Внеклассное мероприятие: «Мои права и обязанности»
методическая разработка (3 класс)

Ковалевская Юлия Валерьевна

Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_prava_i_obyazannosti.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие:

«Мои права и обязанности»

Ковалевская Юлия Валерьевна

Тьютор МОУ «СОШ № 62»

г. Магнитогорска

Класс: 3 «А»

Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

  • познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей;
  • обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
  • способствовать формированию уважительного отношения к правам других людей.

УУД:

Личностные: положительное отношение к школе; стремление жить в гармонии с одноклассниками; представление о ценностях жизни.

Регулятивные:определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию  и преодолениюпрепятствий.

Коммуникативные: уметь договариваться и разрешать конфликты;  уметь работать в парах, группе.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Форма проведения: заочное путешествие по стране «Права и обязанности».


Ход мероприятия:

  1. Вступительная часть.
  1. Приветствие обучающихся.
  2. Проблемная ситуация.

- Ребята, вчера после уроков мальчики из одного класса решили поиграть. И вот что вышло!

Ученик 1: Давайте поиграем в войну!

Ученик 2: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, милиционером. А ты, Димка, будешь бандитом.

Ученик 3: А я не хочу.

Ученик 1:Чего не хочешь?

Ученик 3: Играть в войну.

Ученик 1:Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!

Ученик 3:Я не хочу.

Ученик 2: Захочешь!

Ученик 3:Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!

- Вот, что мне пришлось вчера наблюдать. Предлагаю, ребята, разобраться, кто прав, а кто нет?

(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)

- Может быть, кто-то догадался, о чем пойдет речь на нашем мероприятии? (Предполагают)

- Тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы отправимся в путешествие по стране прав и обязанностей.

II. Основная часть.

1. Знакомство с понятием «Право».

- Но нам не разрешат отправиться в путешествие, если мы не заполним таможенный бланк, то есть не дадим ответ, что такое «право». А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?(Дают предположения). Где можно уточнить, что такое «право», «права»? (Уточняют в словаре, заполняют таможенный бланк).

- А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Попробуемразобраться. Мы найдем ответ в городе Знаний.

2.Станция «Город Знаний».Знакомство с правовыми документами

- Давным-давно, много лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

- А что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.

Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.

И была создана Конвенция о правах ребенка – это документ, который провозглашает защиту прав каждого ребенка в любой стране.Главная цель конвенции в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей на: выживание, здоровье, развитие, защиту детей по различным направлениям.

Итог на станции

- В каком документе записаны права людей?

- Как называется документ, в котором перечислены все права детей?

3.Станция «Правовая»

- Наше путешествие продолжается. Мы прибыли на станцию «Правовая». Давайте определим, какими правами обладает ребёнок.Для этого вам надо поработать в паре, прочитать стихотворение и определить, какое право оно отражает.

(Работают в паре)

1.Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.      

2.Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с мамой жить и с папой

Пользуйтесь везде, ребята.  

3.Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.  

4.Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.  

5.Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

- Проверим, что у вас получилось?

Итог на станции:

- Посмотрите на наше солнышко. Еще раз перечислите ваши права.

- Если все ваши права будут соблюдаться, то в вашей жизни всегда будет мир, согласие, для вас всегда будет светить это прекрасное солнце!

Физкультминутка

4.Знакомство с понятием «Обязанность».

- Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку: (разыгрывают дети)

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

- В чём не прав мальчик? ОН ОБЯЗАН УВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К ВЗРОСЛЫМ. То есть, кроме прав у каждого из нас есть и обязанности.

- Что такое обязанность?

- Заполним таможенный бланк.

Итог на станции:

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

-Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

5.Станция «Соблюдайка».

- Где могут быть записаны обязанности учеников? (Устав школы).

- Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые вы должны неукоснительно выполнять.

- Заполним с вами бланк обязанностей, которые должен соблюдать ученик (Бланк «Продолжи фразу»).

Итог на станции:

- Эти обязанности должен соблюдать каждый ученик. Чтобы вы их не забыли, оставьте эти бланки себе, потом вложите их в ваши Портфолио.

6. Станция «Сказочная»

- Ребята, а куда мы должны обращаться, если наши права нарушаются?

- Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.

- Представьте себе, что вы юристы. И ваша помощь нужна сказочным героям. Посовещайтесь в группах, какие права сказочных героев нарушены.

(Работают в группах. У каждой группы иллюстрация сказочного героя).

 1группа  – Золушка (право на отдых).

2 группа – Красная Шапочка (право на жизнь).

3 группа – Айболит и звери (право на лечение).

4 группа – Буратино (право на обучение).

Обсуждение работы групп

- Наше путешествие подходит к концу. Мы с вами добрались до города «Счастливое детство», но путь закрыт. При въезде в другой город всегда проверяют документы.  Так как путешествуем мы всем классом, то и документ должен быть один на всех. А что если, нам его создать? Ведь, мы теперь знаем свои права и обязанности, осталось только всё грамотно оформить!

- Назовем наш документ – Кодекс класса.

- Кодекс – это свод законов, правил, которые нельзя нарушать.

7.Создание проекта - Кодекс класса

Работа в группах:

1 группа – ОБЛОЖКА

2 группа – ПАМЯТКА О ПРАВАХ РЕБЕНКА

3 группа – ОБЯЗАННОСТИ УЧЕНИКА КЛАССА

4 группа – СТИХОТВОРЕНИЕ О КОДЕКСЕ КЛАССА

8.Презентация проектов групп

9. Объединение страниц в книгу – Кодекс класса

III. Заключительная часть

1. Итог.

- Вот мы и добрались до станции «Счастливое детство». Скажите, что каждый из вас должен знать, чтобы у него было счастливое детство?

- В каком документе прописаны все права ребенка?

2. Рефлексия.

- Продолжите фразы:

Я открыл (а) для себя новое …

Я понял (а) ….

Я хочу…

Для меня самое главное право – это…

Я могу сделать вывод…

- А сейчас, слушая песню «Мир ребёнка», раскрасьте шарик, у которого такое же настроение, как у и вас!

- Наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание! Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «О правах играя»

Данное занятие, «О правах играя», проводится совместно с родителями и детьми  в форме игры-соревнования. Содержание материала направлено на формирование у младших школьников представлений о права...

Внеклассное мероприятие "Знай правила движения, как таблицу умножения"

Закрепить знания по правилам дорожного движения, повторить правила перехода улиц и дорого....

Внеклассное мероприятие«Ваши права: права ребенка»

« Ваши права: права ребенка»-доступные материал в интересной форме....

Внеклассное мероприятие о правах и обязанностях ребёнка: "Лучше знать, чем догадываться"

10 декабря 213 года исполняется 65 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций Всеобщей Декларации прав человека. К этому событию и прурочено это внеклассное мероприятие....

Внеклассное занятие по правам и обязанностям ребенка

Предназначено учащиссямладшихклассов . Раскрывает смысл прав и обязанностей ребенка на доступном уровне....

Внеклассное занятие "Наши права и обязанности"

На занятии учащиеся узнают, какие документы есть у каждого гражданина, какие у него права и бязанности в соответствии с Конституцией РФ...