Программа "Одарённые дети"
рабочая программа (3 класс)
Программа «Одаренные дети» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.
Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта и в тесной связи с ним предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Одарённые дети | 99.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
на 2014-2024 учебный год
МБОУ «Сметанинская СШ»
2014
Пояснительная записка
Программа «Одаренные дети» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.
Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта и в тесной связи с ним предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
- учебном плане МБОУ «Сметанинская СШ» за счет части формируемой участниками образовательных отношений запланированы факультативные курсы, которые обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и используются на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих на основе диагностики интересы и потребности участников образовательных отношений.
Программа содержит алгоритм действий педагогов, администрации, при этом она допускает вариативные подходы образования. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района и области. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Прежде всего, это цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, направленных на создание равных условий, адресную поддержку и социальную адаптацию одаренных детей.
Задачи:
- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
- разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
- создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей обеспечение максимально благоприятных условий для личностного развития детей; развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности одаренных детей;
- подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
- научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;
- создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми;
- проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
- Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
- Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование
- прогнозирование деятельности.
- Паспорт программы
Наименование программы | «Одаренные дети» | ||||||||||
Основания для разработки | - | Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273- | ФЗ | «Об | |||||||
программы | образовании в Российской Федерации» | ||||||||||
- Федеральная целевая программа развития образования | |||||||||||
на 2014- 2024 годы. | |||||||||||
- Конвенция о правах ребенка. | |||||||||||
- | Федеральные | государственные | образовательные | ||||||||
стандарты второго поколения | |||||||||||
- Санитарно-эпидемиологические правила СанПин | |||||||||||
2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям | |||||||||||
обучения в общеобразовательных учреждениях» | |||||||||||
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в | |||||||||||
рамках Президентской Программы «Дети России», | |||||||||||
утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г. | |||||||||||
- Методические рекомендации по организации учебно- | |||||||||||
воспитательного | процесса | в | соответствии | с | |||||||
требованиями ФГОС. | |||||||||||
- Устав и локальные акты МБОУ Сметанинская СШ» | |||||||||||
Цель программы | Создание условий для выявления, поддержки, обучения, | ||||||||||
воспитания и развития индивидуальных задатков, | |||||||||||
направленных на создание равных условий, адресную | |||||||||||
поддержку и социальную адаптацию одаренных детей в | |||||||||||
МБОУ «Сметанинская СШ» | |||||||||||
Срок | реализации | 2014 - 2024 годы | |||||||||
программы | |||||||||||
Составители программы | Заместитель директора по УВР Андреева Г.А., классный руководитель Гурская О.В. | ||||||||||
Исполнители | основных | Школьные методические объединения, педагогический коллектив школы | |||||||||
мероприятий программы |
|
| |||||||||
| |||||||||||
Соисполнители | Обучающиеся, родители обучающихся | ||||||||||
Ожидаемые | конечные | - увеличение количества одаренных детей, которым | |||||||||
результаты программы | оказывается поддержка; | ||||||||||
- создание индивидуальных образовательных программ, | |||||||||||
маршрутов; | |||||||||||
- повышение квалификации педагогов, работающих с | |||||||||||
одаренными детьми; | |||||||||||
- совершенствование системы работы с одаренными | |||||||||||
детьми; | |||||||||||
- участие одаренных обучающихся в культурно- | |||||||||||
познавательных маршрутах в масштабах страны; | |||||||||||
- расширение социальных границ взаимодействия | |||||||||||
Система | контроля | Контроль | в | рамках | программы | осуществляет | |||||
исполнения программы | администрация школы, методический совет. Вопросы | ||||||||||
исполнения заслушиваются на заседаниях методического | |||||||||||
совета МБОУ «Сметанинская СШ», педагогических советах, родительских собраниях. | |||||||||||
|
- Ситуация (современное состояние, тенденции развития и проблемы)
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Успешность работы с одаренными детьми в МБОУ «Мурминская СШ» во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе. Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной),
психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), общеинтеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (нешаблонное
мышление), социально-ориентированной (умение устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими). Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Поэтому в школе развита система преемственности: учителя начальных классов создают развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжают начатую работу по сохранению и развитию способностей обучающихся.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
- потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
- развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);
- познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
- целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны следующие действия:
- определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):
- нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке,
самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
- работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
- выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;
- обеспечение базового дополнительного образования: организация специальных факультативов, работа кружков по предметам;
- проведение конференций в школе; общеразвивающие традиционные мероприятия школы;
- осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом;
- к работе с детьми более высокого уровня развития привлечены высококвалифицированные специалисты – учителя высшей и первой категории, имеющие большой опыт работы с детьми.
