Из опыты работы
материал
Выступление работа с отстающими
Какие возникли трудности по введению ФГОС НОО и как их преодолеть
Районный семинар: Организация внеучебной деятельности обучающихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rabota_s_otstayushchimi.docx | 184.13 КБ |
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 16.49 КБ |
rayonnyy_seminar_fgos.docx | 40.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
РАБОТА С ОТСТАЮЩИМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Форма работы с учащимися индивидуальная и групповая.
Информационная справка:
Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.
Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание.
- Можно так классифицировать слабоуспевающих:
- те, кто имеет слабые умственные способности
- те, кто имеет слабые учебные умения;
- те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;
- те, кто не владеет нормой чтения текста;(30%)
- те, кто не владеет техникой устного счета;(60%)
- те, у кого низкий уровень памяти; (пусть тестированием определит школьный психолог)
- те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;(30%)
- те, у кого не сформировалось прилежание — сознательно
- сформулированное отношение к трудному делу;(25%)
- низкая мотивация к обучению:
1)" не хочу и все..."- это не системно, а лишь единичные случаи в
учебном году, возможны из-за перегрузок, эмоционального
состояния др.;
2) "не хочу, т. к...«- истинная причина в том, что ученик уже не
может наверстать пробелы в знаниях.
Низкую успеваемость надо рассматривать комплексно — в рамках класса - школы и семьи.
Неуспеваемость можно подразделить на общую и специфическую. Общая неуспеваемость - это стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам: математике и русскому языку. Специфическое отставание затрагивает лишь один из этих предметов. Причем, учащийся может удовлетворительно заниматься по остальным предметам начальной школы.
Наша программа «Школа России» рассчитана на среднего ребенка, но в классе обычно встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей. Способности этих детей не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем могло бы быть.
Чаще всего, в работе с детьми из-за необходимых показателей результативности деятельности учитель делает упор на среднего и сильного ученика. Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к проведению индивидуальных и дополнительных занятий, путем дополнительного объяснения, многократных повторений, заучиванием правил, тем самым создается дополнительная нагрузка на ученика. Так и я попыталась построить свою работу. Но заметила, что при таком методе работы, добиться успеха невозможно. Ребенок устает, выполняет задание механически, у него порождаются негативные чувства, эмоции, закрепляется чувство неуверенности в своих возможностях.
Формы и методы работы со слабоуспевающими:
- Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, инвариантные лабораторные работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
- С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания.
- Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
- Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен. Поэтому необходим мониторинг на все годы обучения предмета, в котором по основным разделам-темам учитывать теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по теме. В дальнейшем с течением времени отмечать изменения, которые произошли в знаниях обучающегося. По этому учёту виден «рост ученика», прочность его знаний.
- Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.
- Можно использовать занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания.
Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха.
Проанализировав данную ситуацию, я выявила следующие проблемы учебной деятельности учащихся:
- дети испытывают трудности при письме, допуская замену, перестановку букв и слогов («шапка» - «пашка»); добавляют или пропускают гласные буквы («трава» - «тарава», «улица» - «улца»)
- неряшливое письмо, грязь в тетрадях, несоблюдение строки;
- низкая скорость чтения; «механическое» чтение, затруднения в пересказе; чтение конца слов с искажениями, неумение обосновывать смысл пословиц, поговорок;
- допущение орфографических ошибок (зная правила, не умеют его применить на письме);
- не любят работать самостоятельно, предпочитают легкий путь – списывание с доски.
Изучив состояние проблемы, лучший опыт работы передовых психологов: Н.П.Локаловой, А.Ф.Ануфриева, С.П.Костроминой при работе со слабыми детьми, используя их методики, во-первых, попыталась выявить ряд трудностей и причины их возникновения,
во-вторых, подобрать материал для занятий с детьми, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
Трудности и причины их возникновения в обучении младшего школьника:
№ п/п | Трудность | Причина |
1. | Невозможность правильного воспроизведения графического образца буквы, цифры (по высоте, наклону). | несовершенство в развитии микромоторики руки; |
2. | Пропуск букв и слогов. | низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания |
3. | Трудность написания букв. Замена букв, слогов («он» на «но», «кот» на «ток») | несформированность пространственных представлений |
4. | Трудности при решении математических задач | слабо развито логическое мышление, низкий уровень развития образного мышления |
5. | Затруднения при пересказывании текста, неумение выделить главную мысль текста. | слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления |
6. | Трудности в усвоении новых знаний | низкая степень восприятия и произвольности |
7. | Трудность в самостоятельном выполнении заданий | низкий уровень развития произвольности, заниженная самооценка, несформированность самоконтроля |
8. | Плохое знание таблиц сложения (умножения)
| низкий уровень развития механической памяти |
9. | Невнимательность, рассеянность | низкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания |
Поэтому,немаловажно, чтобы уроки проходили интересно, насыщенно. Детям со слабой успеваемостью требуется больше наглядности, игровых моментов, тогда будет проявляться и интерес к учебе.
I. Каждый учитель знает, как важна организация учебной деятельности. Поэтому стараюсь задать хороший темп урока, четкость, доступность, разнообразие видов и форм заданий. Для этого использую прием «портфель знаий»:
Сообщение темы. Постановка целей урока.
