выступление на конкурсе "Учитель года"
статья

Лыкова Ирина Владимировна

выступление на конкурсе "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  «Работаю творчески, а иначе – зачем»

Когда на свет появляется маленький человек, взрослые не всегда готовы терпеливо идти рядом, сопровождая его по жизни. Многие хотят идти впереди на правах рожденных первыми. Хотят и требуют от ребенка следовать за ним шаг в шаг, след в след. Но размер взрослого шага намного больше размера шага ребенка. Мне кажется, именно учитель нужен для того, чтобы помочь людям (маленьким и взрослым) научиться думать и любить.

Я задумалась: «Какой должна быть современная школа? Кого, как, на чем воспитывать? Как научить голову думать, а сердце – любить?» Чтобы ответить на эти вопросы я начала много читать, размышлять, общаться с коллегами. Но возникали новые вопросы. Хватит ли у меня сил, терпения и мудрости дождаться того момента, когда ученик сам захочет в своих работах открыть свой внутренний мир?

Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Считаю, что роль учителя не указывать дорогу, а помогать идти своим путем. Я стараюсь не давать детям готовых знаний, а помогаю добыть их самостоятельно, используя различные источники информации.

Меня переполняет чувство благодарности родителям, доверившим мне свое сокровище и чувство огромной ответственности за их жизнь и здоровье. Поэтому главную задачу, особенно учителя начальных классов, я вижу в понятии «Не навреди». Начиная с первого класса, обязательными стали родительские собрания и классные часы по теме: «Режим дня школьника». Где я доказываю, что ребенок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется. Здесь важна разъяснительная работа среди детей и их родителей.

Здоровый образ жизни учащихся я стараюсь активно формировать непосредственно на уроках. В первую очередь – это проведение здоровьесберегающих минуток на уроках общеобразовательного цикла. Детям необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть, расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое их проведение  приводит к сохранению не только физического, но и психологического здоровья учащихся. Ребята больше общаются друг с другом, учатся помогать и поддерживать, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.

Ребенок, приходящий в школу – это книга, готовая заполнить свободные белые странички новыми знаниями, ощущениями, отношениями. Я стараюсь разглядеть в каждом ребенке личность со своим характером, достоинствами, недостатками. Поэтому одной из главных задач для меня является изучение личности, чтобы создать условия для развития индивидуальности каждого из них. Изучив особенности ребенка, стараюсь поднять его на новую ступень развития и так по спирали вверх. Вспоминаются слова И.Гете: «Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, то вы поднимете их на ту высоту, на которой хотели бы их видеть».

Целью своей педагогической деятельности считаю формирование и развитие личности через процесс обучения. Конечно же обеспечение учащихся определенным багажом ЗУН. Вместе с этим стремлюсь развивать в своих детях такие личностные качества:

1.Уверенность в себе, базирующуюся на сознании самоценности

2.Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих

3.Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску

4.Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству

5.Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки

6. Умение общаться

Считаю, что формирование этих качеств дает возможность воспитывать здоровую конкурентноспособную личность. Опыт моей работы подтверждает, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным. Жить – вот то ремесло, которому я хочу научить детей. Поэтому я решила образовательные традиции связать с исследовательской деятельностью, чтобы психическое развитие ребенка уже на первых этапах разворачивалось, как процесс саморазвития, чтобы от учения пассивного -  посредством преподавания перейти к учению активному – посредством собственного опыта. Чтобы действовать эффективно следую правилам:

-всегда действовать самостоятельно, независимо;

-избегать прямых инструкций;

-не сдерживать инициативу детей;

-не делать за них то, что они могут сделать, или то, что могут научиться делать самостоятельно;

-не спешить с вынесением оценочных суждений;

-помогать детям учиться управлять процессом самообразования;

-ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты;

-учить прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;

-помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем;

-поощрять стремление делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

-научиться слышать каждого;

-позволять детям как можно больше двигаться на уроке, используя скрытые физкультминутки.