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности
- организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;
между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком
психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
- Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.
Способности –индивидуальные особенности личности,помогающие ей успешнозаниматься определенной деятельностью.
Талант –выдающиеся способности,высокая степень одаренности в какой-либодеятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность –высшая степень развития таланта,связанная с созданиемкачественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность –это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренная личность –личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство). Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью. Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
4.Стратегические направления программы
- Подготовительная работа –нацелена на создание единой программы работы содаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы).
- Научное –нацеленное на создание единой программы работы с одаренными детьми.
- Психолого-педагогическое –обеспечивает создание подсистемы диагностикиодаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.
- Научно-методическое и образовательное –осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Создание и организация работы интеллектуального клуба учащихся, школьного научного общества. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.
- Социально-экономическое –осуществляет поддержку одаренности через организацию конкурса «Ученик года», конкурсы портфолио «Портфолио класса» (участие в школьных и районных, региональных, всероссийских и международных проектах, олимпиадах и конкурсах).
- Информационное направление - привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей. Организация работы библиотеки. Создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов. Информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
- Этапы реализации программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2019 по
2024 годы.
Первый этап –диагностико-организационный–предполагается реализовать в2019-2020 учебном году. Он включает в себя:
- создание и организацию деятельности координационного совета;
- создание нормативно-правовой базы;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
- создание базовых предметных групп;
- изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений, ВУЗ;
- организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
- разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
Второй этап –организационно-практический,этап реализации(2020-2021гг.) –связан
- непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
апробация экспериментальных авторских программ;
отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
- пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
- психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2021-2024 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический этап). На этом этапе предполагается:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений учащихся;
- анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
- Формы работы с одаренными детьми
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- Участие в школьных, муниципальных и региональных олимпиадах по предметам школьной программы;
- Психологические консультации, тренинги, тестирование;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- Создание детских портфолио, портфолио классов.
- Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
- принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
- Контроль и учет знаний и умений обучающихся.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений обучающихся. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех обучающихся. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее
задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует участников тестирования не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием обучающиеся будут принимать участие в олимпиадах по предметам.
Мониторинг результативности работы с учащимися
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня умственного развития обучающихся
- отслеживание уровня развития творческого мышления
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития обучающихся.
- Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. Успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».
Критерии | Показатели | Методика изучения | ||||||
Самоактуализация | 1.Умение и стремление учащихся к | ▪ Тест | оценки | |||||
личности | познанию | и | проявлению | своих | потребности | в | ||
возможностей. | достижении, | метод | ||||||
2.Креативность личности ребенка, | экспертной оценки. | |||||||
наличие | высоких достижений в | ▪ Краткий | тест | |||||
одном или | нескольких | видах | творческого | мышления | ||||
деятельности. | П.Торренса (фигурная | |||||||
3.Наличие | адекватной | форма), | папка | |||||
положительной | самооценки, | достижений учащихся. | ||||||
уверенности в своих силах и | ▪ Опросник субъектного | |||||||
возможностях. | отношения | одаренного | ||||||
4.Способность к рефлексии. | ребенка к деятельности, | |||||||
5.Мотивационная сфера: учебная | самому | себе | и | |||||
мотивация, | мотивация | окружающим. | ||||||
интеллектуально-познавательного | ▪ Метод | незаконченного | ||||||
плана, мотивация общения и | предложения. | |||||||
поведения. | Тест | «Исследование | ||||||
6.Уровень | коммуникативной | школьной мотивации». | ||||||
культуры |
Удовлетворенность | 1.Удовлетворенность | педагогов | ▪ Изучение | ||||||||
учащихся, | педагогов | и | содержанием, | организацией | и | удовлетворенности | |||||
родителей | условиями | деятельности | в рамках | педагогов | и родителей | ||||||
жизнедеятельностью | программы, взаимоотношениями | в | жизнедеятельностью | в | |||||||
одаренных | детей | в | школьном сообществе. | школе. | |||||||
образовательной | 2.Комфортность, | защищенность | ▪ Изучение | ||||||||
организации | личности | одаренного школьника, | удовлетворенности | ||||||||
егоотношение | к | основным | учащихся | жизнью | в | ||||||
сторонам | жизнедеятельности | в | школе. | ||||||||
школе. | ▪ Тест | школьной | |||||||||
3.Удовлетворенность | родителей | тревожности Филипса. | |||||||||
результатами обучения, воспитания | |||||||||||
и развития своего ребенка. | |||||||||||
Конкурентоспособность | 1.Эффективность | и | качество | ▪ Методики | |||||||
одаренных учащихся | подготовки одаренных учащихся. | статистического анализа | |||||||||
2.Участие учащихся, педагогов в | данных, их динамика. | ||||||||||
смотрах, конкурсах, олимпиадах, | |||||||||||
конференциях, фестивалях и т.д. | |||||||||||
3.Социальный опыт. Содержание и | |||||||||||
характер дальнейшей деятельности | |||||||||||
одаренных выпускников. |
- Прогнозируемые результаты:
Результаты по формированию УУД.
Личностные УУД.
Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
Сформированные УУД:
Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России.
Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.
Умения:
Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы
учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
Стремление к самосовершенствованию;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД.
Сформированные УУД:
Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.
Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты). Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.
Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.
Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
Понимать значение работы над устранением ошибок.
Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.
Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.
Различать способ и результат действия.
Познавательные УУД.
Сформированные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).
Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
Грамотное построение устной и письменной речи.
Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
Самостоятельно создавать алгоритм действий.
Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
Устанавливать аналогии.
Владеть общим рядом приемом решения задач.
Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.
Использовать разные географические средства.
Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД.
Сформированные УУД:
Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Уметь формулировать свое мнение и позицию. С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. Составлять внутренний план действий.
Понимать:
Возможность оснований оценки одного и того же предмета;
Относительность оценок или выборов других людей; Мысли, чувства, стремления и желания окружающих.
Ожидаемые результаты
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, ВУЗ, родителями учащихся.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
- Совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях.
- Призовые места или дипломы в предметных олимпиадах.
- Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
- Развитие творческого и логического мышления обучающихся.
- Условия успешной работы с одаренными обучающимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание
- постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация
системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОО.
- Участие в олимпиадах;
- Работа по индивидуальным планам;
- Просмотр видеоуроков, вебинаров;
- Занятия в профильных классах.
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Программа развития МБОУ «Мурминская СШ»предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.
- Направления работы педагогического коллектива
- Информационно-аналитическое.
- Организационно-педагогическое.
- Методическая работа.
- Создание условий для участия в творческих конкурсах.
- Подготовка учителей.
- Диагностическая и коррекционная работа.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов;
изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
Поощрение одаренных детей Публикация в СМИ, на сайте школы;
Награждение.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
- Участники реализации программы
Руководители:
- зам. директора по УВР
- зам. директора по ВР
- руководитель МС
Творческая группа:
- учителя начальных классов и учителя-предметники;
- школьный библиотекарь;
- педагоги дополнительного образования
- руководители спортивных секций
- социальный педагог школы.
- так же:
- обучающиеся МБОУ «Мурминская СШ»
- родители обучающихся
- Создание банка данных одаренных детей
Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди обучающихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио обучающихся и учителей.
- Материально-техническое обеспечение реализации программы
- Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.
- Оснащение учебных кабинетов и классных комнат.
- Компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных.
- Обеспечение необходимыми для работы материалам кружков, секций, клубов.
- Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей.
