статья "тест как эффективная форма контроля"
статья

Пешехонова  Людмила  Борисовна

статья и презентация по теме "тест как эффективная форма контроля"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тесты как эффективная форма контроля

качества знаний.

Изменения, которые происходят в обществе в настоящее время, нашли свое отражение и в школе. Сегодня как никогда остро встала проблема качества образования. Под качеством образования понимают достижение таких результатов, которые обеспечат обучаемым возможность самостоятельного решения их проблем в различных сферах деятельности в современных условиях.

О качестве образования говорится  во многих нормативных документах, в частности  в   «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»,  в региональной и городской программах развития образования, в методическом письме «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98.

  А введение стандартов предъявляет также определенные требования к эффективным формам контроля  и оценки качеств знаний, т. е. к проверке результатов обучения.

Контроль знаний, умений и навыков является важным звеном учебного процесса. От его организации во многом зависит результат обучения. В процессе контроля выявляются как достоинства, так и недостатки знаний и  умений учащихся, что позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы обучения.

Кому же нужны оценка и контроль? (Ученику, учителю, администрации, управленцам)

В современной педагогике выделяют несколько видов контроля результатов обучения: текущий контроль, тематический и итоговый.

  • Текущий контроль – проводится на первых этапах обучения, когда ещё трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Используя этот вид контроля, учитель своевременно корректирует свою деятельность, вносит изменения в планирование и предупреждает неуспеваемость.

  • Тематический контроль – проверяет усвоение программного материала по каждой крупной теме курса.

  • Итоговый контроль – проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток учебного времени: четверть, полугодие, год.

При организации различных видов контроля результатов обучения, учитель может использовать в своей практике как устный опрос (учебный диалог,   монологический ответ), так и письменный опрос (самостоятельная работа, контрольная работа, графическая работа,  тестовые задания).

Наряду с традиционной системой контроля за результатами обучения, сегодня широкое распространение получает система контроля с использованием тестовых технологий.

Тесты занимают уникальную нишу в средствах педагогической диагностики и мониторинга качества образования вследствие своей высокой объективности, надежности и процедурной динамичности.

Технология создания тестов и тестовых заданий рассмотрена такими авторами,

как: К. Ингенкампом, В.П. Беспалько, А.Н. Майоровым, Н. Гронлундом, С.Е. Шишовым, В.А. Кальней и др.

         В переводе с английского тест означает пробу, испытание. На языке науки тестирование – это исследовательский метод, в основе создания и использования которого лежат определенные правила.

Тест – задания стандартной формы, по результатам выполнения которых можно судить о: психофизиологических и личностных характеристиках, о знаниях, умениях, навыках испытуемого. Тесты – это не только инструмент контроля. Задания такого типа способствуют развитию умений обобщать знания, чётко формулировать ответ. Тесты совершенствуют умения применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В работе с тестами совершенствуется память, внимание, развивается стремление к улучшению результата, самоконтролю.

Любая тестовая методика представляет собой совокупность тестовых заданий, объединенных определенной целью. Тестовые задания предусматривают определённый ответ, или ответы. Учитель сможет на уроках, используя тестовые задания, провести фронтальный опрос учеников, превратив сам процесс в увлекательную и познавательную игру.

Функции тестов.

  1. Социальная (проявляется в требованиях, которые предъявляет общество к уровню подготовки учащихся; определяется соответствие достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартам)
  2. Образовательная (состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышение их качества (точность, полнота, осознанность, отсутствие пробелов, ошибок)
  3. Воспитательная (заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей)
  4. Развивающая (направлена на развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность)
  5. Контролирующая (позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала)
  6. Творческого роста учителя (тесты дают учителю возможность выявить достижения, недостатки и ошибки в его педагогической деятельности)

По определению В.Г.Максимова, педагогический тест это «система заданий специфической формы, определённого содержания, возрастающей трудности. Система, которая  создаётся с целью объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся».

Что будем понимать под системой?

