Продуктивное использование новых образовательных технологий.
учебно-методический материал (3 класс)

Шайхетдинова Дамира Мирсагитовна

                                    Продуктивное использование новых образовательных технологий является эффективным инструментом в повышении качества образования в начальной школе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Продуктивное использование новых образовательных технологий.

Наименование технологии,

электронных образо- вательных ресурсов в т.ч. интернет- ресурсов

Обоснование выбора

Системность использования (периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап

урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Информационно-коммуникационные технологии

Применение компьютерной техники делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый обучающийся работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.

По данным исследований, в памяти человека остается ¼  часть услышанного материала,  1/3 часть увиденного, ½  часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.

Для того, чтобы использовать ИКТ, и учитель и обучающийся должны  быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать при планировании программного материала. В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например, на уроках математики, русского языка , окружающего мира , чтения применяется материал электронных приложений «Школы России». Для уроков родного языка просмотр презентаций.

Использование ИКТ-технологий необходимо систематически, на многих уроках. Часто на уроках возникает необходимость работы не только с учебником, но и с интернет-источниками. Например ,на уроках технологии в 3 классе по теме «Скульптуры разных времен и народов» дети сами находят информацию по теме.. Учащиеся порой осуществляют поиск нужной информации быстрее, чем по учебнику.

Проблемное обучение

Главная задача сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

К сожалению, очень часто мы не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Мы не ждём, а сразу же задаём другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно.

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия; 2) ёмкое содержание; 3) увлекательная форма; 4) доступный для ученика уровень сложности.

В процессе работы наиболее часто использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность обучающегося к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. Проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации обучающийся ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.

    Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.

Тестовые технологии

Тест выявляет общую картину успеваемости и определить уровень усвоения материала каждым учащимся. Это позволяет продолжить индивидуальную работу,  как с успевающими, так и с отстающими. Необходимо использование тестов, обучение работе с тестами в начальных классах уже со 2 полугодия 1 класса .

Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет работу учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. Кроме того тестовые задания предполагают среди вариантов ответа правильный и тестируемый хотя бы видит правильный ответ.

Тест способствует развитию логического мышления, интуиции, поскольку содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций – сравнение, обобщение, анализ, поиск альтернатив, и т.д. Кроме того, тестируемый находится перед выбором - найти ответ или угадать его. Многие действуют методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и проверяют оставшиеся. Игровой характер тестирования повышает заинтересованность в хорошем результате, способствует повышению интереса к предмету.

 Тест упрощает процедуру проверки, позволяет учащихся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Он даёт возможность проверить не только знание, но и понимание учебного материала. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и построить соответственно коррекционную работу

В своей практике я использую тесты на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.

  Выбор типа и вида тестового задания определяется целями занятия, в соответствии с которыми провожу тестирование, характером материала,  индивидуальными особенностями учащихся.

На уроках математики тест использую после прохождения большого раздела, а также как входной контроль, итоговый контроль.

На уроках русского языка, окружающего мира  тест использую не только как контроль знаний по разделам курса , но и при подготовке к олимпиадам.

Игровые технологии

Любой ребёнок начального звена , независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • Коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • Самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;
  • Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Для меня на уроках математики, русского языка  , литературного языка  при использовании игровых технологий важно: определить место дидактической игры в системе других видов деятельности на уроке (игры следует различать по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие), целесообразность использования игры на разных этапах изучения материала, разработка методики проведения игры с учётом цели урока и уровня подготовленности учащихся.

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

2. Количество играющих.

3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся в процессе игры?

4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры? 5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?

6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?

7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить все ли включились в работу?

8. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключении (лучшие моменты, недочёты, результат усвоения знаний, оценки участникам)?

Игра используется:

• В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (проект игры "Дерево знаний", "Дворец знаний").

• Как элементы соревнования.

• В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

• Как технологии внеурочной деятельности.

• Игры, содержащие упражнения на релаксацию (физ. минутки на уроках).

На уроках русского языка реже на уроках математики, уроки-игры я провожу как итоговый урок-повторение. Часто это бывает соревнование двух команд, т.е. класс делится на 2 команды. Учащимся нравятся подобные уроки, и они сплачиваются, учатся работать в команде.

Здоровьесберегаю-щие технологии

Сохранение и укрепление здоровья детей – одно из направлений моей работы. Только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие, поэтому свою работу строю на основе разнообразных форм и методов работы с учётом лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

На уроках я провожу: дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения для укрепления позвоночника, кабинет перед занятием проветривается, в коллективе поддерживается доброжелательная атмосфера и др. Познавательно-релаксационные физкультминутки для уроков окружающего мира, математики стараюсь придумывать сама. На страницах интернета имею публикации со своими технологиями.

Технология оценивания учебных успехов

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников стараюсь формировать с 1 четверти 1 класса. В игровой форме обучающиеся учатся оценивать свои достижения, формулировать  свои мысли и высказывать их.

Технологию эффективно использовать как рефлексию каждого этапа урока. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки, мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о продуктивном использовании новых образовательных технологий и методик

В отчете учителя предсавлен перечень современных образовательных технологий и методик, цели их использования и способы применения на уроках и во внеклассных мероприятиях. Для получения объективной кар...

Продуктивное использование новых образовательных технологий

Технология РКМ обучает  учеников умению самостоятельной обработки информации,  формирует самостоятельность мышления; развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работа...

Продуктивное использование новых образовательных технологий

Технология РКМ обучает  учеников умению самостоятельной обработки информации,  формирует самостоятельность мышления; развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работа...

4.2. Продуктивное использование новых образовательных технологий

laquo;Воспитание и только воспитание - цель школы...»                                    ...

4 ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллектива...