Программа "Одарённые дети"
рабочая программа (3 класс)

Программа «Одаренные дети» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.

 

Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта и в тесной связи с ним предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Одарённые дети99.06 КБ

Предварительный просмотр:

                        ПРОГРАММА

                 ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

             на 2014-2024 учебный год

              МБОУ «Сметанинская СШ»

                                      2014

 Пояснительная записка

Программа «Одаренные дети» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.

Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта и в тесной связи с ним предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

  • учебном плане МБОУ «Сметанинская СШ» за счет части формируемой участниками образовательных отношений запланированы факультативные курсы,    которые обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и используются на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих на основе диагностики интересы и потребности участников образовательных отношений.

Программа содержит алгоритм действий педагогов, администрации, при этом она допускает вариативные подходы образования. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района и области. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Прежде всего, это цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, направленных на создание равных условий, адресную поддержку и социальную адаптацию одаренных детей.

Задачи:

  • на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

  • организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

  • создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей обеспечение максимально благоприятных условий для личностного развития детей; развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности одаренных детей;

  • подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;

  • научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;

  • создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми;

  • проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);

                                   

           В основу программы положены ведущие методологические принципы современной   педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

  1. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

  1. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  1. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование

  • прогнозирование деятельности.
  1. Паспорт программы

Наименование программы

«Одаренные дети»

Основания для разработки

-

Федеральный Закон   от 29.12.2012 № 273-

ФЗ

«Об

программы

образовании в Российской Федерации»

- Федеральная целевая программа развития образования

на 2014- 2024 годы.

- Конвенция о правах  ребенка.

-

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты второго поколения

-    Санитарно-эпидемиологические    правила    СанПин

2.4.2.1178-02  «Гигиенические  требования  к  условиям

обучения в общеобразовательных учреждениях»

- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в

рамках   Президентской   Программы   «Дети   России»,

утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.

-  Методические  рекомендации  по  организации  учебно-

воспитательного

процесса

в

соответствии

с

требованиями ФГОС.

- Устав и локальные акты МБОУ Сметанинская СШ»

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки, обучения,

воспитания   и   развития   индивидуальных   задатков,

направленных  на  создание  равных  условий,  адресную

поддержку и социальную адаптацию одаренных детей в

 МБОУ «Сметанинская СШ»

Срок

реализации

2014 - 2024 годы

программы

Составители программы

 Заместитель директора по УВР Андреева Г.А., классный руководитель Гурская О.В.

Исполнители

основных

Школьные  методические объединения,  педагогический коллектив школы    

мероприятий программы

 

 

 

Соисполнители

Обучающиеся, родители обучающихся

Ожидаемые

конечные

-  увеличение  количества  одаренных  детей,  которым

результаты программы

оказывается поддержка;

- создание индивидуальных образовательных программ,

маршрутов;

-  повышение  квалификации  педагогов,  работающих  с

одаренными детьми;

-  совершенствование  системы  работы  с  одаренными

детьми;

-   участие   одаренных   обучающихся   в   культурно-

познавательных маршрутах в масштабах страны;

-  расширение  социальных  границ  взаимодействия  

Система

контроля

Контроль

в

рамках

программы

осуществляет

исполнения программы

администрация  школы,  методический  совет.  Вопросы

исполнения заслушиваются на заседаниях методического

совета МБОУ «Сметанинская СШ»,  педагогических  советах, родительских собраниях.

 

  1. Ситуация (современное состояние, тенденции развития и проблемы)

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Успешность работы с одаренными детьми в  МБОУ «Мурминская СШ»  во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе. Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность        бывает        художественной        (музыкально-художественной),

психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), общеинтеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (нешаблонное

мышление), социально-ориентированной (умение устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими). Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

Поэтому в школе развита система преемственности: учителя начальных классов создают развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжают начатую работу по сохранению и развитию способностей обучающихся.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

  • потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

  • развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);

  • познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

  • целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны следующие действия:

  • определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):
  • нестандартные   уроки, деятельностный   тип   обучения,  обучение   самооценке,

самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;

  • работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
  • выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;

  • обеспечение базового дополнительного образования: организация специальных факультативов, работа кружков по предметам;

  • проведение   конференций в школе; общеразвивающие традиционные мероприятия школы;

  • осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом;

  • к работе с детьми более высокого уровня развития привлечены высококвалифицированные специалисты – учителя высшей и первой категории, имеющие большой опыт работы с детьми.

Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности

  • организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:

 между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;

 между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;

 между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;

 между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком

психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.

  1. Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.

Способности –индивидуальные особенности личности,помогающие ей успешнозаниматься определенной деятельностью.

Талант –выдающиеся способности,высокая степень одаренности в какой-либодеятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность –высшая степень развития таланта,связанная с созданиемкачественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность –это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренная личность –личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство). Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.

Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью. Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.

  •  

4.Стратегические направления программы

  1. Подготовительная работа –нацелена на создание единой программы работы содаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы).

  1. Научное –нацеленное на создание единой программы работы с одаренными детьми.

  1. Психолого-педагогическое –обеспечивает создание подсистемы диагностикиодаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.
  1. Научно-методическое и образовательное –осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Создание и организация работы интеллектуального клуба учащихся, школьного научного общества. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.

  1. Социально-экономическое –осуществляет поддержку одаренности через организацию конкурса «Ученик года», конкурсы портфолио «Портфолио класса» (участие в школьных и районных, региональных, всероссийских и международных проектах, олимпиадах и конкурсах).

  1. Информационное направление - привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей. Организация работы библиотеки. Создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов. Информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.

  1. Этапы реализации программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2019 по

2024 годы.

Первый этап диагностико-организационный–предполагается реализовать в2019-2020 учебном году. Он включает в себя:

  • создание и организацию деятельности координационного совета;

  • создание нормативно-правовой базы;

  • обеспечение материально-технической базы;

  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

  • создание базовых предметных групп;

  • изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

  • создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений, ВУЗ;

  • организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;

  • разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

Второй этап организационно-практический,этап реализации(2020-2021гг.) –связан

  • непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

 апробация экспериментальных авторских программ;

 отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

 отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

 углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;

 методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;

 отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

  • систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

  • пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;

  • психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2021-2024 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический этап). На этом этапе предполагается:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

  • мониторинг личных достижений учащихся;

  • анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;

  • создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;

  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

  1. Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

  • Участие в школьных, муниципальных и региональных олимпиадах по предметам школьной программы;
  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;

  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  • Создание детских портфолио, портфолио классов.

  1. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

  • принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

  1. Контроль и учет знаний и умений обучающихся.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений обучающихся. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех обучающихся. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее

задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует участников тестирования не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием обучающиеся будут принимать участие в олимпиадах по предметам.

Мониторинг результативности работы с учащимися

  • педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала  

  • изучение структуры интеллекта;
  • отслеживание уровня умственного развития обучающихся
  • отслеживание уровня развития творческого мышления

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития обучающихся.

  1. Критериальная база

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. Успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализация

1.Умение и стремление учащихся к

 Тест

оценки

личности

познанию

и

проявлению

своих

потребности

в

возможностей.

достижении,

метод

2.Креативность  личности  ребенка,

экспертной оценки.

наличие

высоких   достижений   в

 Краткий

тест

одном    или

нескольких

видах

творческого

мышления

деятельности.

П.Торренса   (фигурная

3.Наличие

адекватной

форма),

папка

положительной

самооценки,

достижений учащихся.

уверенности   в   своих   силах   и

 Опросник   субъектного

возможностях.

отношения

одаренного

4.Способность к рефлексии.

ребенка к деятельности,

5.Мотивационная   сфера:   учебная

самому

себе

и

мотивация,

мотивация

окружающим.

интеллектуально-познавательного

 Метод

незаконченного

плана,    мотивация    общения    и

предложения.

