Педагогические образовательные технологии
учебно-методический материал
Технология уровневой дифференциации
Проектно-исследовательская технология
Информационно-коммуникативная технология
Технология развития критического мышления
Технология активных методов обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология коллективных творческих дел
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_tehnologii.docx | 567.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование образовательных технологий
(из опыта работы учителя начальных классов Дроздова Е.С.)
Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Это во многом зависит от того, кто встретит ребёнка, кто будет первым.
Первый учитель! Как много он значит в жизни каждого из нас! Сколько тревог и волнений перед первым сентября! Как ждут этого дня первоклассники! Какие надежды возлагают дети и взрослые на школу! И задача учителя оправдать эти надежды.
Учитель начальных классов – профессия особая, в чём-то даже уникальная, уж очень большие цели и задачи перед ним стоят. Это единственный специалист-педагог в школе, преподающий не одну-две смежные дисциплины, а владеющий знаниями и методиками преподавания всего спектра учебных предметов. Нужно много сил и терпения для того, чтобы научить читать, считать, писать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам маленьких детей. Поэтому считаю ,что любовь к детям определяющее качество этой специальности.
В моей работе главным стимулом являются радостные глаза учеников, а девизом служат строки Кемпбелл: «Каждый ребёнок- это сосуд, который нужно наполнить любовью. Ребёнок жаждет любви. Чаще всего дети совершают проступки, когда сосуд любви пуст».
Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться,
Дайте в рост ему подняться,
Дайте детству состояться!
Как правило, все дети с большим желанием идут в школу. Им всё интересно, они всегда хотят отвечать, их руки постоянно тянутся вверх. Они даже обижаются, когда их не спрашивают. Как надолго удержать в них это чувство радости, удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать его устойчивое внимание к уроку не заставляя силой, с помощью каких средств, методов сделать обучение увлекательным, развивающим, создать благоприятные условия для развития его личности? Это проблема, которую я стараюсь решать в процессе своей работе в рамках традиционной системы обучения. Убеждена, что принуждению не должно быть места в школе, не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребёнка к новой системе взаимоотношения учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Учёба – это серьёзный труд и надо сделать этот труд занимательным. Не наполнять детей знаниями, а «зажигать», ставить школьника в позицию человека, совершенствующего самого себя. Задача учителя сделать всё, чтобы интерес к учёбе из года в год не падал, а возрастал.
Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе – вот задача современного творчески работающего учителя. И я стараюсь идти в ногу со временем.
В своей работе использую следующие образовательные технологии.
Технология уровневой дифференциации
Проектно-исследовательская технология
Информационно-коммуникативная технология
Технология развития критического мышления
Технология активных методов обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология коллективных творческих дел
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. Данные технологии обучения вносят разнообразие в работу, пробуждают любознательность. Осуществляя анализ, синтез, сравнение, обобщение, устанавливая причинно-следственные связи, ученики овладевают различными формами рассуждений, доказательств, умением пользоваться своими знаниями, а на основе этого у них формируется умение комбинировать новые способы действий, что является важной стороной самостоятельности творческого и логического мышления.
Технология уровневой дифференциации.
Главная педагогическая установка уровневой дифференциации обучения – формирование положительной мотивации у школьников. При уровневой дифференциации перед учащимися, занимающимися в одном классе, ставятся разные требования к овладению учебным материалом. При этом определяется опорный уровень подготовки, задаваемый стандартами, и на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Уровневая дифференциация – это технология обучения в одном классе детей разных способностей. При подготовке к уроку, я заранее планирую все виды дифференцированного воздействия, подбираю задания, продумываю формы помощи для каждой группы учащихся. Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учеников, в том числе, и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, создает положительную мотивацию к учению. Дифференцированный подход осуществляю на определенных этапах урока. Так, на этапе введения нового понятия, свойства, работаю со всем классом, без деления его на группы. Но после того как несколько упражнений выполнено на доске, ученики приступают к дифференцированной работе. Для этого имею и постоянно пополняю свою методическую копилку различным дидактическим материалом, содержащим разноуровневые задания. Важное значение, считаю, имеет и то, как преподнести ученикам эти задания, как заинтересовать их и получить наивысший результат. Поэтому использую для проведения таких уроков различные нестандартные виды работ.
