяется  вся  жизнь  ребенка  –  новые  контакты;  новые  условия определяются, прежде всего, тем, что  школа  с  первых  дней   ставит  перед ребенком целый  ряд  задач,  несвязанных  непосредственно  с  предшествующим опытом, требует максимальной  мобилизации  интеллектуальных,  эмоциональных, физических резервов.

          От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Если ребенок не готов к новой социальной роли – роли школьника, то ему будет трудно в школе, даже при условии сформированного необходимого запаса знаний, умений и навыков, достаточного уровня развития.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к дезадаптации. Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни первоклассника в школе , которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к школе, навыки общения, прежде всего со сверстниками. В этом могут помочь игры.

Игра – это сложное  социально-психологическое явление, при  достаточно  осознанном  отношении  она  становится   средствомстрессового  контроля,  самообновления,  самосовершенствования,  преодоления внутреннего конфликта, а также стимулирования приподнятого настроения.

Значение игры в социализации личности  ребенка  определяется  тем,  что детская  игра  рассматривается   как   форма   включения   ребенка   в   мир человеческих действий  и  отношений.

 

 Задачи игр:

● Создание эмоционально благоприятной атмосферы в классе;

● Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

● Формирование чувства уверенности в окружающем;

● Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

 

  Основные принципы организации и проведения игр:

● Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать в ребенке чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не  стоит.

● Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.

Игры  способствуют поэтапной адаптации младших школьников.  В первые дни пребывания ребенка в школе можно применять игры на знакомство детей, которые  помогут создать благоприятную обстановку, раскрепостить детей и познакомить их в творческой и оригинальной форме.

Когда дети познакомятся друг с другом целесообразно использование игр на сплочение детского коллектива.

Затем применение игр на контактность,  которые помогут сплотить детский коллектив, вывести его на новый уровень развития, прослеживать взаимосвязь сотрудничества детей, контакта в разных видах деятельности.

В заключении использовать игры на стабилизацию эмоционального фона, которые способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sposob_adaptatsii_pervoklassnikov.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как способ адаптации первоклассников.

Переход ребенка из дошкольного учебного заведения в школу является для него очень сложным и в некоторой степени травматичным моментом, меняется вся система отношений ребенка с окружающим его миром.

Начало обучения в школе – один из наиболее  сложных  периодов  в  жизни ребенка не только в социальном,  психологическом,  но  и  в  физиологическом плане.  Изменяется  вся  жизнь  ребенка  –  новые  контакты;  новые  условия определяются, прежде всего, тем, что  школа  с  первых  дней   ставит  перед ребенком целый  ряд  задач,  несвязанных  непосредственно  с  предшествующим опытом, требует максимальной  мобилизации  интеллектуальных,  эмоциональных, физических резервов.

          От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Если ребенок не готов к новой социальной роли – роли школьника, то ему будет трудно в школе, даже при условии сформированного необходимого запаса знаний, умений и навыков, достаточного уровня развития.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к дезадаптации. Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни первоклассника в школе , которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к школе, навыки общения, прежде всего со сверстниками. В этом могут помочь игры.

Игра – это сложное  социально-психологическое явление, при  достаточно  осознанном  отношении  она  становится   средствомстрессового  контроля,  самообновления,  самосовершенствования,  преодоления внутреннего конфликта, а также стимулирования приподнятого настроения.

Значение игры в социализации личности  ребенка  определяется  тем,  что детская  игра  рассматривается   как   форма   включения   ребенка   в   мир человеческих действий  и  отношений.

 Задачи игр:

● Создание эмоционально благоприятной атмосферы в классе;

● Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

● Формирование чувства уверенности в окружающем;

● Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

  Основные принципы организации и проведения игр:

● Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать в ребенке чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не  стоит.

● Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.

Игры  способствуют поэтапной адаптации младших школьников.  В первые дни пребывания ребенка в школе можно применять игры на знакомство детей, которые  помогут создать благоприятную обстановку, раскрепостить детей и познакомить их в творческой и оригинальной форме.

Когда дети познакомятся друг с другом целесообразно использование игр на сплочение детского коллектива.

Затем применение игр на контактность,  которые помогут сплотить детский коллектив, вывести его на новый уровень развития, прослеживать взаимосвязь сотрудничества детей, контакта в разных видах деятельности.

