Технология развития критического мышления
презентация к уроку

Шлейникова Екатерина Алексеевна

В данной презентации вы сможете узнать основное о технологии развития критического мышления: цель, актуальность применения в наши дни, структуру ТРКМ, методические приёмы каждой стадии, преимущества ТРКМ, затруднения, которые испытывает педагог,  работая в данной технологии,ожидаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.pptx1.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления Выполнила: Шлейникова Е.

Слайд 2

Цель ТРКМ - р азвитие мыслительных навыков (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать)

Слайд 3

Разработчики ТРКМ Черльз Темпл Джинни Стил Курт Мередит

Слайд 4

В основе технологии лежат идеи: Л.С. Выготского Д. Дьюи Ж. Пиаже

Слайд 5

Актуальность применения ТРКМ в наши дни позволяет проводить уроки в оптимальном режиме у детей повышается уровень работоспособности усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска

Слайд 6

Структура ТРКМ Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии

Слайд 7

I стадия вызова Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ставят перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

Слайд 8

Методические приёмы I стадии Парная мозговая атака. Групповая мозговая атака. Ключевые термины. Свободное письменное задание. Таблица «З-Х-У». Плюс-минус-вопрос. Верные и неверные утверждения Корзина идей Кластер Ключевые термины

Слайд 9

II стадия осмысления На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: « инсерт », «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов »

Слайд 10

Методические приёмы II стадии Инсерт «Знаю - хочу узнать - узнал» Чтение с остановками. Бортовые журналы. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. « Дерево предсказаний». «Шесть шляп мышления». Приём «Кубик» « Двухчастный и трехчастный дневник»

Слайд 11

III стадия рефлексии На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д

Слайд 12

Методические приёмы III стадии Синквейн Эссе Дискуссия Круглый стол «РАФТ»

Слайд 13

Преимущества ТРКМ работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас; совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста; есть возможность повторения, усвоения материала; усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса); вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту; появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль; обостряется любознательность, наблюдательность;

Слайд 14

Преимущества ТРКМ дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот; в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание; развивает активное слушание; исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией; предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

Слайд 15

Затруднения, которые испытывает педагог, работая в данной технологии Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая). С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.

Слайд 16

Затруднения, которые испытывает педагог, работая в данной технологии Неправильное понимание стратегий и методов. Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации). В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе. Сложность в подборе материала (из разных источников). Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ. Большие моральные, временные и материальные затраты.

Слайд 17

Ожидаемые результаты умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

Слайд 18

Ожидаемые результаты аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...

Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...