Рабочая программа 1-4класса УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по учебным предметам для 1-4 классов разработана на основе :
-федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования ( Министерства образованияи науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года "Об утверждении и внесении в действиефедерального государственного образоывательного стандарта общего начальногообразования ( с изменениями от 26.11.2010 №1241 от 22.09.2011 " №2357"
-основной образовательной программыНОО МБОУ "Высокогорская СОШ №1"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 322.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО: ___________/Королева Н.Н./ Протокол № ___1__ от «_25_» _08_ 2017г | «Согласовано» Заместитель директора по НО: __________/Мустафина А.Н./ «_28_» __08_ 20_17_г. | «Утверждено» Директор школы: ___________ /Гильманова Е.С./ Приказ № 73-од от « 1 » _09 2017г. |
Рабочая программа
учебного предмета
(уровень обучения - базовый)
_МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1» Республики Татарстан
наименование школы
Фомина Татьяна Владимировна, первая квалификационная категория
Ф.И.О., категория
изобразительное искусство (1-4 класс)
предмет, класс и т.п.
Срок реализации: 4 года Принято на заседании
педагогического совета
(Протокол № _1_ от «_29_»_08_2017г.)
2017 год
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных, познавательных и коммуникативных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты обучения:
- целостное, гармоничное развитие мира;
- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
- умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
- способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
- способность различать звуки окружающего мира;
- представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
- умение доводить работу до конца;
- способность предвидеть результат своей деятельности;
- способность работать в коллективе;
- способность работать индивидуально и в малых группах;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
- адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметными результатами обучения являются:
- постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
- принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
- умение проводить самостоятельные исследования;
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение находить нужную информацию в Интернете;
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
- умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
- умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметными результатами обучения являются:
- сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
- умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
- способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
- умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
- умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
- понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
- умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства -словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
- умение развивать предложенную сюжетную линию;
- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
- а) донести свою позицию до собеседника;
- б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
- а) учиться планировать работу в группе;
- б) учиться распределять работу между участниками проекта;
- в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
К концу обучения ученик научится:
1 класс
Учащиеся 1класса должны:
знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства
уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников ;
- сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
2 класс
Учащиеся 2 класса должны:
знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
- основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
- роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
- о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
- использовать навыки компоновки;
- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
- менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
- составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
3 класс
Учащиеся 3 класса должны
знать/понимать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного искусства;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
- применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной
4 класс
Учащиеся 4 класса должны:
знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся МБОУ «ВСОШ №1»:
-будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
-начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
-сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
-появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
-установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
-овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
-смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
-научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
-получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
-смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Выпускник научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
-различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
-эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
-приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
-воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
-видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Выпускник научится:
-создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
-использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
-различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
-создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
-использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России, Республики Татарстан.
Выпускник получит возможность научиться:
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
-моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
-выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»
Выпускник научится:
-осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
-видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
-понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
-изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
-изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета
1 класс
Виды художественной деятельности (15 часов)
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художники зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность. Понятия музея. Экспозиция.
Рисунок. Художник-график. Материалы для рисунка: карандаш, фломастер. Работа с палитрой и гуашевыми красками. Освоение работы кистью и палочкой, «кляксография». Изображение деревьев, животных: общие и характерные черты. Превращение кляксы в животное. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка
Живопись. Художник-живописец. Живописные материалы. Формирование представлений о происхождении искусства. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Художник-скульптор. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм)
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами бумага, картон и создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Внутреннее архитектурное пространство и его украшение. Художник-архитектор.
Декоративно прикладное искусство. Художник-прикладник. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разнообразие переплетение ветвей форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).Иллюстрация: рисунок в книге.
Азбука искусства. Как говорит искусство?(7 часов)
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Влияние формы предмета на представление о его характере.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (11 часов)
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений. Разница в изображении природы в разное время года, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт и родной природы. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства.
Родина моя — Россия.
Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Экскурсия в художественную школу. (Экскурсия или просмотр видеофильма)
Опыт художественно творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности (на протяжении учебного года). Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Национально – региональный компонент включён в содержании учебного предмета, реализация осуществляется при прохождении тем: Рисование осенних листьев различно формы. Придумать и нарисовать дом для любимого сказочного героя. Рисование картины «Моё лето»
2 класс
Виды художественной деятельности (12 часов)
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ. его условность, передача общего через единичное .
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России) . Изображение любимого вида искусства.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др).
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа ( пластилин, бумага, картон , краски, ткань, природные материалы.) Осенние листья.
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Создание объемной композиции «Город на сказочной планете» Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Изготовление тростевых кукол.
Декоративно-прикладное искусство. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Иллюстрация к сказке.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Игрушки разных уголков России. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки. Изготовление игрушки.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Иллюстрация к стихотворению.
Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Рисунок весеннего пейзажа в смешанной технике.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Рисунок домашнего животного с натуры.
Скульптура. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Лепим животное по рисунку.
Азбука искусства. Как говорит искусство? (13 часов)
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Натюрморт яблоко и груша. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Коллективный проект «Это наша планета».
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями. Орнамент в национальных узорах Республики Татарстан. Закладка с орнаментом
Симметрия и асимметрия. Наблюдаем симметрию в природе и искусстве. Аппликация из бумаги «Лесная поляна».
Цвет. Смешение цветов. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Натюрморт из предметов.
Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Тон Эмоциональные возможности цвета. Передай свое настроение цветом.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Композиция « Зимние игры.»
Линия. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. «Композиция заколдованный лес».
Линия, штрих, пятно и художественный образ. Рисуем с помощью штриховки Создай коллективную композицию « На перемене»
Форма. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Пятно. Рисуем облака.
Объем. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Выполни аппликацию дерева, используя технику бумажной пластики.
Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Рисуем красоту весенней природы.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (10 часов)
Опыт художественно-творческой деятельности .Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Интерьер. Проект «Создай свой интерьер»
Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт) Рисунок предметов с натуры
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Изготавливаем праздничную маску.
Изготовление воздушного змея. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Работа по любимому произведению в любой технике.
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Экскурсия на природу. Рисование природы с натуры.
Родина моя — Россия. . Пейзажи родной природы. Рисуем золотую осень
Земля — наш общий дом. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран(А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, ). Рисуем свою улицу. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Архитектура в открытом пространстве . Проект детской площадки.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Жанр портрет. Рисунок человека с натуры.
3 класс
Раздел «Виды речевой деятельности»(9 часов)
Восприятие произведений искусства. Человек ,мир природы в реальной жизни : образ человека ,природы в искусстве. Восприятие и оценка шедевров национального ,российского и мирового искусства.
Рисунок. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение птиц :общие и характерные черты.
Живопись. Цвет-основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике.
Скульптура. Объём-основа языка скульптуры(работа с пластилином или глиной). Основные темы скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Образ человека в традиционной культуре .Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (переплетенье ветвей деревьев ,морозные узоры на стекле)
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»(8 часов)
Композиция. Роль контраста в композиции :низкое и высокое, большое и маленькое, толстое и тонкое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное. Композиционный центр(зрительный центр композиции.)
Цвет. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Линия, штрих, пятно и художественный образ(работа карандашом).
Форма. Природные формы. Трансформация форм. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве. Способы передачи объёма. Объём на плоскости. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Развитие умения определять выразительный язык художественного произведения, созвучный настроению, ритму природы.
Раздел «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?» (18 часов)
Земля-наш общий дом. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Постройки в природе : птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки (на выбор).
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров зарубежного искусства, изображающих природу .Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов-представителей разных культур, народов, стран( А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства.
Родина моя-Россия. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Восприятие произведений разных видов искусства. Выражение своего отношения к произведению при помощи рисунка.
Опыт художественно творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности (на протяжении учебного года). Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Национально – региональный компонент включён в содержании учебного предмета, реализация осуществляется при прохождении тем: «Человек ,мир природы в реальной жизни : образ человека ,природы в искусстве. Восприятие и оценка шедевров национального ,российского и мирового искусства.», «Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт».
4 классы
Восприятие произведений искусства(17часов)
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
-Рисунок. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
-Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
-Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
-Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
-Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в Татарстане (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?(11 часов)
-Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
-Цвет Основные и составные цвета. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета.
-Линия .Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного
-Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
- Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций
-Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.)
Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?(7часов)
-Земля- наш общий дом. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, национального костюма татарского народа.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества.
Искусство дарит людям красоту. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумаго-пластики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/24/picture-908726-1490365427.jpg)
Рабочая программа по математике "Начальная школа ХХI век" 4класс
Рабочая программа по математике "Начальная школа ХХI век" 4класс, 4 часа в неделю...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/26/picture-566266-1585241032.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа вежливости» 4класс
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазви...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/31/picture-1284218-1604149564.jpg)
Рабочие программы 1-2 класс Школа России. 4класс Планета Знаний. Планы уроков по предметам. Классные часы. Родительские собрания. Праздники.
Рабочие программы по предметам . УМК Школа России 1-2 класс. УМК Планета Знаний 4 класс. Программы ро внеурочной деятельности< Русский Фольклор>. Краткие планы уроков по русскому язы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-748231-1454522228.jpg)
Рабочая программа по русскому языку "Школа России",4класс
Рабочая программа по русскому языку для педагогов начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-748231-1454522228.jpg)
Рабочая программа по Литературному чтению "Школа России",4класс
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России",4класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-748231-1454522228.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России",4класс
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России",4класс...