Компетентностный подход (примеры заданий)
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в образовании
Знаний, которые формировала школы в прошлом, уже недостаточно в современном обществе. Следовательно, появилась необходимость включать более широкий спектр ЗУН, которые ребенок сможет применять в практической жизни и стать более успешным. ФГОС 3 поколения делает упор на практических навыках детей, внедряя компетентностный подход, предусматривающий большую практическую ориентированность в ходе обучения.
Компетенция – это способность применять ЗУН на основе практического опыта при решении различных задач. Министерство образования и науки выделяет несколько компетенций, которыми должен обладать школьник, чтобы успешно реализовать себя в будущем:
- коммуникация (общение с одноклассниками и педагогами)
- критическое мышление (умение вычленять нужную информацию, рассматривать ситуацию с разных точек зрения)
- адаптивность (быстрое переключение внимания с одного объекта на другой)
-командная работа (умение работать в группах)
Концепция 4К – компетенция
- Критическое мышление
- Креативность
- Коммуникация
- Командная работа
Формирование компетенций:
Критическое мышление (3 стадии)
- Вызов (создание проблемной ситуации)
- Осмысление (постановка вопросов по ходу чтения произведения. Например: «Чем закончится произведение?» или разбить класс на 3 группы и предложить каждой задать вопросы классу.
- Вывод (обсуждение: «Подтвердились наши предположения?»)
- Техники для развития критического мышления:
Проблемный вопрос
Кластер
Загадка
Дискуссия
Перепутанные цепочки
- Техники для развития креативности:
Мозговой штурм
Метод проб или ошибок
Метод ассоциаций
Техника креативного письма
Найди сходства и отличия
Сделай привычное по-новому
- Техники для развития адаптивности:
Междисциплинарное изучение (объединение разных предметов вокруг общих вопросов, тем)
Развитие саморегуляции (умение справляться с напряжением, управлять эмоциями)
Непрерывное обучение (стремление учиться, развиваться)
- Техники для развития коммуникации:
Мозговой штурм
Умение задавать вопросы
Проектная деятельность
Примеры заданий, направленных на развитие различных компетенций:
Мозговой штурм (Класс делится на 2 группы. 1-я группа выдвигает гипотезы, а 2-я их анализирует. Например, при изучении темы
Тема урока (занятия) | тема исследования | гипотезы |
Окружающий мир, 4 класс «Режим дня школьника» | Когда нужно приступать к выполнению домашних заданий? | Сразу после школы Вечером Когда придут родители После отдыха |
«Товары и услуги» внеурочное занятие по финансовой грамотности | Придумайте товар или услугу, которой будут пользоваться в современном обществе | |
Русский язык «Суффиксы -ек-, -ик-» | Почему в слове горошек суффикс -ек-, а в слове ежик - -ик-? | После твердого звука – И, а после мягкого – Е Одушевленные сущ. пишутся с –И- |
Окружающий мир, 4 класс «Режим дня школьника» | Назвать существенный признак, по которому животное будет считаться птицей | Летает Вьет гнездо С крыльями Несет яйца Имеет перья…. |
Развитие креативности
Карта ассоциаций
Окружающий мир:
- Нарисуйте ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите фразу «Здоровый образ жизни». После изучения темы необходимо вернуться к карте и дополнить ее.
Русский язык:
- Назовите ассоциации к словарному слову МЕДВЕДЬ. Если ребенок предложит слово, которое, на первый взгляд, не подходит (например, Ежик из произведения С. Козлова), то можно использовать его для составления и разбора предложения.
- Придумайте ассоциации к слову КАПЕЛЬ. 1-ый ряд – существительные (солнце, весна, крыша..), 2-ой ряд- прилагательные (звонкая, весенняя…), 3-ий ряд – глаголы (звенит, слышится, стучит…)
Найди сходства и отличия
Окружающий мир:
-Назови 3 отличия и 3 сходства между озером и морем.
Техника креативного письма
Литературное чтение:
-Придумай свою концовку к сказке «Заюшкина избушка» (1 класс). Измени характер героя (место события), что бы было тогда?
Русский язык.
-На доске записаны слова КАТОЧ, ТАЯЗАПЯ, КИБОКС, ПАШАК. Расшифруйте, уберите лишнее (остаются точка, скобки, запятая). Как назвать одним словом? Какая тема урока? («Знаки препинания»)
Сделай привычное по-новому
Русский язык.
-Составь свой диктант. Выбери из списка словарных слов 10 и продиктуй соседу, а он тебе продиктует свои. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга.
- Выпиши имена существительные 3 склонения из учебника ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА!!! (стр.54)
Развитие критического мышления
Проблемный вопрос
Литературное чтение 4 класс А Пантелеев «Главный инженер»
- Немецкий лейтенант Буш получил награду за уничтожение 12 зенитных установок русских, а Леша получил медаль за то же самое. Предположите, как такое может быть?
1 Стадия ВЫЗОВ
Литературное чтение М.Пришвин «Золотой луг»
- В каких жанрах работал Пришвин? Предположите, о чем пойдет речь? Как луг может быть ЗОЛОТЫМ?
2 Стадия осмысления:
Л. Улицкая «Бумажная победа»
-Для чего мама пригласила ребят на день рождения? А что думала об этом бабушка? Как вы думаете, примут ребята приглашение? Все?
3 Стадия ВЫВОД
- Подтвердились наши предположения?
Обсуждение прочитанного, его связь с жизненным опытом учащихся
- Почему же ребята плохо относились к Гене до дня рождения? Случалось ли в твоей жизни, что ты плохо думал(а) о человеке, мало его зная, а потом, узнав больше, изменил(а) своё мнение? Как ты считаешь, улучшатся ли отношения Гены и ребят после дня рождения?
Взгляд на ситуацию с разных точек зрения
Литературное чтение 4 класс С. Козлов «Не улетай. Пой птица!»
-Посмотрите на происходящее с разных точек зрения (с точки зрения Зайца, Поросенка)
Русский язык 4 класс К.Ушинский «Солнце и радуга»
- Маша считает, что это текст о том, что радуга появляется только на солнце, а Миша - что плохо хвалиться. С кем ты согласишься?
Литературное чтение 4 класс М.Лермонтов «Парус»
- Герой наблюдает за парусником издали или вблизи? Как ты считаешь, парусник находится еще на родине или уже на чужбине?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...
Самоанализ педагогического опыта Организация учебно-воспитательного процесса в классах компенсирующего обучения на основе компетентностного подхода
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России.В эпоху Интернета и электронных средств...
Внедрение компетентностного подхода в воспитательный процесс на примере личностно ориентированного КТД
Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное твор...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Раскрытие понятия компетентностного подхода в образовании осуществляется с помощью презентации, которая дает нам наглядное представление об этой теме....
Компетентностный подход в учебном процессе начальной школы
Информация о компетентностном подходе в учебном процессе начальной школы...
РОЛЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА,ИНТЕГРИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Выступление на педагогическом совете...
Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компетентностного подхода на примере начальной школы.
Творческий отчет о работе учителя по теме самообразования "Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компе...