Типология уроков РО (из опыта работы).
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по проведению урока
в системе развивающего обучения
Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Редька Т.И.
учитель высшей квалификационной категории
(из опыта работы)
Пояснительная записка
Особый интерес в настоящее время к системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ, ФГОС, цели и задачи которых соответствуют целям и задачам развивающего обучения.
Стратегической целью развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя.
Цель данного пособия – отразить последовательность этапов работы, в зависимости от типа урока.
Задачи:
- познакомить с типологией уроков РО;
- познакомить со структурой урока РО;
- дать представление об учебной задаче;
- показать важность урока ПУЗ в системе других уроков;
- продемонстрировать примеры основных этапов разных типов уроков.
В системе развивающего обучения (РО) существует своя типология уроков.
- Урок постановки учебной задачи.
- Урок анализа и решения учебной задачи.
- Урок моделирования и преобразования модели.
- Урок решения частных задач с применением открытого способа.
- Урок контроля и оценки.
Постановочные уроки – это наиболее острые и трудные уроки в курсах обучения по системе РО, потому что именно на этих уроках происходит драматический переход от старого к новому способу действий.
Постановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача. При этом учебная задача – это не любое задание, решаемое детьми на уроке. Учебная задача – понятие, введенное в психологию обучения авторами теории учебной деятельности, и оно означает только такую задачу, решая которую, дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач.
Уроков ПУЗ в каждом курсе обучения немного, несмотря на их особую важность. Урок ПУЗ начинается с оценки учениками того, что оно уже могут, знают. Создается ситуация успеха. Важно, чтобы задания, предложенные детям, не вызывали серьезных затруднений, создавали положительное эмоциональное состояние удовлетворения и спокойствия, уверенности в собственных силах. Большинство детей уже могут продемонстрировать владение известным способом действий. Желательный момент постановочного урока – оценка детьми степени своего владения старыми способами.
Следующий шаг учителя – постановка перед детьми конкретной практической задачи, которую нельзя решить старым способом («ситуация разрыва»). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят перед собой учебную задачу. Выдвигают гипотезы, предположения, пути решения этой проблемы. Результатом этой фазы урока становится фиксирование проблемы знаково-символическими средствами (это необходимо для того, чтобы учащиеся могли более продолжительное время удерживать поставленную задачу на этапе поиска способов ее решения.) На этом заканчивается первый этап учебной деятельности – этап постановки учебной задачи. Он может занимать от 10–15 минут до целого урока или нескольких уроков, однако вне зависимости от времени учащиеся под руководством учителя должны пройти все те этапы, которые были описаны выше.
Центральным моментом итоговой рефлексии является выделение темы и задач урока. Детям удается это сделать, если урок будет четко выстроен и логика движения коллективной мысли понятна ребенку. В противном случае, отвечая на подобные вопросы, дети вынуждены перечислять все виды работ, которые они выполняли.
Этот этап учения (ПУЗ) всегда должен быть более или менее драматичен: иными словами, открытие должно быть открытием. Поэтому основная задача учителя на таком уроке состоит в том, чтобы детям стало очевидно несовершенство того способа действий, которым они овладели.
Структура урока постановки учебной задачи.
Тип урока | Структура урока |
1. Урок постановки учебной задачи | 1.Создание ситуации успеха. 2.Создание ситуации разрыва. 3.Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. 4.Формулирование учебной задачи учащимися и учителем. 5.Рефлексия. |
Основные принципы постановки учебной задачи:
- Прежде, чем открывать новые знания, необходимо создать ситуацию их появления.
- Не вводить знания в готовом виде. Создавать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.
- Если учителю удалось организовать постановку учебой задачи правильно, то ученики, получив ответ на первую задачу, смогут почти самостоятельно поставить перед собой следующую.
Фрагмент урока ПУЗ, русский язык, 3 класс, тема: «Как быть с орфограммами в окончаниях слов?»
Цель: повторить известные способы проверки орфограмм слабых позиций в основе слова;
поставить учебную задачу «Как проверить орфограммы в окончаниях слов?»
Проектный ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей |
Создание ситуации успеха | 1.Повторение известных способов проверки орфограмм слабых позиций. -- Какие способы проверки орфограмм слабых позиций вы знаете? |
По сильной позиции, по правилу, по словарю. |
2. Мы с вами знаем немало словарных слов, давайте проверим свою память. Теперь давайте попробуем проверить орфограммы в словах по правилу. В какой части слова орфограммы писали по правилу? | Дети записывают буквы, пропущенные в словарных словах. Дети читают слова в звуковой записи, называют орфограмму, объясняют правописание. В основе. | |
Ситуация «разрыва» | Как проверить слабую позицию гласного или парного согласного в корне?