Система – означает, что в тесте собраны только такие задания, которые обладают системообразующими свойствами:

  • Общая принадлежность к одной и той же учебной дисциплине
  • Определение места тестирования в системе обучения
  • Определённая структура теста
  • Соотношение параметров (время, количество заданий, вариативность ответов)

Определённое содержание -  предполагает включение в тест только такого контрольного материала, содержание которого находится в соответствии с содержанием учебного материала (опора на стандарты, на образовательный минимум по предмету)

Любые тесты, используемые в практике, должны максимально отвечать требованиям, которые предъявляются к измерительным средствам:

Объективность – задания составляются так, чтобы не возникало разночтений, и результаты не отражали мнение проверяющих.

Надёжность – результаты повторяются при повторной проверке; учащиеся разделяются по уровню усвоения материала.

Валидность – проверить то, что должно быть проверено; никаких других знаний, кроме проверяемых; задания охватывают все части темы.

Эффективность – за короткий срок проверяется наиболее возможное количество информации; выполнение и оценивание не занимает больше времени, чем обычно.

Приемлемость – все участники процесса воспринимают тестирование адекватно его значимости (ученики, учителя, родители, администрация).

                           

Классификация тестов.

   

1.  По процедуре – стандартизированные тесты (созданы на основе уже полученных статистик и соответствуют правилам теста (измерителя)    и нестандартизированные (то, что делают учителя для своей работы).

2. По назначению             общедиагностические,  профпригодности,  

                                           спец. способностей (технических, музыкальных и т. п.)

3. По ориентации            на скорость (с ограничением времени)

                                            на мощность (по глубине усвоения)

                                            смешанные

4. По средствам              бланковые, предметные, аппаратурные (медицина)

                                            практические (лабораторные)

5.По числу обследуемых   индивидуальные и  групповые

6.По форме ответа        письменные и устные

В нашей статье мы будем говорить о тестах учебных достижений, т.е системе педагогических тестовых заданий.

Педагогическое задание – это ситуация предполагающая деятельность заранее спрогнозированную педагогом. А тестовое задание – это задание, отвечающее определённым правилам и критериям качества измерителя.

Тесты учебных достижений можно разделить на суммативные тесты и формативные тесты.

1.Суммативный тест

  • Итоговый тест (за курс обучения: 6кл., 7кл., по теме)
  • Рубежный тест (за курс нач. школы, осн. шк., средней школы)

 2. Формативный тест – проверяет незавершённую часть учебного материала,

                                               но логически законченную

  • Базовый
  • Диагностический

Исходной единицей теста является тестовое задание, которое может быть закрытым (предполагает один вариант ответа) и открытым (включает в себя задания со свободно сконструированным ответом).

Рассмотрим плюсы и минусы открытых и закрытых заданий: (таблица №1)

                                    Закрытые   задания  (З.з)      

                   « + »

                        « - »

  • быстрота выполнения
  • быстрота проверки
  • объективность

  • возможность угадывания
  • не проверить логику
  • исключается частично – верный ответ

                                 Открытые    задания    (О.з)

  • проверяют логику
  • исключают угадывание
  • вариативность решений
  • возможность частично – правильных ответов
  • время на выполнение
  • время на проверку
  • субъективность проверки

                                                                                  Таблица № 1.

I.  Закрытые задания.

Закрытые задания можно классифицировать:

  • по порядку выполнения,
  • по способу решения  
  • по типу альтернатив.

  1. По порядку выполнения

   

прямые задания – предполагают первоначально выполнение действия с

последующим выбором ответов из предложенных  альтернатив.

                               

  • Укажи, какую букву нужно вставить в слово: п…тачок.             А – я

                                                                                                                             Б – е

                                                                                                                             В – и 

Обратные задания – предполагают изучение альтернатив с последующим

совершением действия.  