Итак, ученик творец, он получает право на свободный поиск, который не всегда заканчивается удачей. Он получает право на самооценку, самое трудное право. У него исчезает страх перед выбором, хотя остается ответственность за выбор, которая теперь возложена на него, но не снята с учителя.

Я выступаю за качественное безотметочное обучение на содержательно-оценочной основе (до середины 3 класса) как новую модель начальной школы, которая нацелена на выращивание новых гибких людей через: мотивацию, целеполагание, действия, самооценку.

На моих уроках дети любят работать в малых группах сменного состава. Такая работа, в отличие от фронтальной, позволяет использовать их уникальные способности, дает возможность самореализоваться. Очень важным является момент представления в группе, пусть еще далеко не совершенных мыслей. Работа в группах идет без нажима, без страха ошибиться. У ребенка возникает потребность в познании, желании учиться, находить и делиться находками с другими.

Я часто задумываюсь: «А какой меня хотят видеть дети?» Детям интересны ищущие собеседники, они сами меняются в каждое мгновение и от меня ждут того же. Они веселы, игривы и подвижны и хотят, чтобы рядом был человек творческий, который не станет торопить, не будет заставлять жить, действовать и думать так же, как он сам.

Я часто выполняю работу вместе с детьми, а когда сомневаюсь, могу попросить их оказать мне помощь

Каждый человек вольно или невольно, сам или с помощью других выбирает свой путь в жизни. И хочет того или не хочет – отвечает за свой выбор перед собой. Я не сожалею  о выбранном мною пути. Я – учитель! В городе Калининграде я нашла школу №48, в которой благодаря ее атмосфере и общению с коллегами, постоянно происходит мой личностный рост. В этой школе живет идея, воплощенная в творчество, а дети учатся думать и любить.

Я надеюсь, что все мои ученики тоже смогут выбрать свой жизненный путь, и их выбор поможет изменить этот мир к лучшему.

                             

Я пришла в этот мир,

Чтобы радость дарить,

Чтоб украсить собой,

Чуть его изменить.

Я – художник в душе

И люблю рисовать.

Мир раскрасить хочу,

Чтобы детям отдать.

Они радугу с неба в

В руки возьмут.

Свои кисти и души

В нее окунут.

И продолжат все то,

Что мы вместе начнем…

Превратится Земля

Для людей в общий дом,

Люди станут иными:

Красивей, умней-

Будем жить

Среди добрых и мудрых людей.

Что же дать я могу?

Чему научить?

Голову – думать,

А сердце – любить!

                          Е.В.Сага


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Итоги учебного года" выступление учащихся и родителей

В конце учебного года проходил праздник, на котором каждый класс представил свой отчет. В нашем отчете приняли участие родители, выступление помогали сочинять дети. Вот что у нас получилось....

Сценарий выступления творческой группы "Родничок" на городском конкурсе "Масленичные заклички" 2012 года

Сценарий выступления творческой группы "Родничок" на городском конкурсе "Масленичные заклички" 2012 года...

Сценарий выступления 1 класса (представление времени года - ЛЕТО).

Сценарий в славянском стиле. Дети рассказывают о летнем празднике Ивана Купала....

Сценарий выступления на линейке по итогам окончания учебного года. "Лето. Экология"

Сценарий выступления на линейке по итогам окончания учебного года. Тема: "Лето. Экология" Песня « Мы маленькие дети»1.     Митя: Мне учиться надоело! Надоело мне писать. Я хоч...

Выступление на педсовете школы по теме"Готовность учащихся 4 класса к продолжению учения в среднем звене основной школы". Презентация "Школьные годы чудесные"

В данном материале предлагается обобщенный материал о социальном статусе семей, в которых проживают учащиеся 4 класса, их успеваемость,  характеристика детей, результативность учебной и воспитате...

Выступление 11 класса на линейке 1 сентября 2013 года

Танец, стихотворения,песня, действующие герои Маша и Медведь, колокольчик....