поведения.

Тест

«Исследование

6.Уровень

коммуникативной

школьной мотивации».

культуры

Удовлетворенность

1.Удовлетворенность

педагогов

 Изучение

учащихся,

педагогов

и

содержанием,

организацией

и

удовлетворенности

родителей

условиями

деятельности

в  рамках

педагогов

и  родителей

жизнедеятельностью

программы,  взаимоотношениями

в

жизнедеятельностью

в

одаренных

детей

в

школьном сообществе.

школе.

образовательной

2.Комфортность,

защищенность

 Изучение

организации

личности

одаренного  школьника,

удовлетворенности

егоотношение

к

основным

учащихся

жизнью

в

сторонам

жизнедеятельности

в

школе.

школе.

 Тест

школьной

3.Удовлетворенность

родителей

тревожности Филипса.

результатами обучения, воспитания

и развития своего ребенка.

Конкурентоспособность

1.Эффективность

и

качество

 Методики

одаренных учащихся

подготовки одаренных учащихся.

статистического анализа

2.Участие  учащихся,  педагогов  в

данных, их динамика.

смотрах,   конкурсах,   олимпиадах,

конференциях, фестивалях и т.д.

3.Социальный опыт. Содержание и

характер дальнейшей деятельности

одаренных выпускников.

  1. Прогнозируемые результаты:

Результаты по формированию УУД.

Личностные УУД.

Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

Сформированные УУД:

Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России.

Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.

Умения:

Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы

учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;

Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.

Стремление к самосовершенствованию;

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД.

Сформированные УУД:

Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.

Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты). Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.

Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.

Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.

Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.

Понимать значение работы над устранением ошибок.

Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.

Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.

Различать способ и результат действия.

Познавательные УУД.

Сформированные УУД:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).

Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.

Грамотное построение устной и письменной речи.

Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.

Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

Самостоятельно создавать алгоритм действий.

Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.

Устанавливать аналогии.

Владеть общим рядом приемом решения задач.

Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.

Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.

Использовать разные географические средства.

Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные УУД.

Сформированные УУД:

Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Уметь формулировать свое мнение и позицию. С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.

Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.

Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.

Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. Составлять внутренний план действий.

Понимать:

Возможность оснований оценки одного и того же предмета;

Относительность оценок или выборов других людей; Мысли, чувства, стремления и желания окружающих.

Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

  1. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, ВУЗ, родителями учащихся.

  1. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

  1. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.

  1. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

  1. Совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях.

  1. Призовые места или дипломы в предметных олимпиадах.
  2. Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
  3. Развитие творческого и логического мышления обучающихся.

  1. Условия успешной работы с одаренными обучающимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание

  • постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация

системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОО.

  • Участие в олимпиадах;

  • Работа по индивидуальным планам;
  • Просмотр видеоуроков, вебинаров;
  • Занятия в профильных классах.

При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Программа развития МБОУ «Мурминская СШ»предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.

  1. Направления работы педагогического коллектива

  1. Информационно-аналитическое.
  2. Организационно-педагогическое.
  3. Методическая работа.
  4. Создание условий для участия в творческих конкурсах.
  5. Подготовка учителей.
  6. Диагностическая и коррекционная работа.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

организация научно-исследовательской деятельности;

организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;

 разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов;

изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Поощрение одаренных детей        Публикация в СМИ, на сайте школы;

Награждение.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

 принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности

 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

  1. Участники реализации программы

Руководители:

  • зам. директора по УВР

  • зам. директора по ВР

  • руководитель МС

Творческая группа:

  • учителя начальных классов и учителя-предметники;

  • школьный библиотекарь;

  • педагоги дополнительного образования

  • руководители спортивных секций

  • социальный педагог школы.

  • так же:
  • обучающиеся  МБОУ «Мурминская СШ»
  • родители обучающихся

  1. Создание банка данных одаренных детей

Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди обучающихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио обучающихся и учителей.

  1. Материально-техническое обеспечение реализации программы

  • Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.