Приложение 1
к Программе «Одаренные дети»
План мероприятий по реализации Программы
№ | Наименование мероприятия | Сроки реализации | Ответственные | ||
п/п | |||||
I. | Организационное и функциональное обеспечение Программы | ||||
1. | Создание школьного банка данных | Июнь 2019 | Классные | ||
одаренных детей | руководители | ||||
2. | Обновление информации | Июнь, январь | Классные | ||
школьного банка данных | ежегодно | руководители | |||
одаренных детей | |||||
3. | Мониторинг участия учащихся | I, II полугодие | Администрация | ||
в конкурсах, | ежегодно | ||||
фестивалях, акциях, соревнованиях, | |||||
конференциях разного уровня | |||||
4. | Разработка школьной программы по | Сентябрь 2019 | Руководитель МС | ||
выявлению, поддержке и развитию | |||||
одаренных детей | |||||
5. | Создание школьного банка данных | Сентябрь 2019 | Администрация, | ||
одаренных детей | классные | ||||
руководители | |||||
6. | Организация и проведение | В течение года по | Администрация | ||
семинаров, мастер-классов, круглых | отдельному плану | ||||
столов по проблемам работы с | |||||
одаренными детьми | |||||
7. | Прохождение курсов повышения | 1 раз в 3 года | Администрация | ||
квалификации педагогических | |||||
работников | |||||
II. | Информационно-инструктивная работа | ||||
1. | Создание раздела «Одаренные | Сентябрь 2019 | Администратор | ||
дети» на официальном сайте МБОУ «Мурминская СШ» | сайта | ||||
2. | Размещение и обновление | Постоянно | Администратор | ||
информации по работе с | сайта | ||||
одаренными детьми на | |||||
официальном сайте МБОУ «Мурминская СШ» | |||||
3. | Освещение процессов и результатов | Постоянно | Администрация | ||
реализации Программы на сайтах | |||||
вышестоящих организаций | |||||
4. | Содействие вовлечению одаренных | В течение года | Классные | ||
детей в кружки, секции учреждений | руководители | ||||
дополнительного образования | |||||
III.Мероприятия общеразвивающей направленности | |||||
1. | Школьный и муниципальный этапы | Сентябрь,октябрь, ноябрь, | Администрация, | ||
Всероссийской олимпиады | декабрь ежегодно | руководители МО | |||
школьников | |||||
2. | Подготовка и организация участия | Январь-апрель | Администрация, | |
победителей и призеров на | ежегодно | руководители МО | ||
региональном и заключительном | ||||
этапах Всероссийской олимпиады | ||||
школьников | ||||
3. | Школьные и муниципальные | Ежегодно | Администрация | |
конкурсы, соревнования различной | ||||
направленности | ||||
4. | Школьные этапы муниципальных, | Ежегодно | Администрация | |
региональных и всероссийских | ||||
конкурсов, соревнований, акций, | ||||
смотров, фестивалей различной | ||||
направленности | ||||
5. | Подготовка и организация участия | Ежегодно | Администрация, | |
победителей и призеров на | руководители МО | |||
муниципальных, региональных, | ||||
всероссийских конкурсах, | ||||
соревнованиях, акциях, смотрах, | ||||
фестивалях | ||||
IV. | Поддержка, поощрение и стимулирование одаренных детей, | |||
а также их учителей-наставников | ||||
1. | ||||
Награждение победителей | По итогам участия | Администрация | ||
школьного этапа Всероссийской | ||||
олимпиады школьников, иных | ||||
интеллектуальных и творческих | ||||
конкурсов и соревнований | ||||
2 | Награждение лучших учащихся и | Май ежегодно | Администрация | |
педагогов-наставников по итогам | ||||
учебного года | ||||
3 | Торжественное мероприятие, | Июнь ежегодно | Администрация | |
посвященное вручению дипломов и грамот | ||||
выпускникам | ||||
Приложение 2
к Программе «Одаренные дети»
План работы с одаренными детьми
2019 – 2020 уч. год
- Организационная деятельность
Наименование | Сроки | Ответственные | |
№ | мероприятия | проведения | |
1. | Своевременное выявление одаренных | В течение | Учитель - предметник |
детей | года | ||
2. | Формирование базы данных одаренных | Ежегодно | Учитель - предметник |
детей школы | |||
3. | Предоставление данных базы для | По запросу | Учитель - предметник |
школьной базы данных одаренных детей |
- Учебная деятельность
взаимосвязь учебного процесса с системой | |||