 

  • Найди слово, в котором на месте пропуска пишется ь    А – глуш…

                                                                                                     Б – девоч…ка

                                                                                                     В – крепыш…

                                                                                                                Г – молоч…ник

2. По способу решения

задания – вопросы (верно – неверно)

  • Выбери правильное высказывание

А – запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом   а

Б - запятая  ставится, если однородные члены соединены союзом   и

В - запятая  ставится, если однородные члены соединены союзом   но

  • Длина коробки 8 см, ширина 6 см. Какое расстояние проползёт божья коровка по краю коробки обойдя её 3 раза

                                     А – 144 см

                                     Б – 84 см

                                     В – 42 см

                                     Г – 28 см

Задания на установление соответствия – эти задания предполагают установление соответствия между двумя группами элементов

  • Дана схема предложения. Необходимо подобрать предложение к данной схеме (предлагается 3 – 4 предложения).

Задания на дополнение – предполагают завершение фразы в предложении

  • Площадь квадрата 9кв.см. Длина его стороны

                                       А – 3

                                       Б – 3 см

                                       В – 4,5см

  • Имя существительное – это часть речи, которая обозначает…

                                       А – признак предмета

                                       Б – действие предмета

                                       В – предмет, явление

Задания на восстановление последовательности –

                             - исторических событий

                             - технологических действий, событий

                             - различных процессов, стадий развития

                         - умственных действий

  • Восстанови последовательность алгоритма деления на двузначное число

          1. найди остаток (если есть)

          2. определить количество цифр в частном

          3. найди первое неполное делимое

          4. найди цифры в каждом разряде частного

                                            А – 2-3-4-1

                                            Б – 3-2-4-1

                                            В – 3-4-1-2                                            

3. Задания по типу альтернатив.

Однородно – разнородные

                               

Однородные один род, вид, сторона, грань одного явления.

  • Выбери единицу измерения площади

                   А – км

                   Б – км/ч

                   В – кв.км

    Разнородные – утверждения в альтернативах принадлежат разным частям

                               учебного материала.

  • НЕ со словами пишется слитно

(прич.) ещё (не)законченная книга

(прилаг.) ничуть (не)интересный фильм

(сущ.) (не)внимательность на уроке

(глаг.)решение (не)принято

          А – 1-2-3

           Б – 1-3-4  и т.д.

Сложные -  на группу, на цепочку, на противопоставление

  • Выбери ряд существительных того же склонения, что и слово горечь

                                       А – течь, меч

                                       Б – роль, дичь

                                       В – дождь, конь

II. Открытые задания.

Для открытых заданий  можно предложить как отдельные задания, так и задания на основе подобранного текста.

На установление соответствия

  • Составь пары «Слово – часть речи».

             Сущ.                 походный

             Глаг.                 походка

             Прилаг.             ходить

             Нареч.               ход

                                                      ходок

На классификацию

  • Сгруппируйте по разным признакам слова

                     белый, белизна, побелить, бел, белок

На завершение – вставить только одно слово, чтобы завершить мысль.

С коротким ответом – 1-2 словосочетания или 1-2 короткие фразы.

С полным ответом – задание предполагает последовательно – логичное  изложение.

                        Уровни усвоения учебного материала.

       

             Уровни пользования знаниями - вот, что должно быть оценено и введено в ранг основных показателей обучения. Уровень знаний в значительной степени зависит от личных усилий учащихся и способностей учащихся, в то время как структура знаний заметно зависит от правил организации учебного процесса, индивидуализации обучения,  уровня педагогического мастерства, объективности контроля.

 Всю возможную структуру деятельности человека можно представить в виде четырёх последовательных уровней усвоения: репродуктивный, алгоритмический, эвристический и творческий.

В зависимости от этих уровней, задания в тестах можно разделить на 4 группы.

Репродуктивный уровень – простое воспроизведение информации.

Это задания    1 уровня, которые начинаются со слов:     выбери…, продолжи фразу…

Алгоритмический уровень – воспроизведение способа действия (решение типовых задач, применение известного правила, алгоритма в знакомой ситуации.)

Это задания 2 уровня, типовые двухшаговые задания (вспомнил правило и затем применил его).