Самым ценным и значимым, является постановка целей урока самими детьми. Неуспевающему ученику трудно запомнить тему урока, а тем более цели и задачи. Чаще всего ему это не интересно. Рекомендую применить «портфель знаний»(рис.1), который берем с собой на каждом уроке В нем три кармашка с карточками:
1 – «мы узнаем», 2 – «будем развивать»,
3 – «воспитываем в себе».
Сообщив тему урока, спрашиваю: «Ребята, что нам необходимо взять с собой в страну знаний?» Достаю поочередно карточку из каждого кармашка, а обучающиеся сами ставят цели и задачи урока. Этот прием помогает детям чувствовать себя увереннее, ответственнее. Они стараются правильно построить предложение, грамотно сформулировать свою мысль. Подводя итог урока, снова возвращаемся к «портфелю знаний», и дети, достав карточку, подводят итоги: чему учились, что узнали, на что обратить внимание в следующий раз.
II. Для развития познавательного интереса, восприятия, внимания, воображения, памяти у детей, испытывающих трудности в обучении, предлагаю использовать следующие задания:
- Задание на укрепление микромоторики руки, на коррекцию письма.
- работа по дополнительным тетрадям в клеточку (рис.2), где каждому из ребят прописываю элементы мелких фигур. Задания поначалу простые: обвести клеточку, прочертить косые линии и т.д. Задания усложняются постепенно, по мере обучаемости ученика. Учитель, ведя такие тетради, имеет возможность отслеживать умения и навыки ученика. Задания подбираются индивидуально каждому ученику.
Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4
- штриховка мелких и крупных фигур в различных направлениях (рис.3)
- обводка элементов букв, цифр, слогов по готовому образцу.
Эти задания способствуют улучшению почерка, аккуратности письма.
2. Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости:
- из ряда букв найти и подчеркнуть нужные буквы, например: букву Б одной чертой, а букву П – обвести.
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
Постепенно задания усложняю:
- найти в каждой строке букв, спрятавшиеся слова и подчеркнуть их.
«Угадай, кто спрятался?» Детям дается карточка, с наложенными друг на друга картинками. Задание: рассмотреть и назвать предметы, изображенные на карточке. (рис. 4) или, например, «Буквы спрятались» (рис. 6)
Развитию произвольного внимания, сообразительности способствует игра «Собери слова». Слова написаны неверно. Надо собрать слово. (рис.5)
Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7
- Для развития зрительного анализа, формирования умения владения операцией сравнения, предлагаю следующие задания:
Выдаю учащимся изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей. К ним - задания: «Найди отличия», (рис.7) «Прочитай быстро» Детям раздаются карточки с парами слов, которые различаются одной, двумя буквой:
Ножки - ложки дочка - бочка
Егорка - горка город – горох
девушка – дедушка картина - корзина
«Найди и обведи лишний предмет, символ» (рис. 8а, б)
Рисунок 8а Рисунок 8б Рисунок 9
4. Для развития пространственных отношений предлагаю применить следующие упражнения:
Игра «Полет».
Цель: коррекция пространственной ориентировки (право, лево, по диагонали).
Раздаю детям геометрические фигуры: треугольники и листы бумаги белого цвета. – «Ребята, вы – капитаны своих самолетов. Наш полет начинается с нижнего правого угла неба. Держим курс на верхний правый угол и т.д.»
Предлагаю задания на выявление умения детей правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов.
«Прочитай слово».
Показываю плакат с хаотичным расположением букв. Задача ребят составить из них слово (рис. 9)
Для развития мышления использую игры: «Молчанка», «Лесенка»,»Собери поезд».
Игра «Построй сам». У детей шаблоны цветных геометрических фигур и белый лист бумаги. Это задание помогает ребятам концентрировать внимание, применить фантазию, закрепить знание геометрических фигур, закрепить ориентировку в пространстве. Например: на середину листа выложите квадрат, на него – треугольник. Над треугольником – круг, справа от квадрата прямоугольник, слева 2 треугольника. Какое изображение у вас появилось? (дом, солнце, забор, елочка). Можно дать задание зарисовать в тетрадь. Также можно детям дать задание составить из геометрических фигур кораблик, машину, дом и т.п.
- В работе со слабоуспевающими детьми важна словарная и орфографическая работа. Обычно процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти и внимания учащихся. Предлагаю следующие приемы запоминания:
Выборочный диктант
Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.
В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.
Выборочный ответ.
Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.
Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктуется слово береза, записать к нему слово-прилагательное (березовый).
Подбор и запись синонимов и антонимов.
Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является прием подбора учащимися слов близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми написаниями. Пример: синонимы к слову Отечество – Родина, отчизна, а антонимы к слову мешать – помогать, пособлять.
Составление предложений с данными словами.
Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.
Дописывание орфографических таблиц.
Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать и этот прием. Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.
Письменный пересказ текста с использованием данных слов.
Учащиеся кратко, в письменном виде, передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми написаниями (б/у гласные, удвоенные согласные).
III. Для развития памяти, дикции, четкости речи рекомендую использовать чистоговорки, скороговорки, поговорки, небольшие стихотворения, загадки.
а) Для постановки правильного произношения звуков, ускорения темпа речи, повышения продуктивности запоминания.
Рисунок 12
Например:
Ос-ос-ос – сильный мороз У Ивашки рубашки,
Ос-ощ-ос – на дворе трещит мороз У рубашки кармашки.
