Применение инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе
статья (4 класс)

В настоящее время в начальной школе на уроках  и внеурочной деятельности активно внедряется технология развития критического мышления.

Базовая модель технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. 

В своей практике я использую прием «Тонкие и толстые вопросы», игровой прием «Берем интервью у героя». обучающую структуру «Карту согласия», структуру КОНЭРС (Corners) – «углы», «РАФТ» (в переводе raft – «плот»). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья21.4 КБ

Предварительный просмотр:

З.С. Шаймарданова

 г. Менделеевск, 

МБОУ «СОШ №3»

учитель начальных классов

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                                      «Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.»

Конфуций

В настоящее время в начальной школе на уроках  и внеурочной деятельности активно внедряется технология развития критического мышления.

Базовая модель технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме детям, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего им понадобятся полученные знания, и как они смогут их применить.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Используемые приёмы и стратегии технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов: сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

В своей практике я использую прием «Тонкие и толстые вопросы». Он используется на стадии осмысления содержания, прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. Я  на уроке использую таблицу «тонких» и «толстых» вопросов, она выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа. Например, на уроке литературного чтения при работе с текстом В.А.Осеевой «Почему?» дети предложили следующие  вопросы: Как звали собаку? Кто разбил чашку? Как поступила мама с собакой? Дайте объяснение, почему мальчик сказал неправду? Предположите, что будет, если мальчик не сознался бы в содеянном?

Детям очень понравился игровой прием «Берем интервью у героя». После прочтения книги учащиеся берут интервью друг у друга. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа. Например, Вопрос мальчику. Ты очень испугался, когда разбилась чашка? Вопрос маме. Какие чувства вы испытали, увидев осколки разбитой чашки? Вопрос мальчику. Почему ты сразу не рассказал маме правду? Вопрос Буму. Когда тебя вывели во двор ты обрадовался?

На уроках окружающего мира применяю обучающую структуру «Карту согласия», которая развивает навыки принятия командного решения из максимального количество идей по теме на своей части листа. Партнеры по очереди обмениваются своими идеями. Если вся команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»), один ученик записывает эту идею в центральный квадрат. Дети продолжают до тех пор, пока все не поделятся своими идеями. Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды. Например, по теме «Реки и озера» была поставлена проблема «Что же делать, чтобы сохранить реки и озера?».  Дети предложили: надо строить очистные сооружения; перевозку грузов осуществлять не по реке, а по железной дороге; научиться использовать солнечную энергию, энергию ветров.

Структуру КОНЭРС (Corners) – «углы» - обучающая структура, в которой учащиеся распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. Например, на внеклассном мероприятии по теме «Знай правила движения, как таблицу умножения» ребятам было предложено отправиться в путешествие до Казани на транспорте: самолете, автомобиле, теплоходе, поезде. Приняв решение, дети прошли в тот угол, где был указан данный вид транспорта, и каждый ребенок поделился мнением, почему он выбрал именно этот вид транспорта.

Структуру «РАФТ» (в переводе raft – «плот»). Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). (описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа) – это более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории, формы выполнения и темы задания, определенные учителем. Например, на уроке окружающего мира по теме «Россия – Родина моя» работая в команде, дети получили задание нарисовать плакат, на котором показать свою любовь к Родине, к своему краю. Подготовить защиту своего плаката.

Преимущества ТРКМ:

  • работа в паре и в малой группе значительно расширяет словарный запас детей; совместная работа способствует лучшему пониманию текста;
  • есть возможность повторения, усвоения материала; усиливается диалог по поводу смысла текста; вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту; в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль; обостряется любознательность, наблюдательность;
  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: ученики учатся слушать друг друга; предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, повысить самооценку;

Литература

Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2004. — 175 с.

Столбунова, С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо/ С.В. Столбунова// Русский язык. Прил. к газете «Первое сентября». — 2005. — № 18. — С. 5-11; № 19. — С.10-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные педагогические технологии на уроках в начальной школе.

В данной заметке рассказывается об использовании инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе....

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе

Методические рекомендации по использованию педагогических технологий на уроках в начальной школе...

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе

В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями....

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в целях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Методика обучения - это свод правил, примеров и средств, с помощью которых, многолетний опыт передается от одного поколения другому и формирует новый опыт жизнедеятельности людей.Среди основных побуди...