Эвристический уровень – ученик сам конструирует из известных алгоритмов новые алгоритмы, но в стандартной ситуации. Это задания 3 уровня. Трёхшаговые и более задания: объясните…, заметь закономерность и заполни ряд…

Творческий уровень  – ученик сам конструирует абсолютно новые способы действия. Это задания 4 уровня, которые начинаются со слов: исследуйте, объедините по …признаку, сравните (признак не указан).

Сколько заданий каждого уровня должно быть в тесте?

                   1уровень –15% - 20%                60% на репродуктивный вид деятельности

                   2уровень – 40% - 45%              

                 

                   3уровень – 20% - 25%

                   4уровень – 5% - 10%     (1-2 задания, не больше)    

Число заданий по каждой изученной теме должно быть пропорционально времени потраченному на его изучение. (С учётом значимости!!!). Для итогового теста:  закрытых заданий должно быть в 2 раза больше, чем открытых. Наиболее надёжный тест включает в себя от 16 до 24 заданий.

Например:    Если в тесте 22 задания (2части составляют З.з.+1часть составляют   О.з .= 3части;    22:3=7заданий – на 1 часть).

Значит:                         З.з. – 15шт.            

                                       О.з. – 7шт.                            

                                                                                                                                                               

  1ур. – 4-5 заданий    (20% от 22заданий)                                        разделить на закрытые и

  2ур. – 9-10 заданий  (40% от 22заданий)                                       открытые задания,

           3ур.-5-6заданий                                                                используя соотношение 2:1

  4ур. – 1-2 задания

Общие характеристики тестов школьной успеваемости (таблица № 2)

Тест

Базовый

Диагностический

Итоговый

Цель

Выявление усвое-

ния ключевых

понятий

Выявление пробелов (кто что усвоил, оцен-

ки не выставляются)

Выявление уровня усвоения, ставится оценка.

Место в учебном процессе

Начало изучения.

Середина изучения, после закрепления, во время подготовки к контрольной работе.

Конец изучения темы.

Структура

1) З.з 1 уровня

2) З.з 2 уровня

3) О.з. 1уровня

4) О.з. 2 уровня

(Может так же состо-

ять только из З.з 1 и 2 уровня или только из О.з. 1 и 2 ур.)

Состоит из заданий, которые расположены по возрастанию уровня трудности.

1) З.з. 1ур.

2) З.з. 2 ур.

3) З.з. 3 ур.

4) З.з. 2ур.

5) З.з. 1 ур.

6) О.з. 2 ур.

7) О.з. 3 ур.

8) О.з. 4 ур.

9) О.з. 3 ур.

10) О.з. 2 ур.

(Первые два задания должны быть самые простые для создания ситуации успеха у учащегося).

Число заданий

    10 – 16

    16 - 18

    24 - 42

Время выполнения теста

8 – 15 мин

    20 – 30 мин

    20 – 30 мин

Балл за 1 задание

1б. – за задание1ур.

2б. – за задание2ур.

по числу шагов (за каждый шаг – 1 балл).

(Только мышь роет норку, прячется от лисы.

Задание: выпиши сущест-

вительные, определи скло-

нение и падеж.

Выписал 3 сущ. – 3 б.

Верно определил скл.–3 б.

Определил падеж – 3б.

Итого – 9 б. за задание)

За З.з. по 2 балла за каждое, за О.з. по числу шагов.

Число баллов за З.з. меньше, чем число баллов за О.з. на 2 – 6 (оптимально на 4).

Норма проходного балла в %

от max.

    60% - 80%

не оценивается или по договорённости с уче-

ником (если хочешь, то я могу поставить тебе оценку).

 

в зависимости от трудности теста и стандартного отклонения.

                                                                                                                   Таблица № 2.

 

Чтобы подсчитать  коэффициент усвоения учебного материала отдельного ученика, необходимо  число баллов, набранных этим учащимся за весь тест разделить  на   max. балл за тест. Если К > 0,7   - учащийся готов к самостоятельной дальнейшей работе по данной теме без помощи учителя (будет делать ошибки, но сам(!) сможет исправить).