Например, игра «Поле чудес» для выполнения самостоятельной работы на уроках математики. Проводится эта работа так, ученики в тетради чертят табло на столько клеточек, сколько заданий предлагаю выполнить. На доске заранее ответы, закодированные буквами. Выполняя задания, ученики проверяют верно ли они выполнили задания, если верно, то в таблице ответов найдут его и впишут букву в ту клеточку, каким номером является задание. В результате получается высказывание, которое носит воспитательный характер, например, «Ученье – свет, а неученье - тьма», «Чтение - лучшее учение» и т. д. Или на интегрированном уроке математики и музыки предлагаю детям определить тему урока, расшифровав при помощи алфавита шифровку, при этом дети имеющие затруднения могут пользоваться алфавитом.
Данная технология обучения предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня заданий. Использую в работе следующие уровни дифференциации (знаковый, буквенный, цифровой).
Три уровня дифференцированных заданий
«С» | «В» | «А» |
1 уровень сложности | 2 уровень сложности | 3 уровень сложности |
это базовый стандарт. Ученик овладевает базовым уровнем | обеспечивает овладение учащимися теми приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют материал 1 уровня, показывают применение понятий | предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, дает развивающие сведения, углубляет материал его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения |
В качестве примера приведу работу проверки домашнего задания по русскому языку по теме: “Имя прилагательное”. Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся 3 классов.
«С» | «В» | «А» |
Дано предложение. 1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи. 2. Разбери имя прилагательное по алгоритму. | 1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме. 2. Разбери имя прилагательное , как часть речи . | Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме . |
Или работая над стихотворным произведением по литературному чтению:
«С» | «В» | «А» |
придумать продолжение, или сочинить четверостишия по заданным рифмам. | выучить наизусть | выразительно прочитать |
Для работы на уроках обобщения знаний предлагаю задания «Найди ошибку». В зависимости от наличия учебного времени, предлагаю два варианта работы с заданиями «Найди ошибку»: либо просто указать номера неверных примеров (результатов действий, терминов, определений, утверждений) на уроках математики, либо найти ошибку и исправить ее на уроках русского языка. Карточки с заданиями предлагаю как для индивидуальной работы некоторым учащимся, так и всему классу одновременно. В таком случае устраиваем соревнование на звание самого внимательного, самого грамотного и т.д. Выполняя такие задания, дети учатся самоконтролю, развивают математическое мышление, орфографическая зоркость и т.д.
Приведу несколько примеров, как я дифференцирую то или иное задание, например, на уроках русского языка. Я предлагаю детям составить предложение на тему:
а) одним – дописать предложения; б) другим – ответить на вопросы; в) третьим – выписать предложения к теме из указанного отрывка.
Работая со словарём, даю задание – выучить словарные слова. Подхожу дифференцированно, опять же учитывая особенности отдельных учащихся и проверяя, предлагаю: а) одним – записать слова на определённые темы; б) другим – подписать картинки; в) третьим – вспомнить и записать изучаемые словарные слова.
На уроках математики часто я использую работу в парах, группах (экипажах) по 4-5 человек. Это даёт очень хороший результат. Дети учатся слышать друг друга. Учащемуся приходится говорить самому так, чтобы быть услышанным. Приходится считаться с мнением товарища; уметь спорить и приходить к общему решению; уметь доброжелательно высказать свое мнение и выслушать мнение товарища. Дети заполняют таблицы групповой, парной работы. Они видят свои результаты индивидуально, в командах, парах. У них появляется необъяснимый интерес и желание познавать мир математики дальше.