Ос-ос-ос – заморозил нас мороз
Ос-ощ-ос – заморозил щеки, нос.
Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом ее формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти. Поэтому повысить продуктивность запоминания можно синтезируя разные виды памяти, в частности, слуховую и зрительную.
б) Для развития памяти, внимания на уроках математики можно использовать упражнения:
«Запомни и нарисуй». Рисунок 13
Детям показывается несложный рисунок. В течение 10 сек. они его самостоятельно изучают. Рисунок убираю и прошу воспроизвести его по памяти. Затем показываю, дети сверяют (рис. 13).
Игра «Что изменилось?»
На столе учителя находится множество предметов (например: линейка, тетрадь, книга, ручки, карандаши, ластик и др.) По команде учителя или ведущего ребята закрывают глаза. В это время 2 предмета меняют местами. Учащиеся должны заметить, что изменилось.
«Найди закономерность». Дети дорисовывают в пустых клеточках необходимые фигурки (рис. 14).
Рисунок 14 Рисунок 15 Рисунок 16 Рисунок 17
Слабоуспевающим ученикам сложно запомнить правила. На уроках использую шпаргалки-запоминалки (от Ирины Асеевой). Дети их быстро запоминают и усваивают (см. приложение №1)
По русскому языку использую табличку «Гласные. Согласные (по звонкости, мягкости)» (рис. 16)
По математике дети затрудняются в запоминании знаков выражений « >» и «<». Для этого использую изображение птицы. Клюв закрыт – знак «больше», клюв открыт – знак «меньше» (рис.17).
в) В начальной школе необходим навык беглого чтения.
Слабоуспевающие дети могут повторять буквы, слоги по нескольку раз, «проглатывают окончание».
Я использую наборы карточек или слоговую таблицу, как жужжащее чтение, от простого к сложному. Карточки необходимо прочитывать по вертикали, затем по горизонтали. Происходит зрительное закрепление букв, устойчивое их восприятие, увеличивается темп чтения (рис.15, приложение № 2).
Важно читать не только быстро, но, самое главное, выразительно.
Задание «Читай по правилу»
направлено для развития произвольного внимания, для замедления темпа речи. Задания могут быть разные (например: пропускать при чтении каждое второе слово, чтение текста через слово и т.п.) ВАЖНО: тексты должны быть несложные, по объему небольшие.
Можно использовать чтение по ролям, ставить инсценировку сказок. Ребята раскрепощаются, стараются произносить текст выразительно.
V. Для развития общего кругозора, развития речи, воображения, устойчивости внимания, мышления
- Игра «Знаешь ли ты животных?»
Я использую карточки с классификацией предметов (например, животных). Задаются вопросы: Какие из них живут в жарких странах, какие в холодных? Кто из них хищник, кто травоядный? Дети раскрашивают (рис. 18).
Следующая игра развивает устойчивость внимания.
- «Веселые данетки» - загадки. Например:
Веселые данетки – без фантиков «конфетки» -
Только «да» и только «нет» - дайте правильный ответ!
-Если ты бежишь в буфет,
Значит ты голодный? …(да)
- В небе месяц и звезда –
Значит, это полдень?...(нет)
-«Игра на внимание». Например: Внимание! Внимание!
Игра в словочетания!
- Принцессами из книжки - Ноготки на пальчиках
Мечтают стать…(девчонки) Красят только…(девочки)
- Любят спорт, машинки, гонки -Увидев серенькую мышку,
Настоящие…(мальчишки) От страха завизжат…(девчонки)
- Игра «Мамы и детеныши», способствует развитию кругозора, воображения. Учитель называет маму, учащиеся – их детей. Например:
лиса – лисенок корова – теленок курица - цыпленок
заяц – зайчонок лошадь – жеребенок гусь - гусенок
лев - львенок собака – щенок утка - утенок
-Игра «Один – много»
(например: стул – стулья, окно – окна, дерево – деревья)
-Игра «Назови одним словом»
Например:
клен, береза, тополь – деревья снег, дождь, роса - осадки
брусника, черника, голубика – ягода автобус, трамвай, троллейбус - транспорт
-Игра «Говори наоборот»
Учитель называет слова, дети подбирают к ним антонимы. Например:
Веселый – грустный большой - маленький
Горячий – холодный узкий - широкий
Сладкий – горький глубокий - мелкий
-Игра «Найди лишнее слово».
Например: храбрый, злой, смелый, отважный
яблоко, слива, огурец, груша
час, минута, лето, секунда
молоко, сметана, хлеб, творог
VI. Послушаем «царицу Тишину»
Как правило, слабоуспевающие дети быстро утомляются, начинают отвлекаться на посторонние предметы, становятся пассивными. Я использую следующий прием:
Как только замечаю, что дети устали, начинают создавать шум в классе, предлагаю пригласить в гости «царицу Тишину». Класс замирает. Дети садятся удобно, закрывают глазки, отдыхают. Ребятам очень нравится слушать «царицу Тишину». Обязательно говорю тихим спокойным голосом: «Царица Тишина» похвалила всех ребят, а особенно…(называю имя шумного, неорганизованного ребенка) и села рядом с ним. А мы посмотрим, останется ли она в нашем классе до конца урока, или уйдет к другим детям».
