Тест Моя семья
тест
Кроме собственно инструкций по применению ряда рисуночных тестов, рассмотрим описание развития детских графических проявлений, эволюции рисунка и его психотерапевтического значения, а также анализ рисунков, раскрывающих психологическое и эмоциональное состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_moya_semya.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест «Моя семья»
Может использоваться для детей с 4-5 лет. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.
Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.
Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали. Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью».
Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.
ВАЖНО! Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
- Ощущение от рисунка
- Последовательность рисования членов семьи, кто первый, кто последний
- Графическое изображение:
- кто выделен нажимом или цветом – этот член семьи в данный момент более значим
4. пропущен ли кто-то из членов семьи (с этим человек тяжелые эмоциональные отношения)
5. размер членов семьи
6. Стирает ли?
7. Исправляет ли?
8. Добавляет ли комментарии
9 Если рисует себя и какую-то часть тела выделяет (значит испытывает эмоциональное напряжение в этой части тела
10. если разделение между членами семьи (столбы, травка, деревья и пр.)
11. паузы между рисованием членов семьи: более 15 сек
12. если просим рисовать семью, а рисует других – травма, избегание
13. если увеличивает кол-во членов семьи – неудовлетворенность, нехватка общения
14. все за руки на рисунке – благополучие в семье
15. обратить внимание у кого не прорисовано лицо – эмоциональное отвергаемое отношение
16. большая голова – по мнению ребенка, самый умный в семье
17. то, что зачеркивает – вызывает тревогу
18. можно попросить сочинить сказку по рисунку (для терапии)
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку.
Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Интерпретация рисунка
1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы.
Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Наличие других деталей на рисунке
Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.
Цвет в рисунке
Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?
1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.
Протокол исследования
по проективной методике «Рисунок семьи»
Ребенок________________________________Группа_________________________
Дата___________Время выполнения___________Психолог____________________
Возраст ребенка___________Самочувствие________________________________
№ | Выделяемые признаки. Содержание действий и поступков ребенка | Отметка о наличии признаков | Выводы |
1. | Реальное количество членов семьи ребенка. | Нарушение межличностных отношений. | |
2. | Наличие изолированных членов семьи, кто именно. | ||
3. | Последовательность изображения фигур и предметов. | Значимость, эмоциональная близость | |
4. | Расстояние между изображенными фигурами членов семьи. | Эмоциональная общность. Конфликтные отношения, недостаток эмоционального контакта, неудовлетворенность. | |
5. | Наличие барьеров, ограничений, рамок в рисунке. | ||
6. | Преобладание людей, предметов. Наличие животных. | ||
7. | Совместная деятельность членов семьи на рисунке. | Психологическое спокойствие. | |
8. | Изображение членов семьи со спины, в профиль. | Враждебность в семейной ситуации. | |
9. | Наличие агрессивных поз (руки в стороны, пальцы растопырены). | Враждебность. | |
10. | Размер изображений фигур (очень маленькие, очень большие). | Тревожность, неуверенность, низкая самооценка. Значимость. | |
11. | Особенности изображения глаз (преувеличенные, чрезмерно прорисованные, очень маленькие, зачерченные). | Тревожность, нежелание видеть что-либо. | |
12. | Особенности изображения ног (отсутствие ног или ступней, примитивное их изображение). | Низкая бытовая ориентация, уход от реальности. | |
13. | Особенности изображения рук (отсутствие рук, ладоней, чрезмерное их преувеличение у какого-либо члена семьи). | Проблемы в общении с членами семьи. | |
14. | Особенности изображения ушей (отсутствие, очень маленькие). | Нежелание слушать, слабое вербальное восприятие. | |
15. | Декорирование (особо четкое прорисовывание деталей). | Значимость объекта. | |
16. | Украшательство (изображение необязательных деталей). | Демонстративность. | |
17. | Наличие линии основания под изображением фигур. | Тревожность. | |
18. | Частые стирания деталей, фигур изображенных людей. | Негативные или позитивные переживания по отношению к объекту. | |
19. | Перерисовывание с лучшим или худшим результатом. | Показатель положительного или негативного отношения к объекту. | |
20. | Возвращение к доработкам уже нарисованных фигур, деталей. | Показатель значимости объекта. | |
21. | Самоисправления. | Показатель тревожности. | |
22. | Особенности штриховки (размашистая, жесткая, насыщенная). | Тревожность. | |
23. | Особенности изображения линий (слабая, прерывистая, с сильным нажимом). | ||
24. | Неравномерный нажим карандашом. | Эмоциональная неустойчивость. | |
25. | Зачеркивание изображений. | Показатель эмоционального отношения к объекту. | |
26. | Пауза более 15 сек (в начале, середине работы). | Эмоциональное отношение к объекту, проблемная сфера. | |
27. | Спонтанные комментарии ребенка в процессе работы. | ||
28. | Эмоциональные реакции на какой-либо объект. | ||
29. | Степень аккуратности исполнения работы. |
Беседа с ребенком по рисунку
1. Кто изображен на твоем рисунке?______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что они делают?_____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Кто из них самый счастливый и почему?_________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Кому грустно и почему?_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест - Моя семья
психологический тест - моя семья...
Тест "Моя семья"
Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений (отношение ребенка к членам своей семьи, восприятие им своей роли в семье, характеристики отношений).Инструкция: Ребенку предлагается простой кара...
Тест рисунок семьи
Методика «РИСУНОК СЕМЬИ Для изучение психологического климата семьи....
Тест "Рисунок семьи"
Данный материал позволяет выявить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье...
Тест "Рисунок семьи"
Тест "Рисунок семьи"...
Тест - Рисунок семьи
Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те хара...
Тест «Рисунок семьи» А.И. Захаров
Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка особенно распространено в зарубежных странах. В нашей стране только в последние годы начали больше обращать внимание на рисунок, как сред...