«Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе»
методическая разработка (1 класс)

Халилова Алсу Ахметсафовна

     В работе обоснована актуальность темы «Использование  информационно-коммуникационных технологий в начальной школе», определены конкретные цели и задачи.    Значение информационно-коммуникационных технологий  велико. Они положительно влияют на развитие познавательной активности и интересов учащихся, усиливают мотивацию учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon halilova.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Использование  информационно-коммуникационных  технологий
в  начальной  школе»

                                             

 

Аннотация

     В работе обоснована актуальность темы «Использование  информационно-коммуникационных технологий в начальной школе», определены конкретные цели и задачи.    Значение информационно-коммуникационных технологий  велико. Они положительно влияют на развитие познавательной активности и интересов учащихся, усиливают мотивацию учения.

Введение

Академик Семёнов А.П. сказал следующее «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы». В современном обществе эти слова актуальны. И понимание этого должно стать определяющим в работе каждого учителя.

Цель моей работы: доказать эффективность применения информационно-коммуникационных технологий  в начальной школе.

Задачи: 

  -выявить положительные и отрицательные стороны информационно-коммуникационных технологий;

  -доказать эффективность применения технологий.

Основная часть

  Роль современных  информационных технологий  в нашей жизни увеличивается  с каждым годом. И школа не может оставаться в стороне.

      Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий особенно актуальны в начальной школе. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.

Внедрение информационных и коммуникационных технологий в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
     1. Создание презентаций к урокам.

На мой взгляд, одной из наиболее гармоничных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание презентаций. Не ошибусь, если скажу, что  каждый из коллег за  свою профессиональную деятельность создал множество  презентаций.  Я готовлю презентации с помощью Microsoft PowerPoint.  Невозможно представить уроки математики, ИЗО, музыки, литературного чтения или окружающего мира без ярких презентаций. Например, очень удобно проводить устный счёт в начале урока математики. Если раньше мы прописывали всё на доске, готовили необходимую наглядность, а кто через это проходил, знает насколько это трудоёмко, то сейчас достаточно включить проектор. Тем более, создав «копилку» презентаций по предметам, мы можем пользоваться ею в последующем. Или, проводя уроки окружающего мира, я очень часто использую презентации. Дети со мной совершают увлекательное путешествие в страны мира. На уроке литературного чтения, знакомясь с авторами, нам уже не нужно искать портреты. А как помогают детям более глубоко понять и воспринять изучаемы материал иллюстрации к произведениям! Например, изучая в третьем классе отрывки из романа А. С Пушкина «Евгений Онегин», включаю слайды с изображением  зимнего пейзажа, или, знакомясь со стихотворением  «Листопад» И.Бунина, рассматриваем фотографии деревьев покрытых золотом листьев…

Урок, включающий слайды презентации вызывает у детей эмоциональный отклик, что способствует более глубокому пониманию и восприятию материала урока.

2. Работа с ресурсами Интернет.

Бесценны в работе учителей, на мой взгляд, разнообразные платформы, используемые на уроках. Мы очень часто пользуемся такими платформами как Учи.ру. Все учащиеся зарегистрированы на данной платформе. В этом году, на мой взгляд, она заметно улучшилась. Например, появились задания от учителя, более интересными и актуальными стали задания по предметам НОО. Также в работе очень частот использую https://best-test.me. Это тренажёры по русскому  языку и математике. Чаще использую по математике. Любой учитель, работающий в начальной школе, понимает, как трудно дети запоминают таблицу умножения. Занимаясь на данной платформе, дети незаметно для себя запоминают её, видят свои ошибки и правильный ответ. Учащиеся первого класса также с желанием решают примеры на сложение и вычитание.

Также детям нравятся тесты сайта  https://testedu.ru.  Дети сразу видят свой результат и могут посмотреть правильный вариант.
3. Создание  собственных работ. 

В последние годы появилась хорошая возможность создавать свои работы, используя онлайн конструкторы. Сейчас работаю на платформе https://onlinetestpad. Дети с удовольствием выполняли задания «Жизнь и творчество С.У.Ремезова», «Таблица умножения», «Мир вокруг нас», «Животный и растительный мир Арктики», «Древние славяне». Выполнив все задания, учащиеся видят свой результат, место в рейтинге. Также получают именной сертификат, что также немаловажно, учитывая то, что у каждого ребёнка есть портфолио.

   Всё вышеперечисленное,  несомненно важно, нужно и полезно, но работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «Не навреди!» Ведь кроме положительных аспектов использования ИКТ, есть и отрицательные моменты- это проблемы осанки, и нарушение зрения,  и  компьютерная зависимость. Поэтому мы неукоснительно должны следовать требования САНПИН.

Заключение

   Работая над данной темой, я пришла к выводу, применение на уроках  информационных и коммуникационных технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки.

Опыт применения ИКТ  позволяет сделать следующие выводы: данные технологии могут применятся на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя .

4. Для контроля учащихся. 
И как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Смысл этого выражения не потерял и актуальность в наше время.

Использованная литература

1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. 2005.

2. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. -  

3. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006