Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми
статья

Зимоглядова Ольга Анатольевна

    В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», по словам Дмитрия Медведева, программа развития российской школы включает в себя шесть основных направлений, одним из которых является поддержка талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Реализация творческой, развивающей направленности образования по данному направлению предъявляет высокие требования к профессионализму педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_pedagogov_k_rabote_s_odaryonnymi_detmi.docx421.48 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми.

 «Только самоизменяющаяся личность учителя сможет оказать непосредственное влияние на личность ребенка, его развитие и становление. Механизм саморазвития образовательной системы требует от учителя начальных классов дополнительного уровня профессионализма: диагностического, опытно-экспериментального, исследовательского».

Л.В. Трубайчук

       В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», по словам Дмитрия Медведева, программа развития российской школы включает в себя шесть основных направлений, одним из которых является поддержка талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Реализация творческой, развивающей направленности образования по данному направлению предъявляет высокие требования к профессионализму педагога.

41d2d60ca1bf0ce9e558

В связи с тем, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей, особо актуальной становится проблема подготовки педагогов для работы с ними. Требования к кадровому обеспечению образовательных учреждений стали важной составляющей ФГОС НОО.

В нашей школе есть опыт работы с одарёнными детьми в рамках федеральной экспериментальной площадки «Последовательность и преемственность в индивидуальном развитии ребенка 5 – 17 лет в условиях отдаленных территорий».

Новый эксперимент имеет название: «Развитие  разных видов одарённости детей в условиях образовательной среды учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного – общего образования».

Программой школьного эксперимента предусмотрено:

  • осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик разных видов одаренности детей;
  • разработка и внедрение новых технологий обучения и воспитания;
  • развитие системы работы с одаренными детьми;
  • развитие системы повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающей профессионально - личностную готовность педагога к работе с одаренными детьми.

       В сложившихся современных условиях одной из стратегических задач системы образования является формирование готовности педагога к работе с одарёнными детьми. В психологическом словаре предлагается следующее определение готовности человека к профессиональной деятельности: «Готовность к профессиональной деятельности - психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей».

Известный русский мыслитель В. Розанов сказал: «Даровитый ученик не устаёт вовсе. Не устаёт никогда трудиться над возбуждающим его дарование предметом. Конечно, такая высокая работоспособность возможна лишь при рациональной организации учебных занятий, при творчески работающих учителях, при талантливо составленных учебниках».

Учитель как личность – активно действующий субъект педагогического воздействия. Успех его педагогической деятельности определяется такими характеристиками, как педагогические умения, способности, профессионально важные качества. Успешность профессиональной деятельности учителя во многом определяется уровнем развития педагогических компетенций.

Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определённые условия.

Получение новой информации помогает нашим педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми.

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем и сферами интересов, следовательно, программы для них должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе этих детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.
По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения неподготовленному к этому учителю? Чаще всего нет. 
Данные исследований подтверждают ответ, подсказанный здравым смыслом: 

  • Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей;
  • Неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять);
  • Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету;
  • Такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в "своем" учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:

  • учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
  • учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
  • учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Как показывает опыт, подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. Они используют методы более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.). И одаренные дети оценивают атмосферу в классе у таких учителей как более благоприятную.

Соответственно, можно выделить следующие требования, предъявляемые к учителю, работающему с одаренными детьми:

  • наличие собственной педагогической концепции;
  • профессиональная компетентность;
  • высокая теоретическая подготовка;
  • активная научно-методическая деятельность;
  • высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;
  • эмоциональная стабильность, целеустремленность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одаренных детей;
  • знание возрастной психологии;
  • стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
  •  высокий уровень знаний предмета;
  • требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;
  • высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;
  • доброжелательность, чуткость, педагогический такт;
  • наличие организаторских способностей.  

Вышеуказанные требования предполагают наличие у учителя необходимых качеств для работы с одарёнными детьми.