Также предлагаю использовать «облачко настроения»
Если в классе начинается посторонний шум, тихонько вывешиваю на доске «облачко настроения». (Изображение облачка с двух сторон. С одной стороны – слезки- дождик, с другой – улыбка). «Смотрите, ребята, погода в классе портится. Кажется, дождик собирается». Как только ребята успокаиваются, меняю облачко на другую сторону. Такие небольшие приемы помогают настраивать ребят на организацию учебной деятельности, способствуют концентрации внимания.
В такие формы работы со слабоуспевающими учащимися включаются и дети с более высоким уровнем подготовки. Поэтому стараюсь найти индивидуальный и дифференцированный подход к ребятам. По мере обучаемости детей, дидактические, тренинговые карточки на уроках математики и русского языка раздаются с учетом индивидуальных возможностей. Отстающие ребята, чаще всего, неохотно выполняют самостоятельные задания. Поэтому подбираю и контрольные и самостоятельные работы по уровню сложности.
ВЫВОД:
Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:
1. Заинтересованность в процессе обучения;
2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;
3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;
4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.
Изо дня в день, обучая детей, педагог учится сам.
Желаю всем творческих успехов и настоящего профессионализма!
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Шпаргалки-запоминалки
Здесь собраны шпаргалки, которые облегчат ребёнку запоминание правил (сделают обучение веселей), и будут выручать во время контрольных работ, когда от волнения можно забыть даже то, что учил.
Цвета радуги
Расположение цветов радуги (цветовой спектр) легко запомнить по первым буквам слов этой фразы:
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан
*
Падежи
«Запоминалка» названий и последовательности русских падежей по первым буквам слов этой фразы:
Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печку
*
Непроизносимая согласная "Т" в корне слова
В этой фразе собраны все 5 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».
Не чудеСНо, не прекраСНо, а ужаСНо и опаСНо букву «Т» писать напраСНо
Всем извеСТНо, как прелеСТНо букву «Т» писать умеСТНо
*
Правописание ТСЯ в глаголах
Запоминалка тем, кто мучаеТСЯ при написании глаголов:
Кто в глаголах пишет «ЦА» — настоящая овца
*
Дефис в местоимениях
Правописание дефиса в неопределённых местоимениях:
Кое, то, либо, нибудь – чёрточку-то не забудь
А частицы же, ли, бы ты раздельно напиши
*
Глухие согласные
В этой фразе собраны все глухие согласные русского языка:
СТЁПКА, ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? - ФИ!
или запомнить пары:
Ка-Пэ, эС-Тэ, эФ-Хэ, Цэ-Че, Ша-Ща
*
Звонкие согласные
В запоминалку собраны звонкие согласные русского языка:
Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Жэ, Зэ
эЛь, эМ, эН, эР, Й
*
Буквы алфавита
В этой фразе собраны все буквы русского языка.
Достаточно ребёнку ежедневно летом писать одну эту фразу печатными и прописными (как заглавными, так и строчными) буквами, и он не забудет за каникулы написание русского алфавита.
СЪЕШЬ ЖЕ ЕЩЁ ЭТИХ МЯГКИХ ФРАНЦУЗСКИХ БУЛОК, ДА ВЫПЕЙ ЧАЮ
*
Слова "чулки" и "носки" в родительном падеже
Употребление слов "чулки" и "носки" в родительном падеже (неправильно говорить: «чулков – носок»)
Нет чулОК и нет носкОВ!
*
Глаголы «класть» и "ложить"
В повелительном наклонении глагол «класть» не любит приставку (кроме «складывай!)», а глагол «ложить» наоборот, в литературной речи употребляется с приставкой (положи, уложи, приложи, сложи!)
Нет
ЛОЖИ - ПОЛОЖЬ - ПОКЛАДИ
есть
ПОЛОЖИ - КЛАДИ
Не клади лук в суп, положи чеснок!
*
Правописание после "Ц"
Запоминалка слов-исключений, в которых в корне слова после «Ц» пишется «Ы»
ЦЫган на ЦЫпочках подошёл к ЦЫплёнку и ЦЫкнул "ЦЫц"
*
Спряжения глаголов
- четыре глагола на ать
- и семь глаголов на еть
имеют окончания II спряжения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть -
Вы запомните, друзья,
Их на «Е» спрягать нельзя.
- два глагола на ить
имеют окончания I спряжения:
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «ить»,
Исключая: брить, стелить.
*
Надеть-Одеть
Одевать (кого?) Надежду
Надеваем (что?) одежду
*
Ударение в словах
Распространенная ошибка:“тортЫ”:
Долго ели тОрты -
Не налезли шОрты!
Распространенная ошибка: “звОнит”:
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог!
Распространенная ошибка: “щАвель”:
Срубили ель, сорвали щавЕль
Распространенная ошибка: “свеклА”:
ФЁкла красная, как свЁкла!
Распространенная ошибка: “твОрог”:
Купи-ка творОГ
Начинить пирОГ
*
Биссектриса
Биссектриса - Прямая линия, проходящая через вершину угла и делящая его пополам:
Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам
*
Теорема Пифагора
«Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов»
Пифагоровы штаны на все стороны равны
*
Сталактиты-Сталагмиты
Минеральные наросты, свисающие в виде сосулек со сводов пещер, называются сталактитами; те же, что поднимаются, словно колонны снизу вверх — сталагмиты, но многие постоянно путают эти слова.