  • Оснащение учебных кабинетов и классных комнат.
  • Компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных.
  • Обеспечение необходимыми для работы материалам кружков, секций, клубов.
  • Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей.

Приложение 1

к Программе «Одаренные дети»

План мероприятий по реализации Программы

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

п/п

I.

Организационное и функциональное обеспечение Программы

1.

Создание школьного банка данных

Июнь 2019

Классные

одаренных детей

руководители

2.

Обновление информации

Июнь, январь

Классные

школьного банка данных

ежегодно

руководители

одаренных детей

3.

Мониторинг участия учащихся

I,  II полугодие

Администрация

 в конкурсах,

ежегодно

фестивалях, акциях, соревнованиях,

конференциях разного уровня

4.

Разработка школьной программы по

Сентябрь 2019

Руководитель МС

выявлению, поддержке и развитию

одаренных детей

5.

Создание школьного банка данных

Сентябрь 2019

Администрация,

одаренных детей

классные

руководители

6.

Организация и проведение

В течение года по

Администрация

семинаров, мастер-классов, круглых

отдельному плану

столов по проблемам работы с

одаренными детьми

7.

Прохождение курсов повышения

1 раз в 3 года

Администрация

квалификации педагогических

работников

II.

Информационно-инструктивная работа

1.

Создание раздела «Одаренные

Сентябрь 2019

Администратор

дети» на официальном сайте МБОУ «Мурминская СШ»

сайта

2.

Размещение и обновление

Постоянно

Администратор

информации по работе с

сайта

одаренными детьми на

официальном сайте МБОУ «Мурминская СШ»

3.

Освещение процессов и результатов

Постоянно

Администрация

реализации Программы на сайтах

вышестоящих организаций

4.

Содействие вовлечению одаренных

В течение года

Классные

детей в кружки, секции учреждений

руководители

дополнительного образования

III.Мероприятия общеразвивающей направленности

1.

Школьный и муниципальный этапы

Сентябрь,октябрь, ноябрь,

Администрация,

Всероссийской олимпиады

декабрь ежегодно

руководители МО

школьников

2.

Подготовка и организация участия

Январь-апрель

Администрация,

победителей и призеров на

ежегодно

руководители МО

региональном и заключительном

этапах Всероссийской олимпиады

школьников

3.

Школьные и муниципальные

Ежегодно

Администрация

конкурсы, соревнования различной

направленности

4.

Школьные этапы муниципальных,

Ежегодно

Администрация

региональных и всероссийских

конкурсов, соревнований, акций,

смотров, фестивалей различной

направленности

5.

Подготовка и организация участия

Ежегодно

Администрация,

победителей и призеров на

руководители МО

муниципальных, региональных,

всероссийских конкурсах,

соревнованиях, акциях, смотрах,

фестивалях

IV.

Поддержка, поощрение и стимулирование одаренных детей,

а также их учителей-наставников

1.

Награждение победителей

По итогам участия

Администрация

школьного этапа Всероссийской

олимпиады школьников, иных

интеллектуальных и творческих

конкурсов и соревнований

2

Награждение лучших учащихся и

Май ежегодно

Администрация

педагогов-наставников по итогам

учебного года

3

Торжественное мероприятие,

Июнь ежегодно

Администрация

посвященное вручению дипломов и грамот

выпускникам

Приложение 2

к Программе «Одаренные дети»

План работы с одаренными детьми

2019 – 2020 уч. год

  1. Организационная деятельность

Наименование

Сроки

Ответственные

мероприятия

проведения

1.

Своевременное выявление одаренных

В течение

Учитель - предметник

детей

года

2.

Формирование базы данных одаренных

Ежегодно

Учитель - предметник

детей школы

3.

Предоставление данных базы для

По запросу

Учитель - предметник

школьной базы данных одаренных детей

  1. Учебная деятельность

Сроки

Мероприятия

Ответственные

Август

Сбор предложений по расширению

 зам.