| По сильной позиции. Путем изменения или подбора однокоренного слова. |
Можно ли по сильной позиции проверить аффиксы? А если слабая позиция окажется в окончании? Запишите слова в два столбика. В первый – слова, которые смогли проверить, во второй те, которые проверить не смогли (с пропуском). | Да. Оставляем пропуск. | |
Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. | На доске сказанное фиксируется схемой. Детям предлагается рискнуть и заполнить пропуски. Есть слова, где выбор буквы, обозначающей слабую позицию однозначен, и есть слова, где в одном и том же мести возможны разные написания. Как же проверить слабую позицию в окончании? А нужны ли вообще словам окончания? Есть ли у них какая-нибудь работа? Может, если в этом разобраться, станет понятно и то, как они пишутся? | Дети записывают и сравнивают свои варианты. Дети выдвигают гипотезы, которые рассматриваются и обсуждаются. |
Формулирование учебной задачи учителем и учащимися. | Итак, в чем же состоит теперь наша главная задача? С чего начнем? | Узнать, как проверить окончания. Выясним работу окончаний. |
Рефлексия | Какую проблему мы решали на уроке? |
|
Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия:
1. Создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое собственное суждение об обсуждаемом предмете; существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено через столкновение детских точек зрения в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ребенка, что обеспечит ее принятие.
2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т. е. знаково-символические средства. Схемы, модели, рисунки, возникшие в результате поиска, являются летописью становления человека, умеющего учиться.
3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ребенку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Урок анализа и решения учебной задачи не только снимает нагрузку с памяти, но и позволяет увидеть связи и отношения, которые на первый взгляд не видны в учебном материале.
Целью таких уроков является нахождение способа действий, фиксирование хода поиска в виде модели, схемы.
На данном этапе важно, чтобы общий способ, который может быть сформулирован в виде определения, правила или алгоритма, не появился до работы по поиску. Формулировать правило детям легче, считывая его со схемы. Это дает возможность не заучивать правило, а действовать с пониманием. Поскольку введение нового строится как поисковая деятельность, учебники, в которых есть выводы. Должны быть закрыты. После, результат работы следует сравнить с выводом учебника.
Умение организовать и поддержать коллективный диалог в условиях анализа и решения учебных задач является наиболее сложным компонентом методического мастерства учителя. В каждой конкретной ситуации учителю предстоит найти уникальные по содержанию и форме способы своего участия в диалоге, которые, с одной стороны, направляли бы его в нужное русло, а с другой – оставляли достаточную свободу для дискуссии.
Для осуществления этого этапа учебной деятельности (решение учебной задачи) иногда достаточно одного урока, в других случаях – несколько.
На таких уроках должно произойти окончательное уяснение нового способа действия всеми детьми. Это происходит в последующей групповой работе, когда дети совместно решают задачи, похожие на ту, в которой был открыт новый способ действия. В этой работе дети совершают «повторное открытие способа», для отдельных детей здесь это происходит впервые.
Таким образом, решить учебную задачу — это значит отыскать общий способ, принцип подхода к частным задачам данного типа. Педагог включается в решение задачи на равных с учениками и в диалоге. Функция учителя в этом случае состоит в организации совместных действий с учениками.
Тип урока | Структура урока |
2.Урок решения учебной задачи. |
Модель 1. Проблема поставлена на прошлом уроке. Учитель выделяет две точки зрения. Обсуждение каждой точки зрения. Сопоставление, выбор решения учебной задачи. Модель 2. Проблема поставлена на прошлом уроке. Фиксирование нескольких точек зрения. Распределение по группам, по выбранным точкам зрения. Обсуждение и выбор решения учебной задачи. |
Фрагмент урока решения учебной задачи, русский язык. 3 класс, тема «Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня –гор-/-гар-)»
Цели: открыть способ проверки орфограммы слабой позиции корня –гор-/-гар-; научиться пользоваться специальным правилом для проверки –гор-/-гар-.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей |
Создание ситуации разрыва. | 1.Какую букву написали в слове загОрел? 2. Проверим по словарю: загОрел. 3. Почему? | А - загар Нарушение закона письма. |
Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. | На доске сказанное фиксируется схемой | Дети выдвигают гипотезы, которые рассматриваются и обсуждаются. |
Формулирование учебной задачи учителем и учащимися. | Итак, в чем же состоит теперь наша главная задача? | Открыть способ проверки орфограмм слабой позиции в корне –гор-/-гар- |
«Открытие» детьми нового знания. | Какая гласная пишется в словах первого столбика? В какой позиции? Какая гласная пишется в словах второго столбика? В какой позиции? Кто может сделать вывод? На доске фиксируется схема. | А, под ударением. О, безударн. В корнях –гор-/-гар-без ударения пишется о, под ударением а. |
Применение найденного способа проверки. |
| В группах. |
Рефлексия. | Какие бывают орфограммы слабых позиций в корне? С какой орфограммой, пишущейся по специальному правилу, познакомились? Что узнали о правописании этого корня? | По закону и нарушители. –гор-/-гар- |
Что позволяет учителю грамотно организовать совместные действия с учениками?
– создание условий для свободного высказывания детьми своих версий;
– желание услышать детей, внимание к их предложениям, отношение ко всем содержательным версиям как к имеющим право на существование
– фиксация всех гипотез детей (необходимо заранее продумать, где, кто, в какой форме будет это делать).