- буква «Т» «похожа» на сосульку , приросшую к потолку ↓
сталакТиты ( «Т»= ↓ )
- буква «М» «похожа» на 2 конуса (столба), растущих вверх ↑
сталагМиты («М»=↑ )
*
Число Пи
Тем, кому нужно запомнить больше знаков после запятой:
π = 3,1415926…
Если очень постараться,
Можно сразу Пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть
*
Окрашивание лакмусовой бумажки
лакмусовая бумажка изменяет цвет на «красный» под воздействием кислот и на «синий» под воздействием щелочей:
Реактив – хамелеон:
В щелочах синеет он,
В кислоте опасной
Он окращен в красный!
*
Деление на 3 и на 9 без остатка
Если сумма цифр многозначного числа делится на 3, то это число тоже можно разделить на 3 без остатка., это же применимо и к делению на 9
Например: 654 : 3
Складываем: 6+5+4 = 15;
15 на 3 делится!
Значит, 654 можно разделить на 3 без остатка (654: 3 = 218).
*
Северные моря России
Моря на Севере Росии: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Беренгово, Охотское.
Чтобы запомнить порядок расположения морей, есть запоминалка:
БаКар ЛаВос ЧуБерОх
*
Наречия
Вопросы, на которые отвечают наречия (в предложениях являются обстоятельствами):
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так:
где? куда? когда? откуда?
почему? зачем? и как?
*
Буква "з" в начале слова
Обрати внимание
На "здесь, здоровье, здание".
З нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.
*
Чередующиеся гласные в корне слова
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
*
Химическая реакция
В процессе окислительно-восстановительной реакции восстановитель отдаёт электроны, то есть окисляется; окислитель присоединяет электроны, то есть восстанавливается:
Восстановитель – это тот,
Кто электроны отдает.
Сам отдает грабителю,
Злодею – окислителю!
*
Умножение на 11
Например: умножаем число «12» , для этого между 1 и 2 ставим число равное их сумме (1+2 =3), получается - 132.
- 14 х 11 равно 1(1+4)4 = 154;
- 18 х 11 равно 1(1+8)8 = 198;
- 22 х 11 равно 2 (2+2)2 = 242
и т.д.
Формы и методы работы со слабоуспевающими:
- Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости
индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда
— это дифференцированные тренировочные задания, инвариантные лабораторные
работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
- С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила
выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать
большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и
новые знания.
- Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о
пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый
учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях
учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию
знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить
обращаться сразу за консультацией к учителю.
- Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен. Поэтому необходим
мониторинг на все годы обучения предмета, в котором по основным разделам-темам
учитывать теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по
теме. В дальнейшем с течением времени отмечать изменения, которые произошли в
знаниях обучающегося. По этому учёту виден «рост ученика», прочность его знаний.
- Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с
решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.
- Можно использовать занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на
уровне подсознания.
Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию
успеха.
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
Какие возникли трудности по введению ФГОС НОО и как их преодолеть
Живем в эпоху нанотехнологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт.
Позади четвертый учебный год, сопряжённый волнениями педагогов, причастных к введению и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Педагогический коллектив нашей начальной школы неустанно трудится над решением проблем, возникающих в процессе введения в практику новых стандартов.
Достаточно непростая ситуация сложилась при создании базы данной образовательной реформы. Были изданы документы федерального уровня с обозначенными идеями и направлениями, такие как: содержание общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, но не были « спущены сверху» готовые материалы для разработки и составления Образовательной программы ОУ, рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности, соответствующих условиям конкретной школы. Однако, рабочая группа педагогов школы за короткий срок вполне успешно справилась с данной проблемой. Кропотливо изучив большое количество научно-методической литературы серии «Стандарты второго поколения», администрация школы совместно с руководителем МО начальных классов разработали и подготовили к работе все нормативно-правовые документы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Тем самым обеспечили плавный переход к организации учебно-воспитательного процесса в новых условиях. Огромным результатом работы педагогов в этом плане была разработка программ по предметам и программы кружков внеурочной деятельности по пяти направлениям: спортивно-оздоровительному, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно-нрвственному, социальному.
Надо признать, что новый образовательный стандарт ворвался в повседневную жизнь школы, не соизмеряясь с силами и возможностями учителей. Т.к. Стандарт внедряется не поэтапно, это подтверждается тем, что вначале разрабатывается и вводится Стандарт начального образования, затем – среднего и только потом приступают к разработке Стандарта дошкольного образования. Данный факт, по мнению педагогов, может негативно сказаться на эффективности работы стандартов. Первое испытание выпало на долю учителей начальных классов. Вместе с этим возникла проблема готовности педагогов к внедрению новых стандартов. В стандартах второго поколения прописан «портрет выпускника начальной школы», который будет обладать не только запасом знаний, но и будет готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания. Но ответа на вопрос «Как это сделать?» в данном документе нет!
Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Новым для нас , учителей начальных классов, стали понятия и термины – «основная образовательная программа», «планируемые результаты», «универсальные учебные действия», «проектная деятельность», «портфолио», «технологическая карта» и др. Как развивать ученика, нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя – взрослого человека- стало самой серьёзной проблемой для педагогов школы. Далее, если до введения документа применение системно-деятельностный подхода в обучении было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД.
Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Форма урока приимущественно групповая или индивидуальная. Результаты обучения не только предметные, но и личностные, метапредметные. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. И многое, многое другое.
Поэтому в профессиональной деятельности, в связи с реализацией ФГОС, изменился лишь объём документационного обеспечения. Документов надо составлять больше, на что уходит много времени, и соответственно, на творческую деятельность учителя времени катастрофически не хватает.
В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился подход к обучению. Учитель – инструктор, куратор, наставник. Ученик - активный участник образовательного процесса, умеющий мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения.
Делается многое, но всё же учителю совсем непросто даётся формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Для того, чтобы достичь результата, учителю приходится перестраиваться внешне и внутренне. Учителю недостаточно только тщательно подготовиться к уроку, необходимо ещё психологически настроиться на то, что ученик сам, под руководством учителя, целеполагает, прогнозирует, контролирует, оценивает усвоенный материал. Не верилось, что наши ученики и учителя готовы и способны к реализации таких требований новых стандартов. Понемногу работа эта начинает давать небольшие, но положительные результаты.
Хочется пожелать всем огромного терпения и крепкого здоровья для осуществления реализации ФГОС!!!
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
Районный семинар: Организация внеучебной деятельности обучающихся начальной школы
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Правительство РФ осуществляет меры по их реализации, в том числе и в дополнительном образовании. В их числе:
Слайд 1
- создание условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании;
- сохранение приоритета бесплатности дополнительного образования детей, равного доступа детей к дополнительному образованию;
- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей, развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;
- обеспечение сельским детям равных возможностей в получении дополнительного образования, создание на базе сельских школ детских творческих объединений различной направленности,
- расширение возможностей получения дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки детей «группы риска» через развитие клубных объединений по месту жительства, программы каникулярного отдыха и занятости образования детей.
Согласно государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводится десять часов на организацию по направлениям внеучебной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющие все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеучебная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.
Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Внеучебную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеучебная деятельность.
Обучающимся, посещающим группы продленного дня, до самоподготовки лучше организовать прогулки, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельностью, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия) (это соответствует нормам СанПиН ).
В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на ФГОС-2 каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией внеурочной деятельности учащихся. Организовать – значит упорядочить, установить определённый порядок. Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована.
1. В ФГОС-2 выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное (Слайд 2). Каждому члену коллектива школы (учителю начальной школы, учителю средней и старшей школы, библиотекарю и др.) необходимо определиться с выбором одного из направлений, в котором он является специалистом.
Внеучебная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами.
При организации внеурочной деятельности обучающихся и в период каникул образовательным учреждением могут быть использованы возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ на базе общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, например, ДЮСШ, ДШИ, сельская библиотека. Также могут быть использованы возможности родителей, не имеющих педагогическое образование, но являющихся специалистами в других областях (экономическое, техническое, медицинское и т.п.) Например, …………………………………………………………………………
2. Специалисты, определившиеся с одним из направлений, выбирают основную форму организации внеурочной деятельности: кружок, клуб, секция, студия, общественно-полезная социальная практика. Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление обучающимся начальной школы возможности широкого спектра занятий, направленных на их разностороннее развитие.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Основные формы организации внеурочной деятельности
Кружок – форма организации группы школьников, проявляющих устойчивый интерес в той или иной области (деятельности). Кружок, как правило, имеет свою эмблему и девиз. Практическая работа детей в кружке должна сочетаться с расширением их кругозора и тесно увязываться с теми знаниями, которые они приобретают в учебной деятельности. С этой целью в кружке проводятся беседы, устраиваются экскурсии. В работе кружка важное место имеют выставки лучших работ.
К этой группе, в частности, относятся кружки вязания, кройки и шитья, бисероплетения, мягкой игрушки, лепки и т.п.
Ув. коллеги, какие направления кружка вы можете предложить? Называют) Слайд 3
- Кружки прикладного искусства. Краткая характеристика:
- физическое развитие: развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: способствует выработке терпения, усидчивости, настойчивости. Требуют внимания и самоконтроля. Развивают творческие способности;
- дополнительные преимущества: ребёнок приобретает умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни. В нашей школе работает кружок бисероплетения, вязания, кройки и шитья. Ведут учителя начальной школы, учитель технологии.
- Художественные кружки. Краткая характеристика:
- физическое развитие: развивают мелкую моторику;
- психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению. Воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;
- дополнительные преимущества: ребёнок учится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и т.п.). Ребёнок получает некий объём знаний об истории искусства, его основных направлениях. Например, кружок «Своими руками», «В мире красок», «Очумелые ручки» ведут учитель ИЗО, учителя нач. классов.
- Технические кружки. Краткая характеристика:
- физическое развитие: развивают мелкую моторику;
- психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению. Воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;
- дополнительные преимущества: ребёнок учится работать с различными материалами (деревом, железом и т.п.). Выполняя те или иные работы, ребёнок учится владеть различными инструментами, приобретает трудовые навыки. Одновременно ребёнок знакомится с окружающей его техникой, расширяет свой политехнический кругозор, и это поможет ему по окончании школы избрать себе профессию. Работа в кружке помогает ребёнку лучше учиться. Самодельные пособия, изготовленные в кружке, облегчают усвоение учебного материала, закрепляют его в памяти, повышают успеваемость.