Учитель должен:

  • разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
  • быть доброжелательным и чутким;
  • уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
  • быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
  • быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • обладать чувством юмора;
  •  быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
  • проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
  • стимулировать когнитивные способности учащихся.

В психологии выделены основные элементы готовности учителя к работе с одаренными детьми:

Элементы готовности учителя к работе с одаренными детьми.

Элемент готовности

Основные показатели

Мотивационная

Принятие детей данной категории.                                                                              Желание работать с одаренными детьми.                                                                         Стремление совершенствовать свои умения по работе с одаренными детьми.                                                                                  

Научно-исследовательская.

Творческое мышление, исследовательские умения и навыки.                             Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах.                                                                                                                                                         Статус педагога-исследователя.                                                                                              Публикации.                                                                                         Участие в профессиональных конкурсах.

Методическая.    

Обобщение опыта (разнообразие форм, различные уровни).                                                Использование разнообразных интерактивных методов и технологий.                                                         Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения.                                                                      Знание психологии одаренных детей.                                                                                Профессиональная компетентность (по предмету).                                                                                   Регулярное повышение квалификации.

Коммуникативная.        

Коммуникативная компетентность.                                                                                                  Организаторские способности.

Личностная.        

Адекватная самооценка, позитивная Я – концепция.                                                                                         Высокий уровень эмпатии.                                                                                       Толерантность, гибкость.                                                                    Лидерские способности, стремление к личностному росту.                             Уравновешенность.                                           Рефлексия, способность к самоанализу.                            Живой, активный характер, чувство юмора.

   

Уровни готовности учителя к работе с одаренными детьми.

Для определения склонности учителя к работе с одарёнными детьми был использован  опросник Н. И.Панютиной (Приложение №1), который состоит из 18 вопросов, раскрывающих личную готовность педагогов к работе с одарёнными детьми,  личные качества педагога, реакцию учителя на школьные проблемы, а также способы осуществления педагогической деятельности. Тест выявил, что 3 человека  (из 22) имеют высокий уровень подготовки педагогов и учителей – предметников, работающих на ступени начального общего образования, 19 человек имеют средний уровень.

        У педагогов с высоким уровнем имеется большая склонность к работе с одаренными детьми. У них есть для этого потенциальные возможности. Они способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

Педагоги, показавшие средний уровень, имеют склонность к работе с одарёнными детьми, но им требуется дополнительное желание, ресурсы, активное саморегулирование в интеллектуальном процессе. Учителям необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

По результатам диаграммы наглядно видно, что учителя готовы работать с одарёнными детьми.

Если одарённый ребёнок испытывает потребность в квалифицированном педагоге, то учителю необходимо повышать уровень своей профессиональной деятельности.

Для формирования и развития специальной профессиональной компетенции педагогов  в нашей школе создана система подготовки педагогов (педагогов дошкольного учреждения, учителей начальной школы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, социальных педагогов, а также представителей школьной администрации) к работе с одаренными детьми, включающая  систему форм подготовки: факультативы, кружки, секции, консультирование и тренинги для развития способностей, навыков педагогического взаимодействия, профессионального мастерства в области выявления, обучения, развития и воспитания одаренных детей.

Темы  лекций, семинаров, семинаров – практикумов проводимых в начальной школе:

  1. Особенности развития одарённых детей.

  2. Методы выявления одарённых детей.

  3.  Организационно – педагогические основы одарённых детей.

  4. Принципы обучения и условия работы с одарёнными детьми.
  5. Методы и средства обучения одарённых детей.
  6. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность.

Важным условием эффективной организации повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, является не только организация курсов повышения квалификации в традиционном понимании, но и введение модульных курсов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Организация семинаров, лекций-диспутов, мастер - классов, педагогических мастерских и т. д. Многие отечественные и зарубежные ученые и специалисты в области обучения одаренных детей считают целесообразной и необходимой специализированную практическую стажировку педагогов к работе с одаренными детьми.

