Рабочая программа 1-4класса УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа (4 класс)

Давыдова Наталья Михайловна

Рабочая программа по учебным предметам  для 1-4 классов разработана на основе :

-федерального государственного образовательного стандарта общего  начального образования ( Министерства образованияи науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года "Об утверждении и внесении в действиефедерального государственного образоывательного стандарта общего начальногообразования ( с изменениями от 26.11.2010 №1241 от 22.09.2011 " №2357"

-основной образовательной программыНОО МБОУ "Высокогорская СОШ №1"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Рабочая программа 1-4 классы322.3 КБ

Предварительный просмотр:

       «Рассмотрено»

        Руководитель МО:

        ___________/Королева Н.Н./

       Протокол № ___1__

       от «_25_» _08_ 2017г

                                  «Согласовано»    

                        Заместитель директора по НО:

                           __________/Мустафина А.Н./

                          «_28_» __08_ 20_17_г.                            

                          «Утверждено»

                         Директор школы:

                   ___________ /Гильманова Е.С./

                   Приказ № 73-од от « 1 » _09   2017г.

Рабочая программа

учебного предмета

(уровень обучения - базовый)

_МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1» Республики Татарстан

наименование школы

Фомина Татьяна Владимировна, первая квалификационная категория

Ф.И.О., категория

изобразительное искусство  (1-4 класс)

предмет, класс и т.п.

                                                                                           

                                                              Срок реализации: 4 года                                                                             Принято на заседании

                                                                                                                                                                                             педагогического совета

                                                                                                                                                                            (Протокол № _1_ от «_29_»_08_2017г.)

2017 год

                                                     

Планируемые результаты изучения учебного предмета

       Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных, познавательных и коммуникативных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты обучения:

  • целостное, гармоничное развитие мира;
  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
  • умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
  • способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
  • способность различать звуки окружающего мира;
  • представление о том, что у каждого живого существа  свое жизненное пространство;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
  • умение доводить работу до конца;
  • способность предвидеть результат своей деятельности;
  • способность работать в коллективе;
  • способность работать индивидуально и в малых группах;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
  • адекватная оценка результатов своей деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:

  • постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
  • принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
  • умение проводить самостоятельные исследования;
  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение находить нужную информацию в Интернете;
  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
  • умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
  • умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
  • обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

Предметными результатами обучения являются:

  • сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
  • умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
  • способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
  • умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
  • умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
  • понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
  • умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов  в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства -словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
  • умение развивать предложенную сюжетную линию;
  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
  • а) донести свою позицию до собеседника;
  • б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  • Учиться согласованно работать в группе:
  • а) учиться планировать работу в группе;
  • б) учиться распределять работу между участниками проекта;
  • в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  • г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

К концу обучения ученик научится:

1 класс

Учащиеся 1класса должны:

знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников ;
  • сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

2 класс

Учащиеся 2 класса должны:

знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
  • основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
  • простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  • о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на  хроматические и ахроматические цвета;
  • начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  • начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
  • роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
  • о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.

уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
  • использовать навыки компоновки;
  • передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
  • применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
  • менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
  • лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
  • составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

3 класс

Учащиеся 3 класса должны

знать/понимать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
  • различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
  • знать  деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного искусства;
  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений;
  • названия наиболее крупных художественных музеев России;
  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

  • видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
  • выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
  • анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
  • пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры;
  • передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
  • применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

            владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной

4 класс

Учащиеся 4 класса должны:

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
  • простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
  • названия наиболее крупных художественных музеев России;
  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

            владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся МБОУ «ВСОШ №1»:

-будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

-начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

-сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

-появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

-установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

-овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

-смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

-научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

-получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

-смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Выпускник научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

-различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

-эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;

-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

-приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

-воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

-видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

Выпускник научится:

-создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

-использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

-различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

-создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

-использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России, Республики Татарстан.

Выпускник получит возможность научиться:

-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

-моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

-выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Выпускник научится:

-осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

-видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

-понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

-изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;

-изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

        

Содержание учебного предмета

1 класс

Виды художественной деятельности (15 часов)

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художники зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность. Понятия музея. Экспозиция.

Рисунок. Художник-график. Материалы для рисунка: карандаш, фломастер. Работа с палитрой и гуашевыми красками. Освоение работы кистью и палочкой, «кляксография». Изображение деревьев, животных: общие и характерные черты. Превращение кляксы в животное. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка

Живопись. Художник-живописец. Живописные материалы. Формирование представлений о происхождении искусства. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Художник-скульптор. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм)

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами  бумага, картон и создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Внутреннее архитектурное пространство и его украшение. Художник-архитектор.

Декоративно­ прикладное искусство. Художник-прикладник. Истоки декоративно­ прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­ прикладном искусстве. Разнообразие переплетение ветвей форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).Иллюстрация: рисунок в книге.

Азбука искусства. Как говорит искусство?(7 часов)

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.  Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Влияние формы предмета на представление о его характере.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (11 часов)

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений. Разница в изображении природы в разное время года, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт и родной природы. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­ прикладного искусства.

Родина моя — Россия.

Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­ прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Экскурсия в художественную  школу. (Экскурсия или просмотр видеофильма)

Опыт художественно­ творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­ прикладной и художественно­ конструкторской деятельности (на протяжении учебного года). Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­ прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели,  карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Национально – региональный компонент включён в содержании учебного предмета, реализация осуществляется при прохождении тем: Рисование осенних листьев различно формы. Придумать и нарисовать дом для любимого сказочного героя. Рисование картины «Моё лето»

2 класс

Виды художественной деятельности (12 часов)

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ. его условность, передача общего через единичное . 

Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России) . Изображение любимого вида искусства.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др).

Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа  (  пластилин, бумага, картон , краски, ткань, природные материалы.)   Осенние листья.

Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Создание объемной композиции «Город на сказочной планете» Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Изготовление тростевых кукол.

Декоративно-прикладное искусство.  Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Иллюстрация к сказке.

 Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Игрушки разных уголков России. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки. Изготовление игрушки.

Рисунок.  Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами.   Иллюстрация к стихотворению.

Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Рисунок весеннего пейзажа в смешанной технике.

Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Рисунок домашнего животного с натуры.

Скульптура. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Лепим животное по рисунку.

Азбука искусства. Как говорит искусство? (13 часов)

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Натюрморт яблоко и груша. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Коллективный проект «Это наша планета».

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями. Орнамент в национальных узорах Республики Татарстан. Закладка с орнаментом

 Симметрия и асимметрия. Наблюдаем симметрию в природе и искусстве. Аппликация из бумаги «Лесная поляна».

Цвет. Смешение цветов. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Натюрморт из предметов.

Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Тон Эмоциональные возможности цвета. Передай свое настроение цветом.

 Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Композиция « Зимние игры.»

Линия. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. «Композиция заколдованный лес».

 Линия, штрих, пятно и художественный образ. Рисуем с помощью штриховки Создай коллективную композицию « На перемене»

Форма. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Пятно. Рисуем облака.

Объем. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Выполни аппликацию  дерева, используя технику бумажной пластики.

Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Рисуем красоту весенней  природы.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (10 часов)

Опыт художественно-творческой деятельности .Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Интерьер. Проект «Создай свой интерьер»

 Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт) Рисунок предметов с натуры

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Изготавливаем праздничную маску.

Изготовление воздушного змея. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.  Работа по любимому произведению в любой технике.

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Экскурсия на природу. Рисование природы с натуры.

Родина моя — Россия. . Пейзажи родной природы.  Рисуем золотую осень

Земля — наш общий дом. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран(А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, ). Рисуем свою улицу. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Архитектура в открытом пространстве . Проект детской площадки.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Жанр портрет. Рисунок человека с натуры.

3 класс

Раздел «Виды речевой деятельности»(9 часов)

     Восприятие произведений искусства. Человек ,мир природы в реальной жизни : образ человека ,природы в искусстве. Восприятие и оценка шедевров национального ,российского и мирового искусства.

     Рисунок. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение птиц :общие и характерные черты.

     Живопись. Цвет-основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике.

     Скульптура. Объём-основа языка скульптуры(работа с пластилином или глиной). Основные темы скульптуры.

     Художественное конструирование и дизайн. Приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Образ человека в традиционной культуре .Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (переплетенье ветвей деревьев ,морозные узоры на стекле)

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»(8 часов)

      Композиция. Роль контраста в композиции :низкое и высокое, большое и маленькое, толстое и тонкое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное. Композиционный центр(зрительный центр композиции.)

    Цвет. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

    Линия. Линия, штрих, пятно и художественный образ(работа карандашом).

    Форма. Природные формы. Трансформация форм. Силуэт.

        Объём. Объём в пространстве. Способы передачи объёма. Объём на плоскости. Выразительность объёмных композиций.

        Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Развитие умения определять выразительный язык художественного произведения, созвучный настроению, ритму природы.

Раздел «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?» (18 часов)

          Земля-наш общий дом. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Постройки в природе : птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки (на выбор).

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров зарубежного искусства, изображающих природу .Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов-представителей разных культур, народов, стран( А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­ прикладного искусства.

            Родина моя-Россия. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­ прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Восприятие произведений разных видов искусства. Выражение своего отношения к произведению при помощи рисунка.

Опыт художественно­ творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­ прикладной и художественно­ конструкторской деятельности (на протяжении учебного года). Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­ прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели,  карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Национально – региональный компонент включён в содержании учебного предмета, реализация осуществляется при прохождении тем: «Человек ,мир природы в реальной жизни : образ человека ,природы в искусстве. Восприятие и оценка шедевров национального ,российского и мирового искусства.», «Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт».

4 классы

Восприятие произведений искусства(17часов)

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

-Рисунок. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

-Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.        

-Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

-Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

-Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в Татарстане (с учётом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?(11 часов)

-Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

-Цвет Основные и составные цвета. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета.

-Линия .Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного

-Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

- Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций

-Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.)

Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?(7часов)

-Земля- наш общий   дом. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы

Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, национального костюма татарского народа.

 Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества.

Искусство дарит людям красоту. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумаго-пластики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Начальная школа ХХI век" 4класс

Рабочая программа по математике "Начальная школа ХХI век" 4класс, 4 часа в неделю...

Рабочие программы 1-4класс "Школа россии"

Полный набор рабочих программ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа вежливости» 4класс

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазви...

Рабочие программы 1-2 класс Школа России. 4класс Планета Знаний. Планы уроков по предметам. Классные часы. Родительские собрания. Праздники.

Рабочие программы по предметам . УМК  Школа России 1-2 класс. УМК  Планета Знаний 4 класс. Программы ро внеурочной деятельности< Русский Фольклор>. Краткие планы уроков по русскому язы...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России",4класс

Рабочая программа  по русскому языку для педагогов начальной школы...

Рабочая программа по Литературному чтению "Школа России",4класс

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России",4класс...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России",4класс

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России",4класс...