Духовно-нравственное направление, общекультурное направление в нашей школе реализуется через предметный факультатив «Основы православной культуры», кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества (лего - конструирование), домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре; художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы,чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т.д.
Кружок «Моделирование», которым руководит учитель технологии, посещают, в основном, уч-ся среднего звена, но есть и ученики 4 класса.
Следующая форма организации – клуб.
Клуб. Слайд 4Работа клубов привлекает детей возможностью общения по интересам, разнообразие приёмов и методов работы, включая и такие близкие для младшего школьного возраста, как игры.
Заседание клуба может проходить по следующей схеме: краткое сообщение учащимся обо всём интересном, что школьники узнали за период между заседаниями; обсуждение основной темы занятия; проведение игр, конкурсов, соревнований; задания к следующему заседанию клуба.
Необходимым элементом каждого заседания клуба являются вопросы детей и ответы на них. В помещении, где проводятся заседания клуба вывешивается ящик с надписью «Спрашивайте – отвечаем», куда дети опускают пожелания и вопросы, на которые хотели бы получить ответ. В классе, где проводится заседание клуба оформляется стенд для информации о заседаниях, заданиях и поставленных вопросах, ответов на заданные вопросы. В работе клуба важное место имеют познавательные игры, КВНы, пресс-конференции, публичные защиты проектов и исследований.
- Патриотические клубы. Ведущими формами деятельности в клубах, занятия которых направлены на патриотическое воспитание ребёнка, являются образовательные и краеведческие экскурсии; туристические походы; занятия по изучению правовых норм государства, законов; КТД, праздники, викторины, познавательные игры, исследовательская и проектная деятельности, посещение музеев, этические беседы, встречи со знаменательными людьми. В нашей школе, например, уч-ся нач. звена ведётся мини-исследовательская и мини-проектная деятельность «Моя малая родина», «Моя семья и война».
- Научные клубы. Занятия в этих клубах направлены на познание различных научных областей, развития мышления. Например,
- журналистики, где маленький репортёр или редактор может попробовать свои силы в устном или письменном жанре, выпустить газету, создать телепередачу и т.п.; Это могут быть «Новости класса», «Репортаж с места событий», «Школьная жизнь» и т.п. готовят мини- статьи для сайта школы
-психологии, в которых ребёнку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;
-истории и археологии, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом ребёнком, расширяет кругозор; К данной группе можно отнести такие клубы, как «Юный археолог», «Следопыт»
- компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой;
- иностранных языков, значимость и полезность которых трудно переоценить;
- шахматные, которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность;
- исследовательские, направленные на развитие исследовательских способностей ребёнка; н-р, клуб «Юный исследователь»
- предметные, направленные на овладение углубленным содержанием отдельного предмета. К этой группе, в частности, относятся клубы «Юный математик», «Экономика в начальной школе», «Риторика», «Экология в начальной школе» и т.п.
Общеинтеллектуальное направление в рамках нашей школы реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы « Математическая логика», «Информационные технологии», «Детская риторика», кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика», олимпиады, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п)
Следующая форма организации – студия
Студия слайд 5 – форма организации творческой деятельности учащихся. Проведение занятий в студиях может проходить по следующей схеме: повторение содержания предыдущего занятия; введение в новое; отработка отдельных элементов деятельности; задания к следующему занятию.
Вопрос: какие виды студий вы можете назвать? Продолжить показ слайда.
- Вокальные студии «Ступеньки к звёздам». Краткая характеристика:
- физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;
- психическое развитие: выступления на сцене помогут ребёнку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;
- дополнительные преимущества: ребёнку поставят голос, научат технике пения.
Направленность может быть различной: оперное пение, популярная эстрада, фольклор.
- Театральные студии. Краткая характеристика:
- физическое развитие: занятия по технике речи дают возможн6ость разрабатывать речевой аппарат, н6аучиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;
- психическое развитие: развитие коммуникативных навыков – умения ясно выражать свои мысли и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций – внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;
- дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.
- Музыкальные студии. Краткая характеристика:
- физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух. Тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребёнка потребуется хорошее внимание и память;
- дополнительные преимущества: ребёнок получит музыкальное образование.
- Хореографические студии. Краткая характеристика:
- физическое развитие: так же как и спортивные секции, способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений. Кроме того, помогают выработать чувство ритма, гибкость;
- психическое развитие: требуют силы воли, твёрдого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Даёт возможность ребёнку проявить свою индивидуальность;
- дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится ребёнку в жизни.
Общекультурное направление в нашей школе реализуется вокальной студией «Ступеньки к звёздам» с целью раскрытия творческих способностей обучающихся. Здесь важное место в работе, как и в работе других студий, занимают показательные выступления юных талантов.
Следующая форма организации – секция
Секция – форма организации учащихся по спортивным интересам и физическим возможностям. Спортивные секции могут быть самыми разнообразными : плавание, хоккей, теннис, фигурное катание и т. п . У каждого вида спорта своя специфика. Для занятия некоторыми нужны определённые исходные способности. Другие под силу любому желающему. Конкретный выбор зависит от данных будущего спортсмена, его интересов и предпочтений. В работе секций важное место имеют показательные выступления, спортивные соревнования.
Спортивные секции. Краткая характеристика:
- физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;
- психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
- дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребёнку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.
