Компетентностный подход (примеры заданий)
методическая разработка

примеры заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod._iz_opyta_raboty.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в образовании

Знаний, которые формировала школы в прошлом, уже недостаточно в современном обществе. Следовательно, появилась необходимость включать более широкий спектр ЗУН, которые ребенок сможет применять в практической жизни и стать более успешным. ФГОС 3 поколения делает упор на практических навыках детей, внедряя компетентностный подход, предусматривающий большую практическую ориентированность в ходе обучения.

Компетенция – это способность применять ЗУН на основе практического опыта при решении различных задач. Министерство образования и науки выделяет несколько компетенций, которыми должен обладать школьник, чтобы успешно реализовать себя в будущем:

- коммуникация (общение с одноклассниками и педагогами)

- критическое мышление (умение вычленять нужную информацию, рассматривать ситуацию с разных точек зрения)

- адаптивность (быстрое переключение внимания с одного объекта на другой)

-командная работа (умение работать в группах)

Концепция 4К – компетенция

  1. Критическое мышление
  2. Креативность
  3. Коммуникация
  4. Командная работа

Формирование компетенций:

Критическое мышление (3 стадии)

  1. Вызов (создание проблемной ситуации)
  2. Осмысление (постановка вопросов по ходу чтения произведения. Например: «Чем закончится произведение?» или разбить класс на 3 группы и предложить каждой  задать вопросы классу.
  3. Вывод (обсуждение: «Подтвердились наши предположения?»)
  • Техники для развития критического мышления:

Проблемный вопрос

Кластер

Загадка

Дискуссия

Перепутанные цепочки

  • Техники для развития креативности:

Мозговой штурм

Метод проб или ошибок

Метод ассоциаций

Техника креативного письма

Найди сходства и отличия

Сделай привычное по-новому

  • Техники для развития адаптивности:

Междисциплинарное изучение (объединение разных предметов вокруг общих вопросов, тем)

Развитие саморегуляции (умение справляться с напряжением, управлять эмоциями)

Непрерывное обучение (стремление учиться, развиваться)

  • Техники для развития коммуникации:

Мозговой штурм

Умение задавать вопросы

Проектная деятельность

Примеры заданий, направленных на развитие различных компетенций:

Мозговой штурм (Класс делится на 2 группы. 1-я группа выдвигает гипотезы, а 2-я их анализирует. Например, при изучении темы

Тема урока (занятия)

тема исследования

гипотезы

Окружающий мир, 4 класс «Режим дня школьника»  

Когда нужно приступать к выполнению домашних заданий?

Сразу после школы

Вечером

Когда придут родители

После отдыха

«Товары и услуги» внеурочное занятие по финансовой грамотности

Придумайте товар или услугу, которой будут пользоваться в современном обществе

Русский язык «Суффиксы -ек-, -ик-»

Почему в слове горошек суффикс -ек-, а в слове ежик - -ик-?

После твердого звука – И, а после мягкого – Е

Одушевленные сущ. пишутся с –И-

Окружающий мир, 4 класс «Режим дня школьника»  

Назвать существенный признак, по которому животное будет считаться птицей

Летает

Вьет гнездо

С крыльями

Несет яйца

Имеет перья….

Развитие креативности

Карта ассоциаций

Окружающий мир: 

- Нарисуйте ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите фразу «Здоровый образ жизни». После изучения темы необходимо вернуться к карте и дополнить ее.

Русский язык: 

- Назовите ассоциации к словарному слову МЕДВЕДЬ.  Если ребенок предложит слово, которое, на первый взгляд, не подходит (например, Ежик из произведения С. Козлова), то можно использовать его для составления и разбора предложения.

   - Придумайте ассоциации к слову КАПЕЛЬ. 1-ый ряд – существительные (солнце, весна, крыша..), 2-ой ряд- прилагательные (звонкая, весенняя…), 3-ий ряд – глаголы (звенит, слышится, стучит…)

Найди сходства и отличия

Окружающий мир: 

-Назови 3 отличия и 3 сходства между озером и морем.

Техника креативного письма

 Литературное чтение:

-Придумай свою концовку к сказке «Заюшкина избушка» (1 класс). Измени характер героя (место события), что бы было тогда?

Русский язык.

-На доске записаны слова КАТОЧ, ТАЯЗАПЯ, КИБОКС, ПАШАК. Расшифруйте, уберите лишнее (остаются точка, скобки, запятая). Как назвать одним словом? Какая тема урока? («Знаки препинания»)

Сделай привычное по-новому

Русский язык.

-Составь свой диктант. Выбери из списка словарных слов 10 и продиктуй соседу, а он тебе продиктует свои. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга.

- Выпиши имена существительные 3 склонения из учебника ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА!!! (стр.54)

Развитие критического мышления

Проблемный вопрос

Литературное чтение 4 класс А Пантелеев «Главный инженер»

- Немецкий лейтенант Буш получил награду за уничтожение 12 зенитных установок русских, а Леша получил медаль за то же самое. Предположите, как такое может быть?

1 Стадия ВЫЗОВ

Литературное чтение М.Пришвин «Золотой луг»

- В каких жанрах работал Пришвин? Предположите, о чем пойдет речь? Как луг может быть ЗОЛОТЫМ?

2 Стадия осмысления:

Л. Улицкая «Бумажная победа»

-Для чего мама пригласила ребят на день рождения? А что думала об этом бабушка? Как вы думаете, примут ребята приглашение? Все?

3 Стадия ВЫВОД

- Подтвердились наши предположения?

Обсуждение прочитанного, его связь с жизненным опытом учащихся

- Почему же ребята плохо относились к Гене до дня рождения?  Случалось ли в твоей жизни, что ты плохо думал(а) о человеке, мало его зная, а потом, узнав больше, изменил(а) своё мнение? Как ты считаешь, улучшатся ли отношения Гены и ребят после дня рождения?

Взгляд на ситуацию с разных точек зрения

Литературное чтение 4 класс С. Козлов «Не улетай. Пой птица!»

-Посмотрите на происходящее с разных точек зрения  (с точки зрения Зайца, Поросенка)

Русский язык 4 класс К.Ушинский «Солнце и радуга»

- Маша считает, что это текст о том, что радуга появляется только на солнце, а Миша - что плохо хвалиться. С кем ты согласишься?

Литературное чтение 4 класс М.Лермонтов «Парус»

- Герой наблюдает за парусником издали или вблизи? Как ты считаешь, парусник находится еще на родине или уже на чужбине?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...

Самоанализ педагогического опыта Организация учебно-воспитательного процесса в классах компенсирующего обучения на основе компетентностного подхода

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России.В эпоху Интернета и электронных средств...

Внедрение компетентностного подхода в воспитательный процесс на примере личностно ориентированного КТД

Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное твор...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Раскрытие понятия компетентностного подхода  в образовании осуществляется с помощью презентации, которая дает нам наглядное представление об этой теме....

Компетентностный подход в учебном процессе начальной школы

Информация о компетентностном подходе в учебном процессе начальной школы...

Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компетентностного подхода на примере начальной школы.

Творческий отчет о работе учителя по теме самообразования "Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компе...