В заключении использовать игры на стабилизацию эмоционального фона, которые способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей.

Игры на знакомство

 

«Давай-ка познакомимся!»

Цель: объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.

Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» — и так далее.

 

«Здравствуйте»

Цель: знакомство учащихся друг с другом. Развитие умения быстро реагировать в создавшейся ситуации, выполняя действия, помогающие достигнуть цели задания.

Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят «Здравствуйте!» и называют свои имена. Потом бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим. 

 

«Хоровод знакомства»

Цель: знакомство учащихся друг с другом. Развитие умения быстро реагировать на предложенные задания.

Все дети, взявшись за руки, водят хоровод со словами:

Мы по кругу ходим, ходим,

Познакомиться хотим,

Стоят лишь те, кого зовут... (Саши),

Ну, а мы с вами - сидим».

После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.

Также можно использовать игры: «Имя и фрукт», «Откроем сердце другу», «Это – Я!», «Разрекламируйте друга».

Игры  на  сплочение

 

«Плот»

Цель: групповое сплочение, взаимодействие, поиск конструктивных способов решения проблем, телесный контакт.

Легенда – после кораблекрушения команда корабля оказалась посреди океана на маленьком плоту. Участникам предлагается большой лист ватмана, на который они все должны поместиться, не заступая на пол. Величина листа подбирается в зависимости от величины групп – поместиться должно быть не очень сложно. На «плоту» надо продержаться 30 секунд. Затем к «плоту» подплывает «акула» и небольшой кусочек ватмана вырезается (приблизительно 1/8 куска). Задача повторяется. И так до тех пор, пока не останется ¼ исходного листа ватмана.

 

«Жадина»

Цель: развитие командного чувства.

Две команды, две шоколадки (яблоки и т.п.). Все игроки по очереди откусывают по кусочку. Побеждает та команда, которая быстрее съест шоколадку, причем шоколадки должно хватить на всех игроков.

«Лавата»

Цель: развивать память, внимание детей, развитие чувства сплоченности.

Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - этоЛавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может глумиться как хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.

Также можно использовать игры: «Путаница», «Поварята», «Салями», «Бесконечное кольцо».

Игры на  контактность

 

 «Дрозды»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд,

Показывают на себя.

И ты дрозд.

Показывают на своего партнера.

У меня нос,

Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.

Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,

Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.

Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,

Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.

Гладят щеки своего партнера.

 

«Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

«Рукопожатие»

Цель: улучшение взаимопонимания в группе, понимание участником того, как он может восприниматься другими людьми.

Выбирается водящий, который выходит за дверь. В это время каждому дается задание приготовиться через рукопожатие передать какое-либо чувство к водящему (любовь, злость, ненависть, боязнь и т.п.) По пожатию руки водящий должен догадаться о чувствах к нему.

Также можно использовать игры: «Пары», «Гусеница», «Поздороваться носами».

Игры  на стабилизацию эмоционального фона

 

«Ха-ха-ха»

Цель: развитие внимания, памяти, умения сдерживать свои эмоции.

Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. Играющие садятся или становятся в круг и один из участников произносит как можно серьезнее: «Ха!». Следующий говорит: «Ха-ха!». Третий: «Ха-ха-ха!» и так далее. Тот кто произнесет неправильное количество «Ха!» или засмеется – становится зрителем. Зрители могут смешить остальных участников игры.

Игра заканчивается тогда, когда засмеется последний участник игры.

 

«Дотронься до…»

Цель: снять психо-эмоциональное напряжение с отвлечением на другие окружающие предметы.

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего!». Дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

 

  

«Море волнуется»

Цель: профилактика психо-эмоционального напряжения у младших школьников

Учитель предлагает детям поиграть в морские волны. Детям нужно, по команде учителя застыть на месте, показывая какую-нибудь фигуру (животного) или предмет. Учитель командует: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Дети замирают, изображая обитателей моря. Водящий должен отгадать, что было загадано.

Также можно использовать игры: «Семь свечей», «Абажур», «Дядюшка Трифон», «Лиса и куры»

 

Таким образом, посредством игры  возможно организовать деятельность ребенка так, чтобы она способствовала его социализации, адаптации к новой школьной среде и к развитию познавательной активности как базовой учебной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Учитель : Шебина Маргарита Александровна                  ГБОУ школа №661   Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...