На уроках чтения мы много рисуем. Это помогает лучше усвоить произведение, понять характер героя, его настроение, увидеть красоту природы. По прочитанным произведениям составляем диафильмы, инсценируем сказки, рассказы, басни. Причем каждый из детей имеет возможность сыграть ту или иную роль.
На уроках окружающего мира учащимся нравится такая форма самостоятельной работы, при которой могут проявиться их творческие способности – это написание докладов, сообщений, рефератов, обращение от чьего-нибудь имени (растений, животных). Составление вопросов к викторинам, тестам, составление планов статей, работа над справочным материалом. Даю возможность проявить учащимся свою самостоятельность в анализе учебного материала.
Технология уровневой дифференциации не панацея от всех проблем, но очень многие вопросы обучения, развития детей она просто снимает. Она подтягивает и дисциплинирует всех, повышает ответственность за результаты своего труда, сильным дает возможность выйти на более высокий уровень, а слабым – обладать необходимой базой знаний, умений и навыков; способствует более прочному усвоению знаний, повышению грамотности учащихся.
Проектно-исследовательская технология
Технология - метода проектов, так как тема самообразования: «Развитие творческих способностей младших школьников через их включение в технологию проектной и исследовательской деятельности». Решаемые задачи: использование технологии проектной деятельности с целью формирования универсальных учебных действий; внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся; создание наиболее благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей. Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют мне уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы. Я считаю, что суть проектов заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта в урочной и внеурочной деятельности. Используемый метод проектов позволил мне приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сблизило школьное образование с жизнью, сделало процесс обучения активным и личностно значимым. Результатом работы в этом направлении является участие детей в творческих конкурсах разного уровня, становление их призёрами этих мероприятий.
Технология активных методов обучения
Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Именно такую организацию предполагает технология АМО, основанная на использовании активных методов обучения.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.
Методы организации начала урока ставят своей целью: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности. Использую такие методы «Поздоровайся глазами», «Подари улыбку»,«Добро в ладошках», «Слова пожеланий» и другие.
Активные методы выяснение целей, ожиданий и опасений позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно - ориентированного подхода к обучающимся. Используются такие методы как:
«Дерево ожиданий»,«Фруктовый сад»,«Солнышко и туча» и др.
АМ организации самостоятельной работы над темой.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Таких как «Инсерт»,«Синквейн», «Ладошка» и др. "Инсерт" или «Пометки на полях», он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.
+ знаю
- не знаю
? хочу узнать подробнее
! узнал новое
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Метод «Синквейн»
Метод «Ладошка»
Также на уроках не забываю о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
Можно использовать любые игры и упражнения, способствующие развитию
самоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление.
Для подведения итогов урока использую такие активные методы как: «Мудрый совет», «Все у меня в руках!», «Острова», «Комплименты», «Мишень», «Гномы». Эти методы помогают мне эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, способствует формированию ключевых компетентностей ученика.
Здоровьесберегающие технологии
Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах здоровьесбережения. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся мне помогают здоровьесберегающие технологии. Как учитель, на уроках создаю условия для сохранения здоровья, формирования у обучающихся необходимых знаний и навыков по здоровому образу жизни, умения использовать полученные знания в повседневной жизни.
В урочное и внеурочное время:
- соблюдаю требования САНПиНа;
- создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
- чётко организую учебный труд для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная– двигательная;
- использую динамические паузы, минутки здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки).
Физкультминутки выбираю в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику. Также провожу тематические беседы по здоровому образу жизни на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности», «Режим дня» и др.
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, даёт хорошие результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу.
Информационно-коммуникативные технологии.
