Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения
статья (4 класс)
Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию оразовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_klyuch_komp.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Учитель начальных классов: Балдаева Оксана Алексеевна
Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информации, умение ее осмысливать и использовать являются настоятельной необходимостью для современного человека.
Выполняя задачу - формирование личности гражданина, учителю приходится проявлять свое педагогическое мастерство. Учитель должен использовать такие формы работы, которые будут способствовать успешной социализации обучающихся. Ключевые компетенции- что же это такое? Это различные универсальные средства, инструменты(способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).
1.Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества.
2.Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекса наработанных средств.
3. Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе.
4. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.
. Естественно возникает вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла ведущее в нем место. Причина такого интереса к компетенциям в современном российском образовании связана с системными изменениями, произошедшими в сфере труда и управления. Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но к ее быстрому старению, постоянному обновлению. Что приводит к принципиальным изменениям в повседневной жизни. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые семь лет, и чтобы быть успешным, человеку приходится не только менять место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. Поэтому выполняя задачу - формирование личности гражданина, учителю приходится проявлять свое педагогическое мастерство. Учитель должен использовать такие формы работы, которые будут способствовать успешной социализации обучающихся. В педагогической практике многие педагоги применяют технологии «критического мышления» и метод проектов. Самое простое (и я уверена, что это использует каждый педагог) – попросить учащихся высказать свое мнение по конкретному социальному вопросу. Получается интересно и эффективно, т.к. кроме детской радости, от первого публичного выступления, взрослый получает возможность продиагностировать общий эмоциональный настрой каждого ученика. Для этого я использую: творческие методы (проблемно-сообщающие, частично-поисковые и исследовательские) и активные формы работы (групповые, индивидуальные).
Данные формы работы требует нормального психологического климата в коллективе, что позволяет ученикам оценивать самого себя, и каждого участника. Следовательно, становится возможным выработка каждым учеником на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций:
1.Самостоятельно выбирать темы своих проектов, способов и форм работы.
2. Самостоятельная учебная работа (подготовка выступлений, групповых занятий, представлений по экипажам, разработка заданий для музыкальной викторины)
3. Умение решать проблемы.
4. Умение работать в группах (самостоятельно распределяют обязанности, планируют свою деятельность, оценивают деятельность и рефлексивное обсуждение результатов).
5. Использование системы оценивания – портфолио, дневников достижений, перспективное планирование своей деятельности.
Результаты моей педагогической деятельности позволяют сделать вывод, применение активных форм помогает формировать необходимые компетенции обучающихся, способствуют их успешной социализации.
В последние годы по-новому формулируются цели образования и воспитания: школа должна и создавать условия для формирования из каждого свободной, творческой, критически мыслящей личности, способной осознать и развивать свои задатки склонности, находить своё место в жизни.
Для успешной социальной адаптации человека в современном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умения творчески применять их на практике, в повседневной жизни.
Что же такое компетенция? Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности).
Формирование ключевых компетенций учителя и учащихся – основа успешного обучения. Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций. Для успешной реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Рассмотрим основные компетенции современного учителя.
Учитель должен уметь:
- Учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
- Планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся.
- Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности.
- «Сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
- Занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
- Подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
- Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
- Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
- Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
- Осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
- Организовать понятийную работу учащихся.
- Вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
- Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых, конечно же, зависит от компетентности учителя.
Что такое ключевые компетенции? Это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни
Как вы думаете, чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Конечно же, успеха! Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.
Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему. Для того чтобы обучение стало успешным, необходимо формировать ключевые компетенции и учителя и учащихся.
Итак, перед нами стоит вопрос: каким образом, через какие технологии формировать ключевые компетенции? Необходимо искать и осваивать новые пути передачи информации. Отсюда прямой выход на применение мультимедийных технологий обучения, дающих возможность моделирования ситуаций. Особую значимость приобретает проектная технология, проблемно – модульная, развивающего обучения, технология формирования критического мышления, игровое (имитационное планирование), ролевые игры.
Изменение технологии преподавания влечет за собой и переход роли учителя – информатора, контролера, в роль консультанта, собеседника, так как самый лучший продуктивный результат обучения дает создание ситуации, в которой учащиеся самостоятельно находят решение.
Что даёт компетентностный подход?
Учителю: согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика. Ученику: повышение степени мотивации учения.
Какие компетенции формирую я у учащихся на своих уроках?
Ценностно – смысловые, которые связаны с ценностными ориентирами ученика. На кружке "Традиции и обычаи бурятского народа" воспитываю любовь к Родине, близким. Уважение и знание своих корней, знакомство с произведениями бурятской культуры. Их развиваю посредством слушания музыки и художественно-творческой деятельности. Через музыку и изобразительное искусство ученик приобретает способность видеть и понимать окружающий мир.
Общекультурные компетенции развиваю через знакомство и исполнение песен своего народа и других народов мира, изучение искусствоведческого материала, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся мастеров живописи, с русским народным творчеством.
Учебно – познавательные компетенции формирую через самостоятельную познавательную деятельность. Учащиеся овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях. (Использую технологию сотрудничества.
Через инфомационные компетенции формирую умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
С помощью коммуникативных компетенций учащиеся приобретают способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и задачами.
Компетенции личностного самосовершенствования направляю на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.
Мои действия, направленные на формирование ключевых компетенций:
- Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
- Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
- Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
- Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
- Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
- Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
- Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
- Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
- Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
- Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
- Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
- Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
- Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
- Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
- Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
- Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
- Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.
- Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
- Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
- Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
- Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
- Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
- Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
- Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
- Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
Итак, сделаем вывод: успешным может стать то обучение, в котором будет четко прослеживаться такая цепочка: От компетентного учителя к компетентному ученику.
И, если учитель будет обладать научными знаниями, будет инициативной и творческой личностью, стремиться накапливать свой жизненный опыт, - он выработает в себе достаточно высокую компетентностность и передаст эти знания учащимся, которые в свою очередь научатся применять эти знания в жизни.
Используемая литература:
1. А.А.Леонтьев Сборник «Школа 2000…, М.1997 статья «Педагогика здравого смысла», - с. 2-3.
2. В.И. Байденко «Компетенции: к освоению компетентностного подхода».
3. И.В. Ирхина «Современные ориентиры развития школьного образования в России».
4. А.В. Хуторской «Ключевые компетенции и образовательные стандарты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Современный урок - одно из условий перехода на ФГОС нового поколения"
Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов....
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Определение. Основной результат....
Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС
Наша школа третий год является муниципальной экспериментальной площадкой по реализации программы « Здоровье сберегающее сопровождение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС»Цель п...
«Развитие критического мышления через чтение и письмо в формировании ключевых компетентностей учащихся»
Использование элементов в технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, как средства для развития мыслительной деятельности учащих...
Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на ФГОС второго поколения....
Доклад-презентация «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС»
Доклад-презентация«Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации...
Доклад «Современный урок – одно из условий перехода на ФГОС нового поколения»
Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет является урок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия ...