Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
статья (3 класс)
В статье говорится о значении развития интеллектуальных способностей младших школьников.Приводятся примеры фрагментов уроков русского языка с использованием различных обучающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beresneva_o.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Береснева О.А., учитель начальных классов
ГБОУ № 125 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА .
Современная система общего образования предусматривает развитие учащихся как в общекультурном, личностном, так и в интеллектуальном отношении. Развитие личности – многофакторный процесс, состоящий из различных этапов, каждый из которых характеризуется физиологическими, психическими и интеллектуальными изменениями. Начальная школа обеспечивает социализацию, развитие интеллектуальных способностей и формирование личности учащихся младших классов. Образовательная программа строится в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС) НОО. Согласно Федеральному закону «Об образовании», «...образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности... образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст. 28 (ред. от 07.03.2018).
Одной из ключевых задач начального образования согласно федеральному государственному стандарту, является сохранение родного языка, национальной культуры, развитие уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, а также к истории и культуре других народов. В соответствии с Конституцией РФ русский язык является государственным языком на всей ее территории и является одним из наиболее универсальным языком мира. Именно на начальном зтапе изучения русского языка у детей происходит формирование лингвистического мировозрения, овладение основами знаний о языке, формируются орфографические и пунктуационные умения и навыки, развивается связная речь. Однако, в педагогической литературе мы встречаем работы известных авторов, таких как Д.Б.Зльконин, В.В.Давыдов,Л.В.Занков и других, которые были посвещены интеллектуальному развитию младших школьников.
Рассматривая интеллект как систему когнитивных (познавательных) способностей человека, включающую речь, память, внимание, воображение, восприятие, мышление, под развитием интеллектуальных способностей, мы понимаем качественное и количественное изменение в ментальных процессах, т.е. совершенствование качеств ума, мыслительных операций, необходимых для развития интеллектуальных процессов. Все зти аспекты являются необходимыми для качественного изучения русского языка.
В данной статье я хочу дать несколько рекомендаций на примере личного опыта развития интеллектуальных способностей на уроках русского языка в 3-м классе, рассмотрев некоторые фрагменты уроков.
Каллиграфическое письмо – навык ,вырабатываемый в начальных классах. Для закрепления этого навыка учителя проводят «минутки чистописания», во время которых происходит отработка написания букв, элементов, соединений букв. Увы, но в методических пособиях внимание этому почти не уделяется, а структура урока требует этого этапа. Механическое написание элементов и букв или их сочетаний неприемлемо. Эта работа должна проводиться творчески, должна стать частью процесса интеллектуального развития учеников.
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
А) На минутке чистописания детям предлагается определить букву, которую они будут прописывать. На доске слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето. (Буква обозначает парный глухой твердый согласный звук и встречается в данных словах один раз. Назовите букву? В каком слове она вам встретилась?) Ф-фонтан.
Однако для уровня развития интеллектуальных способностей для данной возрастной категории такого задания недостаточно, позтому задание усложняется.
Б) Данную букву мы напишем в соединении с двумя гласными : первую вы найдете в приставке имени прилагательного, вторую- в корне глагола.( О-Е).
В) Далее дети определяют закономерность написанную на доске и дописывают ряд в нужной последовательности: фое, фоое, фооое….
На множестве примеров можно показать ,что в качестве базовых интеллектуальных умений выступают: - способы выполнения интеллектуальной деятельности (анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, доказывать); - постановка и решение проблем (анализ текста, алгоритм решения, самопроверка); - овладение методами и приемами самостоятельного приобретения знаний (умение работать с текстом, с учебником); - хранение информации (обработка материала, запоминание информации); - способы построения устной и письменной речи (умение рассуждать, выводить понятие, определение и т.д.)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
А) Учитель просит определить род имен прилагательных в словосочетаниях : зимний день, зимнее утро, зимняя дорога , обосновать свой ответ и сделать вывод.(В словосочетании зимний день прилагательное зимний-мужского рода,т.к. существительное день, к которому оно относится, мужского рода).Определив род остальных имен прилагательных, дети делают вывод,что имена прилагательные находятся в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное ,к которому они относятся.
Б) Далее детям дается задание просклонять данные имена прилагательные с существительными, к которым они относятся. Ребята склоняют данные словосочетания , заполняют таблицу,выделяют окончания у имен прилагательных и делают вывод, что имена прилагательные тоже изменяются , и они познакомились с новым грамматическоим признаком имени прилагательного- изменением по падежам ( склонением).
Развитию интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка качественно помогает использование педагогом различных образовательных технологий, таких как:
-технология проблемного обучения.
Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:
- создание проблемной ситуации,
- формулирование учебной проблемы,
- актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
- поиск решения проблемы, открытие нового знания,
- применение нового знания,
- выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.;
- технология развития критического мышления, которая позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.). Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя;
- технология исследовательской деятельности. В ходе исследовательской деятельности учащиеся:
- учатся самостоятельно добывать знания;
- испытывают потребность в непрерывном самообразовании;
- развивают навыки самоорганизации;
- формируют адекватную самооценку;
- приобретают навыки речевой культуры;
- осваивают умения создавать специальные материалы для представления результатов исследования.
На уроке русского языка достаточно использовать три любые технологии. Приведу пример фрагмента урока изучения безударных падежных окончаний имен существительных 1 склонения.
На доске записаны слова: дядя и земля. Учитель просит сравнить данные имена существительные по грамматическим признакам. Дети приходят к выводу, что зти слова относятся к 1 склонению. Далее нужно их просклонять. После выполнения задания можно задать вопрос: все ли получилось и почему? При рассуждении ребята выясняют, что трудности возникнут со словом «дядя», т.к. оно имеет безударное окончание. Как же быть? (Можно поработать в паре). Если задание вызвало у всех затруднение, с помощью наводящих вопросов можно подтолкнуть детей к тому, что слово «земля» можно использовать, как проверочное, т.к. у него окончание находится в сильной позиции и слово относится к 1-му склонению. Далее можно составить план (алгоритм)проверки или схему. Например:
К дяд --- (к кому?)--- Дат. падеж--- нач. форма (кто?) дядя—1 скл.,------ земля –1 скл.--------(к чему?)-----Дат. падеж------к землЕ == к дядЕ.
Подводя итог, хочется процитировать слова Леонардо да Винчи «Подобно тому, как железо окисляется из-за неиспользования, так и бездействие разрушает интеллект»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"
Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...
Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"
В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...
интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка
специфика проведения минутки чистописания, словарной работы, создание проблемной ситуации, виды упражнений...
Выступление на МО «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»
Статья предназначена для учителей начальных классов...
Концепция "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".
1. Почему я уделила место этому вопросу? Интеллект - это достояние,мощь,будущее каждоц нации. На протяжении ряда лет я наблюдаю, что на современном этапе развития среди ряда...
Система работы по интеллектуальному развитию младших школьников на уроках русского языка
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:Современная школа уделяет большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех...