ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (4 класс)

Сметанкина Ирина Викторовна

ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analitichka_3.1.1.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

«СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

В настоящее время чрезвычайно актуальной остается проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

         В настоящее время  существуют две  точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

             Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Выделяют следующие виды одарённости:

● одарённость в практической деятельности;

● одарённость в познавательной деятельности;

● одарённость в художественно-эстетической деятельности;

● одарённость в коммуникативной деятельности;

● одарённость в духовно-ценностной деятельности.

Ко мне  приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они  имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости начинается уже в начальный период обучения. Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности  школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из моих  главных задач. Поэтому выявление одарённых детей проводится с самого начала учебы в школе  на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно определение уровня способностей и их разнообразие у детей с целью дальнейшего развития.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка рассматривается как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы способствуют решению обозначенной задачи.

Для этой категории детей применяются следующие методы работы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проективный;

Формы работы:

- классно - урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

- дискуссия;

- игры.

Очень важны:

-предметные олимпиады;

-интеллектуальные марафоны;                                                                                                            

-различные конкурсы и викторины;

-словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике;

-ролевые игры;

-индивидуальные творческие задания.

           Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

● выявление одаренных детей;

● развитие творческих способностей на уроках;

● развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);

● создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Работу с одарёнными учащимися начинается  с диагностики одарённости.  Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение  их дальнейшего развития.

Для создания мотивации используются следующие приёмы:                                                            - рейтинг учащихся;                                                                                                

- «почётное место» в классе, в классном уголке;                                                  

- классные часы по самоопределению;                                                                  

- создание  портфолио с последующей презентацией.                                            

На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Основная задача–построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение так, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

         «Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Важно помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, внимание к одаренным детям органически  вписываться  в образ мира любого ребенка и является совершенно естественным.

При воспитании одаренного ребенка любопытство постепенно переростает в любовь к знаниям - «любознательность», а далее - в устойчивую «познавательную потребность». Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам.                                                                                                                                                

Учитывая психологические особенности одаренных детей, на уроках создается ситуация познавательного затруднения,  при которой младшие  школьники встают перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и умениями,  происходит  развитие мыслительных способностей.  

         Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых  знаний. Принимая участие в  конкурсах, олимпиадах, учащиеся имеют возможность  проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение  грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

Уроки окружающего мира  и занятия в кружках помогают максимально реализовать  дифференциацию обучения,  индивидуальный подход, применяя разные методы работы:  наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Большое внимание  уделяется  обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Уроки-исследования позволяют решать  серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.                                                      

Эффективным  является использование  на уроках следующих приемов  работы:

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.         

Прием «Привлекательная цель» или  «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Применение  дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.

Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются  творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.    

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

            Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Ёж», «Слон», «Молоток» и предметных олимпиадах. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся являются «стартом в науку».

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии успешно используются на все учебных предметах.

Все вышесказанное – это описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для  обучающихся, но и для педагога и родителей. Важно, что работа с одарёнными детьми  оживляет и поддерживает чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения образовательных задач.

   

Учитель начальных классов                                Сметанкина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...

Диагностика личностных качеств и учебной мотивации младших школьников.

Представлены методики для определения личностных качеств и учебной мотивации обучающихся....

Диагностика личностных качеств и учебной мотивации младших школьников

Диагностика личностных качеств и учебной мотивации младших школьников...

Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"

      По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....

Диагностика личностных качеств и учебной мотивации младших школьников

Диагностика личностных качеств и учебной мотивации младших школьников...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Статья- "УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ."

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...