возможностей реализации умственного

директора по УВР, учителя-

потенциала детей в урочной и внеурочной

предметники

деятельности

Разработка индивидуальных программ

развития одарённых учащихся

Сентябрь

Составление и обсуждение плана работы с

Школьный психолог,

одаренными детьми на 2019/2020 учебный

классные руководители

год

одарённых

(высокомотивированных)

Формирование банка данных учащихся,

детей, зам. директора по

имеющих высокий уровень учебно-

УВР

познавательной деятельности

Психологическое тестирование, выявление

уровня развития познавательной,

мотивационной сфер учащихся, степени их

одаренности (выявление умственного

потенциала, стимулирование творческой

активности и т.д.)

Проведение школьного тура Всероссийской

олимпиады школьников

Октябрь

Создание условий, обеспечивающих тесную

взаимосвязь учебного процесса с системой

дополнительного образования через кружки и

секции

Проведение школьного тура Всероссийской

олимпиады школьников

Конкурсы и олимпиады младших школьников

Продолжение участия в олимпиадах и

конкурсах

Ноябрь

Подготовка победителей и призеров

Зам. директора по УВР,

школьного этапа Всероссийской олимпиады

 учителя-

школьников к участию в муниципальном туре

предметники, школьный

психолог

Подготовка памятки и рекомендаций для

учащихся по различным видам деятельности с

целью обеспечения их психолого-

педагогической поддержки

Организация консультаций, дополнительных

занятий для мотивированных учащихся

силами учителей-предметников

Участие победителей и призеров школьного

этапа Всероссийской олимпиады школьников

в муниципальном туре.

Неделя математики и информатики.

учителя

математики и информатики

Декабрь

Дистанционные олимпиады по предметам

Руководители МО, учителя-

предметники

Муниципальный этап Всероссийской

Руководители МО, учителя-

олимпиады школьников. Подготовка к

предметники, зам.

региональному этапу Всероссийской

директора по УВР

олимпиады школьников

Осуществление сравнительного анализа

учебной успеваемости учащихся,

обучающихся на «4» и «5», определение

направлений коррекционной работы

Январь

Региональный этап Всероссийской

Зам. директора по УВР

олимпиады школьников

Подготовка победителей и призеров

 учителя-

муниципального этапа Всероссийской

предметники, зам.

олимпиады школьников к участию в

директора по УВР

региональном этапе

Февраль

Продолжение участия в олимпиадах и

 учителя

конкурсах

начальной школы, учителя-

предметники, зам.

Посещение уроков учителей-предметников с

директора по УВР

целью изучения методики работы по

формированию у учащихся устойчивых

навыков самоанализа и самоконтроля

Посещение уроков учителей-предметников с

целью выявления приемов разноуровневого

обучения в классах

Неделя физической культуры и ОБЖ

 учителя

физической культуры и ОБЖ

Март

Неделя русского языка и литературы.

учителя

русского языка и

литературы

Участие в конференциях, круглых столах,

Зам. директора по УВР,

конкурсах

Неделя иностранных языков

учителя

иностранных языков

Осуществление срезов объема домашних

Зам. директора по УВР

заданий (выборочно), использование заданий

пролонгированного характера для

мотивированных учащихся

Апрель

Изучение опыта работы учителей по вопросу

Зам. директора по УВР

организации повторения изученного

материала в условиях дифференцированного

обучения

Неделя естественно научного цикла.

учителя

естественно-научного цикла

Продолжение участия в олимпиадах и

учителя-

конкурсах  

предметники, зам.

директора по УВР

Май

Анализ результатов школьных, районных,

учителя-

городских и региональных олимпиад

предметники, зам.

директора по УВР

Анализ работы с одаренными учащимися,

Директор, зам. директора по

перспективы в работе на 2020-2021 учебный

УВР,

год

учителя-предметники

Неделя учителей истории и обществознания

Приложение 3

к Программе «Одаренные дети»

I. Портрет одаренного ребенка

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям.

  1. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

  1. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

  1. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  2. Не конфликтен, не боится отличиться от других.

  1. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  2. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

При поступлении в школу для родителей, будущих первоклассников, будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...