Методы и приемы развития орфографической зоркости
статья

Герасенкова Ольга Николаевна

Материалы из опыта работы по теме "Методы и приёмы развития орфографической зоркости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_razvitiya_orfograficheskoy_zorkosti.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы Герасенковой О.Н.,

учителя начальных классов

МБОУ «Называевская СОШ № 4»

Методы и приемы развития орфографической зоркости

До сих пор одним из больных мест школы остаётся не достаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму, мало читают, плохо развита память. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа. Над слогом и словом, развитие фонематического слуха, умения заменять орфограммы соответствующими буквами. Уже в начале первого класса надо начинать работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатывается умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребёнка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там, где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки.

Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах. При этом постоянно должны возникать условия для постановки вопроса ''Почему?''. При этом подходе не только создаются предпосылки для улучшения орфографических навыков учащихся, но и для развития мышления и познавательных способностей детей.

Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие "опасные" звуки (буквы), такие места в словах.

Знания типов орфограмм и элементарный опыт их определения помогает ученику в отыскивании орфограммы, придают поиску определенность. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.

Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Поэтому, когда начинается работу над правилом, надо вместе с детьми выделять существенные отличительные признаки орфограмм и учиться находить орфограммы по данным признакам.

Факторы, способствующие формированию грамотного письма

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктанта, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание; рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которое возможно в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения. Существуют множество приемов формирования орфографической зоркости, при изучении безударной гласной. Рассмотрим некоторые из них.

1. Орфографическое проговаривание целесообразно использовать при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово проговаривается так, как пишется, и поэтому «в памяти» движений остается память движений речевого аппарата. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.

2. Комментированное письмо. Особенно важно научить детей комментировать свое письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование - это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно; у детей формируется хорошая дикция.

3. Графическое выделение орфограмм (подчеркивание) возможно при выполнении всех письменных работ. На определенной ступени обучения применению правил при объяснении написания слов вместо развернутого комментирования (или наряду с ним) используется письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Это не что иное, как включение обоснования в процесс самостоятельного письма. Такое комментирование создает лучшие условия для наглядного выделения орфограмм, сопоставления их признаков, обобщения фактов языка. В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая (или та или другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркивается двумя чертами.

4. Перфокарты. Орфографическая зоркость развивается при использовании перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы.

5. Письмо с «пропусками». Всем известна ситуация, когда ученик, хорошо знающий орфографическое правило, пишет с ошибками. Начинать работу следует с того, что детей нужно учить хорошо слышать звуки в слове, определять их характеристики. Далее идет знакомство с признаками слабых позиций для гласных звуков. Система письма с пропусками имеет различные формы: сначала это просто точка на месте пропущенной орфограммы слабой позиции (или? знак на месте орфограммы сильной позиции), а затем так называемая буквенная дробь, определяющая границы выбора букв: Главное достоинство письма с «пропусками» - предупреждение ошибок.

6. Корректировка письма. Орфографическая зоркость, кроме умения находить орфограммы и определять их тип, включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль. Учителю следует помнить о целенаправленности различных видов самоконтроля и предлагать детям конкретные задания при проверке выполненной работы. Например, «Проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне? Волна, маячок, моряк, синева, витерок, паруса, глядеть». Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, что создает условия для формирования орфографической зоркости. При проверке тетрадей учителю полезно иногда не исправлять ошибки, а только ставить на полях палочки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки и сам исправляет их.

Итак, необходимыми условиями формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков. Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволяют учителям формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приемы и формы работы над развитием орфографической зоркости "

Потребность в качественнообразовании человека к жизни в информационном обществе и обществе знаний сделала проблему грамотности чрезвычайно актуальной. Причиной недостаточности грамотности  учащих...

Статья "Эффективные методы развития орфографической зоркости"

Статья "Эффективные методы развития орфографической зоркости"...

Мастер - класс "Методы и приёмы развития орфографической зоркости"

К.Д.Ушинский писал: «Грамматическая правильность речи из устной и письменной есть не только знание, но и привычка, или, лучше сказать, очень сложная и обширная система мелочных навыков выражать свои м...

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...