дополнительного образования через кружки и | |||
секции | |||
Проведение школьного тура Всероссийской | |||
олимпиады школьников | |||
Конкурсы и олимпиады младших школьников | |||
Продолжение участия в олимпиадах и | |||
конкурсах | |||
Ноябрь | Подготовка победителей и призеров | Зам. директора по УВР, | |
школьного этапа Всероссийской олимпиады | учителя- | ||
школьников к участию в муниципальном туре | предметники, школьный | ||
психолог | |||
Подготовка памятки и рекомендаций для | |||
учащихся по различным видам деятельности с | |||
целью обеспечения их психолого- | |||
педагогической поддержки | |||
Организация консультаций, дополнительных | |||
занятий для мотивированных учащихся | |||
силами учителей-предметников | |||
Участие победителей и призеров школьного | |||
этапа Всероссийской олимпиады школьников | |||
в муниципальном туре. | |||
Неделя математики и информатики. | учителя | ||
математики и информатики | |||
Декабрь | Дистанционные олимпиады по предметам | Руководители МО, учителя- | |
предметники | |||
Муниципальный этап Всероссийской | Руководители МО, учителя- | ||
олимпиады школьников. Подготовка к | предметники, зам. | ||
региональному этапу Всероссийской | директора по УВР | ||
олимпиады школьников | |||
Осуществление сравнительного анализа | |||
учебной успеваемости учащихся, | |||
обучающихся на «4» и «5», определение | |||
направлений коррекционной работы | |||
Январь | Региональный этап Всероссийской | Зам. директора по УВР | |
олимпиады школьников | |||
Подготовка победителей и призеров | учителя- | ||
муниципального этапа Всероссийской | предметники, зам. | ||
олимпиады школьников к участию в | директора по УВР | ||
региональном этапе | |||
Февраль | Продолжение участия в олимпиадах и | учителя | |
конкурсах | начальной школы, учителя- | ||
предметники, зам. | |||
Посещение уроков учителей-предметников с | |||
директора по УВР | |||
целью изучения методики работы по | |||
формированию у учащихся устойчивых | |||
навыков самоанализа и самоконтроля | |||
Посещение уроков учителей-предметников с | ||
целью выявления приемов разноуровневого | ||
обучения в классах | ||
Неделя физической культуры и ОБЖ | учителя | |
физической культуры и ОБЖ | ||
Март | Неделя русского языка и литературы. | учителя |
русского языка и | ||
литературы | ||
Участие в конференциях, круглых столах, | Зам. директора по УВР, | |
конкурсах | ||
Неделя иностранных языков | учителя | |
иностранных языков | ||
Осуществление срезов объема домашних | Зам. директора по УВР | |
заданий (выборочно), использование заданий | ||
пролонгированного характера для | ||
мотивированных учащихся | ||
Апрель | Изучение опыта работы учителей по вопросу | Зам. директора по УВР |
организации повторения изученного | ||
материала в условиях дифференцированного | ||
обучения | ||
Неделя естественно научного цикла. | учителя | |
естественно-научного цикла | ||
Продолжение участия в олимпиадах и | учителя- | |
конкурсах | предметники, зам. | |
директора по УВР | ||
Май | Анализ результатов школьных, районных, | учителя- |
городских и региональных олимпиад | предметники, зам. | |
директора по УВР | ||
Анализ работы с одаренными учащимися, | Директор, зам. директора по | |
перспективы в работе на 2020-2021 учебный | УВР, | |
год | учителя-предметники | |
Неделя учителей истории и обществознания | ||
Приложение 3
к Программе «Одаренные дети»
I. Портрет одаренного ребенка
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
При поступлении в школу для родителей, будущих первоклассников, будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....
«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.
Программа организации оздоровительного отдыха детей в лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
беседы для детей...
А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...
Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.
Этот тест позволит родителям определить насколько они знают своих детей....
Урок чтения в 3 классе " Проверь себя.Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»
Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...