Также можно подсчитать K усвоения всего класса по любому отдельному заданию. Для этого необходимо количество учащихся верно выполнивших это задание разделить на количество учащихся выполнявших задание. Если K усвоения от:

1,0 – 0,8  оптимальный уровень усвоения

0,79 – 0,65 допустимый уровень

0,64 – 0,51  критический уровень

0,5 – и ниже  недопустимый уровень

Рассмотренные выше положения послужили опорой для нашего педагогического опыта. Овладение этой технологией позволяет в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний. Учащиеся осваивают специфику работы с тестовыми заданиями, что даёт возможность быстро адаптироваться к подобным видам деятельности в среднем звене. Полученные данные применяем для определения эффективности своей педагогической деятельности и  используем их для дальнейшей её корректировки, а так же для организации дифференцированного подхода к учащимся. Использование тестовых заданий повышает у учащихся уровень пользования знаниями, развивает навыки самостоятельной работы, формирует веру в свои силы и познавательный интерес к изучаемому предмету.

Поскольку нельзя сказать, что тестирование как способ поверки знаний лишено недостатков, использовать тесты для постановки диагноза и определения прогнозов развития личности учащегося нужно в сочетании с анализом конкретных условий формирования личности и данными других методик исследования.

Показателем педагогического мастерства является умение учителя использовать учебный материал в качестве содержания тестовых заданий (не нарушая при этом принципы составления самого теста).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тесты как эффективная форма контроля качеств знаний учащихся.

Слайд 2

Ученику Учителю Администрации Управленцам Собственное продвижение Какой я среди других Посмотреть свой результат Внести коррекцию Сравнить себя с другими Оценить работу учителя и оказать помощь 2. Увидеть результат всего массива учащихся Оценить работу школ Сравнить работу школ Посмотреть динамику (продвижение) Оценка и контроль

Слайд 3

Виды контроля результатов обучения Текущий контроль на первых этапах обучения учитель корректи- рует свою деятель- ность, вносит изме- нения в планирова- ние и предупреждает неуспеваемость Тематический контроль проверяет усвоение программного материала по каж- дой крупной теме курса Итоговый контроль оценка результа- тов обучения за определённый, достаточно боль- шой промежуток учебного времени: четверть, полуго- дие, год

Слайд 4

Методы и формы организации контроля Устный опрос учебный диалог монологический ответ Письменный опрос самостоятельная работа контрольная работа графическая работа тестовые задания

Слайд 5

Технология создания тестов и тестовых заданий рассмотрена такими авторами, как: К. Ингенкамп, В.П. Беспалько, А.Н. Майоров, Н. Гронлунд, С.Е. Шишов, В.А. Кальня и др.

Слайд 6

Тест – только инструмент контроля? По результатам выполнения можно судить о психофизиологических и личностных характеристиках о предметных знаниях, умениях и навыках

Слайд 7

Проверяют сформированность ОУУ: внимательно читать текст задания, соотносить его условие с требованием, анализировать, сравнивать, обобщать, чётко формулировать ответ. Тесты совершенствуют умения применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В работе с тестами совершенствуется память, внимание, развивается стремление к улучшению результата, самоконтролю.

Слайд 8

Функции тестов Социальная Образовательная Воспитательная Развивающая Контролирующая Творческого роста учителя

Слайд 9

Педагогический тест « система заданий специфической формы, определённого содержания , возрастающей трудности. Система, которая создаётся с целью объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся». (В.Г.Максимов)

Слайд 10

Система означает, что в тесте собраны только такие задания, которые обладают системообразующими свойствами : общая принадлежность к одной и той же учебной дисциплине определение места тестирования в системе обучения определённая структура теста соотношение параметров (время, количество заданий, вариативность ответов)

Слайд 11

Определённое содержание предполагает включение в тест только такого контрольного материала, содержание которого находится в соответствии с содержанием учебного материала (опора на стандарты, на образовательный минимум по предмету)

