Педагогическая диагностика успешности обучения у младших школьников
статья (2 класс)
Создание педагогической диагностики-одна из основных критериев, которая позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение и , как следствие этого, дифференциацию учебного процесса. Во всех учебниках УМК по всем учебным предметам представлены разноуровневые задания, дающие возможность одинаково успешно работать и «слабым» и самым «сильным» учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зырянская средняя общеобразовательная школа»
Педагогическая диагностика успешности обучения у младших школьников
Выполнила работу
Учитель начальных классов
Слепцова Антонина Иннокентьевна
Создание педагогической диагностики-одна из основных критериев, которая позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение и , как следствие этого, дифференциацию учебного процесса. Во всех учебниках УМК по всем учебным предметам представлены разноуровневые задания, дающие возможность одинаково успешно работать и «слабым» и самым «сильным» учащимся. Проблема заключается в том, чтобыраспределить эти задания между учащимся, точно узнать, кому, когда и какое задание предложить. Для того чтобы учитель не действовал наугад, чтобы выбор им заданий для каждого ученика не носит случайного характера, а был обусловлен ренальными знаниями ребенка, его особенностями восприятия, мышления, волевой сферы и.т.д., и создана педагогическая диагностика.
В отличии от психологической диагностики, которую должен проводить и , главное трактовать специалист-психолог, педагогическая диагностика специально ориентировано но на учителя.
Во-первых, педагогическая диагностика определяет не только то, что именно усвоил ученик, но и показывает, почему он этого не усвоил. Каким образом это достигается? Если ученик каждый раз выбирает ответ, соответствующий определенному способу рассуждения, значит, можно с уверенностью говорить о том, что он усвоил программный материал и, главное, в чем причины его неусвоения в случаях неправильного выбора ответа.
Во-вторых, важнейшее отличие педагогической диагностики от контрольных работ заключается в том, что выполнение диагностических заданий дает возможность не только установить разные уровни усвоения программного материала, но и характеризовать продвижение обучающего в языковом и математическом развитии.
Что это значит? Сравним два задания п русскому языку, выясняющие знание выпускниками начальной школы частей речи.
Среди данных слов подчеркни:
- только существительные-зима, зимний, зимовье, зимушка, зимовать
- только прилагательные-белить, белизна, белый, беленький;
-только глаголы- утихать, тишь, удар, ударить, бег, беговая, бежать.
Какими частями речи могут быть слова:
-пила________
-столовая_____
-печь_______
Нетрудно увидеть принципиальную разницу между этими заданиями. В первом случае выясняется именно знания. Ученик, не сделавший ни одной ошибки, получат высший балл. Во втором случае выясняется н только знание частей речи, но и языковое развитие ученика, его умение увидеть возможные варианты правильного ответа. Если ученик отвечает, например, что ПИЛА- имя существительное, но не замечает, что ПИЛА – глагол, он получает, конечно, хорошую оценку, но не высший балл, характеризующий не только знания, но и развитие ученика и сформированность у него учебной деятельности.
Аналогический пример можно провести и из области математики:
Сравни числа, Поставь знак «больше», «меньше» или «равно»:
- 4900___4090
- 13079_____130090
В записи чисел каждую пропущенную цифру заменили точкой. Поставь знак «больше», «меньше» или «равно», чтобы записи были верными:
- 20.. ____18…;
- …5 _____..8;
- 8… _____21…
И здесь в первом случае сравниваются реальные числа, поэтому ученику достаточно знать правила сравнения многозначных чисел и уметь их воспроизводить. Во втором же случае чисел нет, а есть только указание на наличие разрядов числа. Поэтому ученику нужно понять, каким из правил сравнения нужно воспользоваться ( «сравниваю числа с одинаковым или разным количеством разрядов?»). Выбрав правило сравнения ( например, установив, что числа имеют одинаковое количество разрядов), четвероклассник приступает к поразрядному сравнению. При этом имеющие цифры могут сбить (переключить на другое правило) ученика, плохо разбирающегося в позиционной записи числа. Таким образом, В этом задании педагогической диагностики проверяются не только знания ученика, но и его умение понять математическое задание, выбрать способ сравнения и использовать его в решении.