Могут быть использованы разные формы сотрудничества между слушателями и преподавателями: работа в группах, проектирование, освоение техник личностного общения, диалогового взаимодействия, коллективной мыследеятельности. Обязательными составляющими являются и аналитическая работа (например, возможность провести рефлексию своих профессиональных знаний, умений, компетенций), и инициатива, и формирование собственной позиции внутри учебного процесса.

G:\Фото Фор\37.JPG

Использование этих форм, с нашей точки зрения, придает особый статус самостоятельной работе слушателей курсов повышения квалификации. Она становится не просто значимой формой учебного процесса, а его основанием, и является эффективным средством организации самообразования и самовоспитания личности учителя и представляет собой отдельную компетенцию, связанную, с системой других компетенций, формируемых в процессе профессиональной подготовки: планирование деятельности, постановка целей и определение задач работы, выявление трудностей и поиск путей их преодоления, рациональная организация учебной и внеучебной работы.

G:\SAM_1367.JPG

Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми.

Основные компоненты профессиональной квалификации педагога

Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:

         а) общая профессиональная педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;G:\SAM_1368.JPG

        б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для                   работы с одаренными детьми образуют:

         а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии; знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения              одаренных детей; умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности; умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи);

         б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:

- не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать  детскую одаренность;

- не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько  предоставлять учащимся свободу учиться;

       в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации,  эмпатии;  внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к  личностному росту и т.д. Эти качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога - “желанию жить в ученике”.

Учитель, прошедший специальную подготовку , получает психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности:

- знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии;

- знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми;

- знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей;

- умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности;

- умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения;

- умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи.

Показателями профессионально-личностной готовности педагога к работе с одаренными детьми выступают:

- степень овладения методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска;

- психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;

Исследования показывают, что подготовленные учителя значительно отличаются от тех, кто не прошел соответствующей подготовки.

Подготовленный педагог

Неподготовленный педагог

 Меньше говорит, меньше даёт информацию , в готовом виде, в основном переадресовывает учащихся к словарям и справочникам.

В  обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде.

  Провоцирует  обучающихся выходить за пределы первоначальных ответов. Он гораздо чаще пытается понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

В большинстве случаев использует репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика.

Создаёт на уроке творческую атмосферу.

Передаёт лишь определенную совокупность знаний.

Создаёт  проблемную ситуацию, умело управляет ею, подводит обучающегося  к рождению нового знания.

Отвечает самостоятельно на возникшие у детей проблемные вопросы.

Даёт возможность ученикам обсуждать друг с другом разные возможности ответов.

Добивается однозначных оценок «правильно» и «неправильно».

Обсуждает с учащимися цели и задачи  совместной деятельности.

Сам учитель ставит перед детьми цели и задачи урока.

Учителя, готовые к работе с одарёнными детьми, ведут за собой детей, вернее, дети идут за ними, стараясь ни на секунду не отстать, не пропустить ни жеста, ни слова. Причина в том, что дети видят глубокий профессионализм, присущий педагогам, личностную заинтересованность в своем деле, осознание его важности и необходимости, и, что немаловажно, интерес к самим учащимся, понимание, уважение, общение не свысока, а на равных. Такой учитель, действительно, зажигает сердца детей, заставляет их идти вперед, проявлять себя с различных сторон, становиться лучше.

      Таким образом, только учитель, сочетающий в себе все элементы личностно-профессиональной готовности к работе с одаренными детьми способен развивать дарованные природой задатки, помогая ребенку самореализоваться, найти свое место в этом мире.

 Приложение №1

Диагностика определения склонности учителя к работе

 с одарёнными детьми (Панютина Н.И.).

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

а) Да;

б) нет, они и так достаточно хороши;

в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень.

2.Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?

а) Да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному  улучшению в выявлении одаренных детей?

а) Да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в

принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?