Спортивно – оздоровительное направление в нашей школе реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции по баскетболу, лёгкой атлетике, волейболу, футболу. На базе нашей школы работает детская спортивная школа.
В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность. (Слайд 7 общественно – полезная социальная практика). Общественно полезная деятельность реализуется в различных школьных объединениях младших школьников — штабах, разновозрастных отрядах по месту жительства.
Формы организации социального направления:
- занятость общественно-полезным трудом по благоустройству и озеленению территории школы, класса; организация дежурства в классе;
- профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий;
- выставки поделок и детского творчества;
- трудовые десанты, субботники;
- социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми);
- оказание помощи социально-незащищенным категориям населения: инвалидам, престарелым, ветеранам труда,
- шефство над воспитанниками учреждений дошкольного образования, (наш д/с «Солнышко», социального приюта «Маяк»);
- выполнение социальных проектов. Например, проекты «Благоустройство школьной территории», «Помоги братьям нашим меньшим», «Праздник для всех», «Клуб общения», «Безопасная дорога в школу» и т.п.
Социально-педагогические проекты создаются как по инициативе школы, так и по имеющейся потребности в их разработке в обществе.
Социальная деятельность обучающихся нашей начальной школы представлена реализацией проекта «Этикет поведения и общения», целью которого является воспитание культуры поведения, культуры общения, уважительного отношения к людям. Формами занятий с обучающимися по данному направлению являются: экскурсии, тематические беседы, проекты.
3. Следующим шагом в организации внеурочной деятельности для специалиста станет разработка рабочей программы,(Слайд 8) которая имеет следующую структуру:
- пояснительную записку, в которой указывается:
- актуальность конкретной деятельности,
- определяются цели и задачи внеурочной работы (в кружке, студии, клубе и т.п.),
- ожидаемые результаты данной деятельности для участников,
- обеспечение для руководителя и для участника данной деятельности.
- основное содержание работы по годам. Данное содержание может быть представлено на модульной основе с указанием времени на их использование;
- календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности.
4. На внеурочную деятельность ребёнок может ходить по желанию. Это относится к 1 модели «Дополнительное образование» или 4 модели «Инновационно-образовательное». В начале учебного года родители ребёнка заключают договор со школой. Договор может включать в себя Приложение следующего порядка:
1) Структуру дополнительного образовательного пространства ОУ (9). Например,
Примечание. 1) Каждый «кружок» несёт в себе информацию: своё название, Ф.И.О. руководителя, кол-во часов в неделю.
2) Если ребёнок занимается индивидуально в дополнительном образовании, то родителю необходимо на имя директора ОУ написать заявление об освобождении от внеурочной деятельности своего ребёнка. Ребёнок освобождается только в те дни, когда он занят. В остальные дни ребёнок принимает участие во внеурочной деятельности школы.
2) По данной структуре родитель определяется с выбором направления и формы внеурочной деятельности для своего ребёнка в количестве 10часов.
Например,
- спортивно-оздоровительное:
секция «Художественная гимнастика» - 2ч
духовно-нравственное:
клуб «Юный патриот» - 1 час
социальное:
отряд «Мы – юннаты» - 1час
общеинтеллектуальное:
клуб «Юный математик» - 1час, клуб «Юный исследователь» - 1час
общекультурное:
студия «Танцы, танцы, танцы» - 2час, студия «Кукольный театр» - 2час.
В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и внеучебная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половины дня не корректируется. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеучебной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе изолированно; связи с общешкольной работой также фрагментарны. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией.
Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеучебной деятельности в данной школе.
Четвертая модель организации внеучебной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа.
Но существуют и другие модели организации внеурочной деятельности.На курсах нам давали такую трактовку моделей. Первая модель – «Дополнительное образование» (Всю внеуроч.дея-ть ведут преподаватели ДОП: заключают договор с ОУ, составляют планирование). Вторая модель – «Школа полного дня». (Ведут воспитатели ГПД). Третья модель – «Оптимальная модель», ведёт кл.рук-ль: подготовка к праздникам,кл. часы и т.д.Эта работа отражается в плане воспит. Работы кл. рук-ля. Можно приглашать родителей, библиотекаря. Оплата только кл. рук-во. Четвёртая модель – «Инновационно-образовательное» -- силами преподавательского состава всей школы
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.».
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана. Сумма недельных часов по внеурочной деятельности может быть не равна 10 часам в одном классе. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).
Внеурочная деятельность по направлениям: военно-патриотические, экологические клубы, предметные кружки, социальная работа, проектная деятельность может проводиться учителями начальных классов, а по направлениям: спортивные кружки, секции, музыкальные кружки, театральная студия – учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования детей, тренерами-преподавателями, хореографами и другими. В этом случае они являются работниками школы на условиях совместительства или почасовой оплаты.
Механизмы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, художественными, музыкальными и спортивными школами могут быть различными и определяются образовательным учреждением самостоятельно.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Оплата часов по внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с приказом образовательного учреждения. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей.
Подводя итоги по организации внеучебной деятельности обучающихся начальной школы можно сказать, что внеурочная деятельность важна и нужна, т.к. направлена на достижения новых образовательных ресурсов, ориентирована на развитие личности обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.
Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....
"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)
Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта
Логопедические методики на уроках в начальной школе...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....