Разработанная педагогическая диагностика позволяет определить, на сколько сформирована у обучающегося учебная деятельность: как обучающийся выполняет учебные действия, как умеет задавать себе вопросы по ходу выполнения того или иного задания, как проверяет и обосновывает каждый шаг решения, как выбирает из текста данные, необходимые для выполнения задания. С помощи педагогической диагностики можно определить, на каком уровне – репродуктивном или продуктивном- усвоены те или иные знания. Если это репродуктивный уровень, то задания выполняются по усвоенному образцу, ученик действует только по инструкции. А в данный момент по ФГОС действовать должен продуктивный уровень, когда ученик умеет самостоятельно осуществить поиск решения, может выбрать нестандартный способ действия. Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о гибкости мышления обучающихся или оригинальности их мышления.
В педагогической диагностике интересны задания, которые проверяют сформированностькомпонентов учебной деятельности, в частности, контроля и самоконтроля. Диагностические работы определяют правильный уровень самоконтроля и самооценки: умеет ли обучающийся планировать свои действия до начало работы (планирующий самоконтроль), проверяет ли он себя в процессе работы (пошаговый самоконтроль), проверяет ли себя по окончании работы (итоговый самоконтроль).
Важно регулярное проведение диагностических работ. Советуем проводить их три раза в год- в начале года, в начале 3-ей четверти приблизительно в конце апреля. В начале года точно повторяет те задания, которые выполняли в конце года. Сравнение осенних результатов спрошлогодними позволяет учителю увидеть, насколько прочны знания учеников, насколько сохранились усвоенные ими знания.
Вторую диагностическую работу предлагаем проводить в январе, чтобы она не совпала с проведением различных контрольных работ.
Третье диагностическое обследование считаем разумно провести в апреле, чтобы учитель имел некоторый запас времени для работы с учениками и мог оперативно помочь тем, кто неважно справился с работой.
Любой неверный ответ в диагностической работе педагог должен пристально анализировать и обязательно индивидуально работать с учеником. При этом педагог должен вести себя не как диагност, т.е. человек, жестко следующий инструкции и не имеющий права на дополнительные разъяснения ( иначе все диагностические обследования бессмысленны), а как педагог помогающий выполнить задание и тем самым дополнительно определяющий для себя уровень обучаемости ребенка.
Сопоставление результатов педагогической диагностики, проведенной в разные периоды обучения, должно стать важнейшей стороной педагогической деятельности педагога.
В учебниках и рабочих тетрадях по основным предметам содержится много заданий, чтобы провести такого вида диагностики.
Таким образом , в УМК начальных классов не только представлена разработанная педагогическая диагностика, но и созданы специальные средства обучения, которые дают возможность педагогу целенаправленно помочь обучающимся в усвоении знаний, в овладении учебной деятельности.
Литература:
- Евдокимова А.О. старший научный сотрудник
- Кузнецова М.И. Центр начального образования Института РАО, г. Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся
Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/23/picture-282861-1377249515.jpg)
Методы обучения, способствующие успешному решению задач младшим школьником
1 сентября. Дети стали школьниками. Первые успехи: читаем, считаем, пишем. Но на пути к знаниям детей поджидают и первые трудности, особенно при решении математ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-263121-1370488603.jpg)
Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся.
Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся....
Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников
механизмы проведения педагогической диагностики ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/02/picture-432627-1399025169.jpg)
Презентация педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности младших школьников как фактор успешного обучения в условиях ФГОС"
Представлена презентация опыта...
Педагогическая диагностика успешности обучения детей
Педагогическая диагностика успешности обучения детей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-840927-1477989248.jpg)
Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".
В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целепола...