а) Да, наверняка;

 б)это маловероятно;

 в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите  свой замысел, помогающий улучшению положения дел?

а) Да;

б) часто думаю, что не сумею;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться изучением особенностей неординарных  личностей?

а) Да, это меня привлекает;

б) нет, меня это не привлекает;

в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей  детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?

а) Да;

б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не решена, но ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать,  то теоретический материал, который поможет решить проблему?

а) Да;

б) нет, достаточно знаний передового опыта;

в) нет.

9. Кода вы испытываете педагогические срывы, то:

а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;

б) махнете рукой на затеи;

в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?

а) Да;

б) не совсем легко;

в) болезненно.

11. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?

а) Не всегда;

б) при хорошем настроении;

в) в основном стараюсь это делать.

12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

а) Да, конечно;

б) запоминаю только то, что меня интересует;

в) всего вспоминать не могу.

13. Кода вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?

а) Да, без затруднений;

б) да, если этот термин легко запомнить;

в) нет.

14. Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:

а) вы уклоняетесь от ответа;

б) вы тактично переносите ответ на другое время;

в) вы пытаетесь отвечать.

15. У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:

а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;

б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;

в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:

а) средний;

б) достаточный;

в) оригинальный.

17. Во время отдыха вы предпочитаете:

а) решать проблемы, связанные с работой;

б) почитать интересную книгу;

в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:

а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Обработка результатов.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом:

 за ответ «а» - 3, «б» -1; «в» - 2.

Результаты:

49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

Приложение №2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

(По Хромовой Т. Одаренные дети, ж. "Воспитание школьников")

1.     Поверьте, работа с одаренным учеником оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.

2.     У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде "зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.

3.     Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к администрации, чтобы этому ученику подобрали другого преподавателя, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный) усталость, нехватка времени, раздражение. Все это приведет к печальному результату: ученик может разочароваться в вас. Вероятно, все, что вы могли сделать - сделано. Ему нужен другой преподаватель.

4.     Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, "ходячие энциклопедии". Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.

5.     Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, сразу оговорюсь, одаренные дети - благодарные ученики.

6.     Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков. Одаренные ученики - трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.

7.     Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.

8.     Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.

9.     В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой "исследовательский инстинкт". Научным руководителем темы может быть школьный учитель, так и человек со стороны (например, научный работник). Зная творческую тему ученика, многие преподаватели будут приспосабливать к ней свой предмет.

10.От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В.Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем".

Приложение №3

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:

  1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка .
  2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
  4. Ребенку предоставить:                                                                                              
  •  название темы;
  • план изучения темы;
  • основные вопросы;
  • понятия и термины, которые он должен усвоить;
  • практические работы;
  • список необходимой литературы;
  • формы контроля;
  • задания для самопроверки.
  1. Для анализа результатов работы оформить таблицу:
  • предмет;
  • дата и время консультаций;
  • главные рассматриваемые вопросы;
  • время работы с темой по программе;
  • фактическое затраченное время;
  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
  • невыясненные вопросы;
  • причины отклонений от сроков.

6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Приложение №4

Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми

Основные компоненты профессиональной квалификации педагога

Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:

         а) общая профессиональная педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;

        б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для                   работы с одаренными детьми образуют:

         а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии; знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения              одаренных детей; умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности; умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи);

         б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:

- не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать  детскую одаренность;

- не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько  предоставлять учащимся свободу учиться;

       в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации,  эмпатии;  внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к  личностному росту и т.д. Эти качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога - “желанию жить в ученике”.

 

Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми – ее стратегия, содержание, формы и методы – должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и “шлифовки” качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми. Специфика такой подготовки специалистов  должна отвечать целому ряду требований:

1)  профессионально-личностной позиция педагогов (см. выше). С учетом психологических,  дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для  работы с ними является изменение  педагогического сознания.  А именно, ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов обучения  и воспитания.

