Критерии здоровьесберегающей технологии
статья (2 класс)
Статья содержит подробный анализ здоровьесберегающей технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Говорить о целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий можно в том случае, если здоровьесберегающим станет каждый урок.
Перечислю кратко, на что следует обращать внимание при рациональном процессе обучения с позиции критериев здоровьесбережения:
1. Гигиенические условия в классе (кабинете);
чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
- опрос учащихся,
- письмо,
- чтение,
- слушание,
- рассказ,
- рассматривание наглядных пособий,
- ответы на вопросы,
- решение примеров, задач,
- практические занятия и т. д.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
Ориентировочная норма: 7-10 минут.
4. Число использованных учителем видов преподавания;
- словесный,
- наглядный,
- аудиовизуальный,
- самостоятельная работа и др.
5. Чередование видов преподавания;
не позже чем через 10-15 минут.
6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и
взаимооценки) и др.
7. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
Для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
8. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
- Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
- Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
9. Физкультминутки и физкультпаузы;
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
10. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
11. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
интерес к занятиям ,стремление больше узнать ,радость от активности,
интерес к изучаемому материалу и т.п.
Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
12. Благоприятный психологический климат на уроке;
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
13. Преобладающее выражение лица учителя;
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
- улыбок,
- уместных остроумных шуток,
- использования поговорок,
- афоризмов с комментариями,
- музыкальных минуток и т.д.
14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
15. Темп и особенности окончания урока;
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:
учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
16. Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Упражнения для использования на уроке с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся:
-«растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует все системы организма;
разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, всю ушную раковину; в конце упражнения растереть уши ладонями;
-«перекрестные движения» - активизирует оба полушария головного мозга;
под спокойную музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот, ставится рука и нога вперед, в сторону, назад;
-«качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение;
головой медленно покачивать из стороны в сторону, подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию, дыхание глубокое, плечи опущены вперед;
-«ленивые восьмерки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания;
в воздухе в горизонтальной плоскости рисуется цифра восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками;
-«симметричные рисунки» - улучшают зрительно-моторную координацию;
в воздухе обеими руками рисуются симметричные фигуры;
-«медвежьи покачивания» - расслабляют позвоночник, мышцы шеи и глаз;
покачиваться стороны в сторону, изображая медведя;
-«поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника;
сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, представить себя деревом, удерживать позу 15-20 секунд;
-«медуза» - снимает психофизическое напряжение;
сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
Результат здоровьесберегающих технологий:
- сохранение здоровья школьника в ходе всего периода обучения;
- сформированность необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".
Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий, определены условия, при которых технологии являются здоров...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
Анализ УМК «Планета знаний» на соответствие критериям педагогической технологии
Полезный материал....
Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА «РЕБУСЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ технологии и ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
⦁ Познакомить учащихся с понятием “числовой ребус”.⦁ Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.⦁ Вырабатывать навыки после...