В своей работе использую информационно-коммуникативные технологии. Использование ИКТ на уроках и во внеурочное время позволяет мне :
- сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счѐт богатства мультимедийных возможностей;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;
- индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение обучающимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
- раскрепостить обучающихся при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты без отрицательной эмоциональной окраски в случае неправильного ответа;
- совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку обучающиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
- организовать учебно-исследовательскую, проектную деятельность обучающихся (например, проекты «Вес портфеля», «Выращивание картофеля» и др.);
С помощью компьютера учу детей создавать небольшие тексты, создавать рисунки и презентации. Также дети готовят сообщения к урокам литературного чтения и окружающего мира.
Замечено, что обучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные обучающиеся с огромным желанием включаются в работу.
К результативности использования ИКТ технологий можно отнести:
• рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
• повышение уровня использования наглядности на уроке;
• повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
• качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
• рост качества знаний.
Технология развития критического мышления
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Умение добывать в море информации – нужную, подходить к информации критически, структурировать информацию, фиксировать ее различными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной, переводить ее в словесную форму; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, доказывать – это познавательные универсальные учебные действия, которые успешно могут быть сформированы при использовании ТРКМ. В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.
Задача первой фазы урока – не только активизировать, заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знании, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов, предположения учащихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.
На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией. Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку. Методы и приемы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным.
На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. В ТРКМ применяются следующие методы и приемы: кластер, синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и неверные утверждения, фишбоун (рыбья кость), понятийное колесо, таблица толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», и другие .
Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Технология коллективных творческих дел одна из форм воспитательной работы, которая помогла мне развить в моих воспитанниках нравственные ценности. В процессе КТД ребята приобрели навыки общения, научились работать, делить успех и ответственность с другими, узнали друг о друге много нового и приобрели друзей. Во время планирования и организации коллективных творческих дел, дети приобрели большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа коллективного творческого дела. Коллективные творческие дела обеспечили широкую внеурочную занятость детей. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождают добрые чувства, сопереживание всех всем. Традиционными стали организация и проведение коллективных творческих дел таких как: День Знаний, "Осенины", «Приключения у новогодней ёлки», Смотр строя и песни, «Парад профессий» и многое другое. Коллективные творческие дела помогли мне научить моих воспитанников: планировать деятельность; высказывать и отстаивать своё мнение; уважительно относиться к мнениям товарищей; проявлять самостоятельность; творить добрые дела на радость другим; уважать и понимать друг друга. В целом КТД положительно повлияли на нравственное развитие каждого участника этих дел и позволили развить и укрепить наш классный коллектив.
Использование современных технологий, диагностическая работа, организация воспитательной работы класса способствовали повышению качества предметных результатов, в основе которых лежит мотивация, развитие творческих способностей младших школьников
https://nsportal.ru/node/5116073
https://nsportal.ru/node/5097492
https://nsportal.ru/node/5097495
https://nsportal.ru/node/5097490
https://nsportal.ru/node/5097485
https://nsportal.ru/node/4568818
https://nsportal.ru/node/4568802
https://nsportal.ru/node/2361299
https://nsportal.ru/node/2361270
https://nsportal.ru/node/2361290
https://nsportal.ru/node/2361208
https://nsportal.ru/node/2361197
https://nsportal.ru/node/2359532
https://nsportal.ru/node/2359518
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт учителя начальных классов об использовании современных психолого-педагогических образовательных технологий.
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов специаль...
Педагогические образовательные технологии, используемые на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерс...
Использование педагогических образовательных технологий.
При планировании своей работы я стараюсь подобрать элементы тех современных педагогических технологий, при использовании которых можно компенсировать имеющиеся дефекты у обучающихся с интеллекту...
Доклад по теме Современные педагогические (образовательные) технологии.
Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе. Каждому уч...
презентация "Современные педагогические (образовательные) технологии"
Данная презентация дает представление о истории появления педагогических технологий, их сущности. Представлена полная классификация технологий по Г.Селевко...
Современные педагогические образовательные технологии в начальной школе
Использование современных педагогических технологий является одним из факторов повышения качества начального образования....
Педагогические / образовательные технологии
Современные образовательные технологии.Уроки...