Слайд 12

Требования к измерительным средствам Объективность Надёжность Валидность Эффективность Приемлемость

Слайд 13

Классификация тестов По процедуре стандартизированные нестандартизированные По назначению общедиагностические профпригодности, спец. способностей (технических, музыкальных и т. п.) По ориентации на скорость (с ограничением времени) на мощность (по глубине усвоения) смешанные

Слайд 14

По средствам бланковые, предметные, аппаратурные (медицина) практические (лабораторные) По числу обследуемых индивидуальные групповые По форме ответа письменные устные

Слайд 15

Тесты учебных достижений т.е система педагогических тестовых заданий. Педагогическое задание – это ситуация предполагающая деятельность заранее спрогнозированную педагогом. Тестовое задание – это задание, отвечающее определённым правилам и критериям качества измерителя.

Слайд 16

Тесты учебных достижений Суммативный тест Итоговый тест (за курс обучения: 6кл., 7кл., по теме) Рубежный тест (за курс нач. школы, осн. шк., средней школы) Формативный тест проверяет незавершённую часть учебного материала, но логически законченную Базовый (начало обучения) Диагностический (середина изучения, после закрепления, во время подготовки к К/Р) проверяет завершённую часть учебного материала

Слайд 17

Типы тестовых заданий ( А.Н. Майоров) Тестовое задание – исходная единица теста Закрытые задания Открытые задания

Слайд 18

Закрытые задания быстрота выполнения быстрота проверки объективность возможность угадывания не проверить логику исключается частично верный ответ + -

Слайд 19

Открытые задания + - проверяют логику исключают угадывание вариативность решений возможность частично- правильных ответов время на выполнение время на проверку субъективность проверки

Слайд 20

Структура закрытых заданий Инструкция Текст задания Варианты ответов Правильный ответ

Слайд 21

Классификация закрытых заданий 1. по порядку выполнения 2. по способу решения 3. по типу альтернатив.

Слайд 22

1). По порядку выполнения Прямые задания Обратные задания Укажи, какую букву нужно вставить в слово: п…тачок. А – я Б – е В – и Найди слово, в котором на месте пропуска пи- шется Ь А – глуш… Б – девоч…ка В – крепыш… Г – молоч…ник

Слайд 23

2). По способу решения 2.1 Задания – вопросы ( верно – неверно ) Выбери правильное высказывание А – запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом а Б - запятая ставится, если однородные члены соединены союзом и В - запятая ставится, если однородные члены соединены союзом но

Слайд 24

Явный вопрос Длина коробки 8 см, ширина 6 см. Какое расстояние проползёт божья коровка по краю коробки обойдя её 3 раза? А – 144 см Б – 84 см В – 42 см Г – 28 см Скрытый вопрос Выбери верное значение Х. 11 ∙ Х = 11 А - 121 Б - 1 В - 0

Слайд 25

2.2 Задания на установление соответствия (предполагают установление соответствия между двумя группами элементов) Дана схема предложения. Необходимо подобрать предложение к данной схеме (предлагается 3 – 4 предложения).

Слайд 26

2.3 Задания на дополнение (предполагают завершение фразы в предложении) Площадь квадрата 9кв.см. Длина его стороны А – 3 Б – 3 см В – 4,5см Имя существительное – это часть речи, которая обозначает… А – признак предмета Б – действие предмета В – предмет, явление

Слайд 27

2.4 Задания на восстановление последовательности – - исторических событий - технологических действий, событий - различных процессов, стадий развития - умственных действий Восстанови последовательность алгоритма деления на двузначное число 1. найди остаток (если есть) 2. определить количество цифр в частном 3. найди первое неполное делимое 4. найди цифры в каждом разряде частного А – 2-3-4-1 Б – 3-2-4-1 В – 3-4-1-2 Восстанови последовательность. Начало I мировой войны Россия начала мобилизацию Убийство в Сараево Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии А – 1 - 2 – 3 Б – 1 – 3 – 2 В – 2 – 1 – 3 Г – 2 – 3 – 1 Д – 3 – 2 – 1