Именно дети с признаками одаренности  вольно или невольно могут  создавать своим поведением  нестандартные ситуации,  для решения  которых  сформировавшиеся ранее “учительские” стереотипы не только бесполезны, но  даже вредны  как для ребенка, так и для самого учителя.  

Одной из причин  возникновения подобных ситуаций является то, что, например вследствие высокого темпа интеллектуального развития одаренные дети (а по большому счету и любые другие дети)  осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как к полноправному субъекту учебной деятельности, общения и т.д.   Между тем один из наиболее распространенных стереотипов традиционного  учительского сознания заключается в том, что ученик (именно потому, что он ученик) исходно рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса.  

Это означает, что, работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип “принятия другого”, согласно которому учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися  особенностями;

2) комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов;

3) создание системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личностные проблемы, мешающие  в работе. Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;

4) создание психолого-педагогических условий (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства;

5) демократизация и гуманизация всех обучающих процедур, создания творческой и свободной атмосферы учения;

6) образовательная ступень и сфера деятельности педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т.п.);

7) особенности контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т.п., при этом специальное внимание должно уделяться специфическим группам одаренных детей - детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);

8) профессиональная, постпрофессиональная подготовка и профессиональный опыт педагогов:

а) опыт педагогической, воспитательной работы с детьми (студенты, обучающиеся в педагогических и психологических учебных заведениях; педагоги и психологи,  имеющие опыт работы в массовых школах;  педагоги и психологи, имеющие опыт работы с одаренными детьми в специализированных школах-интернатах, в школах и классах “для одаренных” и т.п.);

 б) уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение  стажировки и практики и т.п.);

9) специфика образовательной инфраструктуры. Характерные особенности условий, в которых проводится работа с одаренными детьми, связанные с наличием (или, напротив,  отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей (необходимых учебно-методических материалов, музеев, концертных залов, библиотек, театров, а также ряде специалистов, например  психологов, педагогов дополнительного образования и т.п.).

        В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться с учетом  следующих принципов:

        1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.

        В рамках общего обучения раздел по проблематике одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и педагогических вузах. Таким образом,  может осуществляться необходимая первичная подготовка всех специалистов, работающих с детьми. Курс подготовки должен включать все основные разделы разработанной “Концепции” (см. выше).

        Специальное обучение  должно строиться с учетом специфики подготовки педагога, работающего с одаренными детьми.

2. Принцип этапности обучения. Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации и т.п.).

3. Принцип единства теоретической и практической подготовки. В ходе подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми, необходимо адекватно сочетать теоретическую и практическую направленность. Реализация данного принципа требует использования существующих или  подготовки соответствующих экспериментальных площадок, на базе которых может проводиться стажировка специалистов для работы с одаренными детьми, сочетаемая с последовательным или одновременным слушанием теоретических курсов.

Литература:

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
  2. Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.
  3. Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
  4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
  5. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.
  6. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  7. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с.73.
  8. Варламова Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с.48.
  9. Гончаров В.С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган, 1998.- 40 с.
  10. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
  11. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.
  12. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с84.
  13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. Психологии. – 1989. - №6. – с.29-33.
  14. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
  15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  16. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. Для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
  17. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. Ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
  18. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  20. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
  21. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.
  22. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
  23. Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. Психологии. – 1988. - №4.
  24. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. Психологии. – 1991.- №6.- с.103.
  25. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. Психологии. – 1991.- №1.- с.27.
  26. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. Психологии. – 1996.- №3.- с.34.
  27. Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. Психологии. – 1996.- №1.- с.97.
  28. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. – 1997.- №1.- с.59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

РОЛЬ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ» В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ним...

Работа с одарёнными детьми: подходы, методы, перспективы. Трудности в работе с одарёнными детьми. Платформы для дальнейшего развития.

В данной статье рассматриваются современные подходы к работе с одарёнными детьми, а также анализируются существующие методики и перспективы дальнейшего развития этой области педагогики....