Целью урока конкретизации открытого способа действия (урок решения частных задач) является уточнение конкретизация способа действия, определение границы его действия.
В частных задачах задания не просто такие же по сути, как в задаче на открытие способа, в них непременно содержатся какие-то новые повороты, «ловушки», или же они сильно отличаются по материалу (но не по способу действия).
На этом этапе учебной деятельности должна начаться отработка нового способа действия – переход от группового выполнения работы к индивидуальному.
После открытия нового способа действий и фиксации его в виде схемы, чертежа, формулы целесообразно провести диагностическую работу, проверяя первичное понимание детьми открытого способа действия.
После оценки и проведения проверки усвоения нового способа действия организуется работа в классе по освоению способа действия.
Заканчиваться изучение темы должно обязательным возвратом к исходной конкретно-практической задаче, из которой стал возможен выход в задачу учебную. Дети должны убедиться в том, что теперь они умеют решать такие задачи, и получить от этого эмоциональное удовлетворение.
Уроки данного типа можно условно разделить на две группы:
- уроки решения частных задач на нахождение общего способа действия;
- уроки решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия.
Фрагмент урока конкретизации открытого способа действия, математика, 3 класс, тема «Умножение многозначных чисел на 2»
Цели: освоить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей |
Актуализация знаний. |
| Запись ответов в тетрадь. Фронтально. |
Постановка цели урока. | Детям предлагается увеличить в два раза числа 4, 6, 7, 12, 38, 627, 5936, 820369. Какой способ действия нужно найти, чтобы вычислить произведение быстро и правильно? Чем будем заниматься на уроке? | Решают устно, последние два примера вычислить не могут Использовать письменный способ умножения. Учиться умножать многозначное число на 2. |
Конкретизация открытого детьми нового способа действия на примере умножения многозначного числа на 2. | Что поможет? Проговорите алгоритм. Используя алгоритм, вычислите (детям предлагается 2 примера). Так зачем же нужно знать таблицу умножения? | Алгоритм действия, таблица умножения. Дети воспроизводят открытый ранее алгоритм. Чтобы быстро и правильно считать. |
Работа по учебнику. (Умножение многозначного числа на 2) Вывод: при умножении многозначного числа на однозначное количество цифр в произведении совпадает с первым множителем или на 1 цифру больше. | Самостоятельно. Взаимопроверка в парах. | |
Задание с усложнением. Восстановить первый множитель, решить пример. | Работа в паре | |
Рефлексия. | Какую тему изучали на уроке? Что особенно удалось вам? На каком этапе испытывали затруднение? Почему было трудно? Какие цели ставите на следующий урок? |
Урок контроля и оценки.
Цель: проверка овладения способом действия, сформированности тех или иных предметных навыков, степени освоения теоретических понятий.
На данном уроке уч-ся предлагается выполнить проверочную работу по теме.
Требования к составлению и оценке проверочной работы по изученной теме:
- освоенный способ действий (правило, закон и т.д.) должен включаться в различные практические ситуации, которые можно разрешить, владея данным способом действия;
- проверочная работа должна носить дифференцированный характер (задания тестового, репродуктивного, творческого характера);
- количество заданий в работе должно быть больше, чем может сделать учащийся за урок;
- оцениваются только те задания, которые учащийся предъявил на проверку.
Таким образом, через контрольно-оценочные действия детей учитель может проверить и оценить их уровень овладения знаниями. На уроке контроля и оценки целенаправленно осуществляется передача учащимся учительских функций контроля и оценки действий. При этом младшие школьники осваивают позиции «учителя» и «учащегося».
Основные компоненты в структуре урока контроля и оценки.
Создание учебной ситуации.
Контроль и оценка использования способа действия.
Рефлексия.
Литература
- Программа для начальной школы образовательной системы Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова. 2004 г.
- А.Б.Воронцов «Практика развивающего обучения»
- А.К. Дусавицкий «Урок в развивающем обучении»
- Г.А. Цукерман. Урок в развивающем обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкального слуха у младших школьников на уроках музыки (из опыта работы в ГОУ СОШ № 185)
Данная научная статья посвящена развитию музыкального слуха у младших школьников посредством синтеза абсолютной и относительной сольмизаций в работе с детьми. В настоящее время статья готовится ...
Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...
"Игровые технологии на уроках математики" из опыта работы.
Хочу поделиться с коллегами своими наработками....
Педагогические технологии на уроках ОРКСЭ (из опыта работы)
Педагогические технологии на уроках ОРКСЭ (из опыта работы)...
СКАЗКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (из опыта работы)
Для создания успешных условий формирования УУД, у каждого учителя имеется в работе немало различных способов и приемов ведения урока. Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математич...
Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)
Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....
Методические рекомендации к урокам математики(из опыта работы)
Данный материал содержит методические рекомедации,которые может использовать учитель в своей работе на уроках математики в начальной школе....