Слайд 28

3). Задания по типу альтернатив Однородно – разнородные Сложные один род, вид, сторона, грань одного явления. утверждения в альтернативах принадлежат разным частям учебного материала. на группу, на цепочку, на противопос- тавление Выбери единицу измерения площади А – км Б – км/ч В – кв.км НЕ со словами пишется слитно (прич.) ещё (не)законченная книга (прилаг.) ничуть (не)интересный фильм (сущ.) (не)внимательность на уроке (глаг.) решение (не)принято А – 1-2-3 Б – 1-3-4 и т.д. Выбери ряд существительных того же склонения, что и слово горечь А – течь, меч Б – роль, дичь В – дождь, конь

Слайд 29

Открытые задания Структура заданий Инструкция Текст задания Модель ответа Типы заданий На установление соответствия На классификацию На завершение С коротким ответом С полным ответом Составь пары «Слово – часть речи». Сущ. походный Глаг. походка Прилаг. ходить Нареч. ход ходок Сгруппируйте по разным признакам слова белый, белизна, побелить, бел, белок

Слайд 30

Уровни усвоения учебного материала. Репродук- тивный Простое воспроиз- ведение информации 1 уровень Выбери… Продолжи фразу… Алгорит мический Воспроизведение способа действия 2 уровень Двухшаговые задания: вспомнил правило, затем применил его Эвристи- ческий Сам конструирует из известных алгорит- мов новые, но в стандартной ситуции 3 уровень Объясните…, Заметь закономер- ность и заполни ряд… Творчес- кий ученик сам констру- ирует абсолютно новые способы действия 4 уровень Исследуйте, Объедините по … признаку, Сравните (признак не указан).

Слайд 31

Сколько заданий каждого уровня должно быть в тесте? 1уровень –15% - 20% 60% на репродуктивный 2уровень – 40% - 45% вид деятельности 3уровень – 20% - 25% 4уровень – 5% - 10% (1-2 задания, не больше) Наиболее надёжный тест – от 16 до 24 заданий Международные нормы – на выполнение 15 заданий требуется 16 минут (независимо от возраста).

Слайд 32

Отбор содержания Функционально-морфологический анализ составляется перечень тех объектов, которые изучали Программа разные программы Учебник + разные учебники Стандарты Описываем виды деятельности по каждому пункту, что отобрали

Слайд 33

Технологическая матрица (таблица валидности) Тема Время Число заданий Закрытые задания I II III 1 . ______ 2 . ______ 3 . ______ 4 . ______ 1 3 4 4 1 2 3 3 Число заданий по каждой изученной теме должно быть пропорционально времени потраченному на его изучение. (С учётом значимости!!!).

Слайд 34

Рабочая карточка тестового задания Тема Содержание задания Варианты ответа Уровень усвоения (сложность задания) Диагнос- тика Формулировка вопроса (само задание) А - Б - В - Если выбрал ответ А , то какую ошибку он допустит

Слайд 35

Общие характеристики тестов школьной успеваемости Тест Базовый Диагнос- тический Итоговый Цель Выявление усвоения ключевых понятий Выявление пробелов, оценки не выставляют- ся Выявление уровня усвоения, ставится оценка.

Слайд 36

Тест Базовый Диагности-ческий Итоговый Место в учебном процессе Начало изучения. Середина изучения, После закреп- ления, во время подго- товки к контрольной работе. Конец изучения темы.

Слайд 37

Структура Базовый Диагностичес- кий Итоговый Состоит из заданий, которые расположены по возрастанию уровня трудности.

Слайд 38

Тест Базовый Диагнос- тический Итоговый Число заданий 10 – 16 16 - 18 20 - 42

Слайд 39

Тест Базовый Диагнос- тический Итоговый Время выполне- ния теста 8 – 15 мин 20 – 30 мин 20 – 30 мин

Слайд 40

Тест Базовый Диагнос тический Итоговый Балл за 1 задание 1б. – за задание 1ур. 2б. – за задание 2ур. по числу шагов (за каждый шаг – 1 б.) З.з. - 2 б. О.з. – по числу шагов. Только мышь роет норку, прячется от лисы . Задание: выпиши существительные, определи склонение и падеж. Выписал 3 сущ. – 3 б. Верно определил скл.–3 б. Определил падеж – 3б. Итого – 9 б. за задание

Слайд 41

Тест Базовый Диагнос- тический Итоговый Норма проходного балла в % от max . 60% - 80% Не оценива- ется или по договорён- ности с уче- ником в зависимос- ти от труд- ности теста и стандартного отклонения.

Слайд 42

Коэффициент усвоения число баллов 1 уч-ся К усвоения = max . балл за тест Если К > 0,7 – уч-ся готов к дальнейшей самостоятель- ной работе по данной теме без помощи учителя (будет делать ошибки, но сам(!) может исправить. Пределы усвоения материала Более 70% - хорошо 55% - 70% - больше половины усвоено Менее 55% - усвоено меньше половины материала

Слайд 43

кол-во уч-ся верно выполнивших К усвоения = кол-во уч-ся выполнявших работу 1,0 – 0,8 – оптимальный уровень 0,79 – 0,65 – допустимый уровень 0,64 – 0,51 – критический уровень 0,5 и ниже – недопустимый уровень

Слайд 44

Требования к написанию формулировок заданий Общие: 1. Разделить задание на информативную часть и вопрос 2. Исключить двусмысленность 3. Информация должна быть достаточной. 4. Используйте ограничения для конкретизации. 5. Формулировки должны быть привычными. Найди ошибку: магазин, договор, щявель Назовите 5 портов Европы. Перечислите факторы…

Слайд 45

6. Избегайте подсказок. 7. Применяйте как можно меньше отрицаний. 8. Не используйте оценочных суждений 9. Избегайте категоричных суждений. 10. Вопрос формулируйте одновременно с моделью ответа. Для всех хордовых характерны следующие признаки А - ось внутреннего скелета (хорда) Б – радиальная симметрия В - …..

Слайд 46

Закрытые задания. Альтернативы должны быть правдопо- добны. 2. Альтернативы должны быть ясно различимы. 3. Все альтернативы должны быть примерно одной длины. 4. Не должно быть частично верных ответов. 5. Число альтернатив 3 – 5. 6. Вопрос и варианты ответов согласуйте по роду, числу, падежу. Сколько надо варить яйца, чтобы не заболеть сальмонеллезом? А – меньше 10 минут Б – приблизительно 10 минут В – по крайней мере 10 минут Г – более, чем 10 минут Укажите главн ые част и цветка А – тычинки и пестик Б – пестик В – околоцветник

Слайд 47

7. Не используйте альтернативу «другой ответ», «нет ответа». 8. Альтернативы располагаются по ранжиру. 9. Один верный ответ (для итогового теста) 10. Нет случайных ответов (каждая альтернатива прогнозирует какую-либо ошибку).

Слайд 48

Итоговый тест считается хорошим, если в нём есть задание, которое не решит никто и нет задания, которое решат все.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы контроля при обучении чтению младших школьников на уроках английского языка

Чтение- это самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Использование чтения в качестве источника получения ин...

Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников.

В комплекте «Начальная школа 21 века» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика. Выполнение заданий педагогической диагностики тр...

Научная работа. "Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов"

Проверка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельнос...

Формы контроля и проверки знаний с использованием ИКТ на уроках в начальной школе

Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые применяются при организации творческой познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения различных школь...

Тестирование как одна из эффективных форм контроля на уроках русского языка

В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых техноло...

Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля

Внутришкольный контроль представляет собой особый процесс, направленный на выявление структурных особенностей педагогического процесса.Внутришкольный контроль обеспечивает целостный анализ, а также ко...

"Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий учащихся НОО"

Материал раскрывает роль педагогической диагностики как одной из форм контроля развития УУД учащихся в начальной школе....