Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД
статья (2 класс)
Статья содержит материал по теме: "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_produktivnogo_chteniya_kak_sredstvo_formirovaniya_uud.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе.
Вот почему «Технология продуктивного чтения» приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору с помощью конкретных приёмов чтения.
Эта технология направлена на формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории.
«Как заинтересовать ребёнка в чтении? Как воспитать книголюбов?»
- Существует мнение, что каждый человек умеет читать любые тексты. Но так ли это на самом деле.
Гёте сказал? «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.
Основным источником информации по-прежнему остаётся чтение. Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющему прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим и гражданским развитием.
Развитие осознанности чтения становится одной из наиболее актуальных задач современной школы. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Кроме того, осознанное чтение является базой для критического осмысления поступающей информации. Развитие мышления также зависит от навыка осознанности чтения, поскольку чтение является неотъемлемой частью устной речи, а речь – это способ формирования и формулирования мысли с помощью языка.
Продуктивное чтение это:
- образование на протяжении всей жизни,
- основа успешности для обучения в школе,
- средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром,
-способ получения удовольствия в духовной сфере.
Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей. Читающие люди способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выделять противоречивые взаимосвязи, они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут. Они более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Чтение может стать фундаментом для решения таких актуальных задач современной школы, как обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, разностороннее и своевременное развитие детей, формирование навыков самообразования и самореализации, непрерывность образования.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процессы «кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приемам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной работы – одна из самых актуальных дидактических задач.
Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом традиционная методика. Сначала учитель готовит ребенка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с точки зрения учителя) слов, которые он сам заранее выписал из текста. Далее учитель(сам!) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети. Можно сказать, что пол урока они бездействовали. Теперь они должны сами прочитать текст и ответить на вопросы. Но зачем читать, ведь учитель уже прочитал. Детям неинтересно. Более того, им неясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, откуда они взялись, по какому принципу. Дети не получают удовольствия от самого процесса чтения, потому что этого процесса просто нет, и от получения информации так как ее предоставил учитель в готовом виде. Отсюда скука на уроке и нелюбовь к чтению.
Проблема формирования навыков продуктивного чтения у младших школьников, несмотря на свою непосредственную связь с ФГОС НОО не является абсолютно новой. Продуктивное чтение - это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте. То есть, чтение становится продуктивным когда:
1) ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную ) цель;
2) ученик владеет инструментарием поиска информации в рамках текста;
3) ученик предполагает дальнейшее использование полученной информации.
Продуктивное чтение отличается от «простого чтения» большей долей критичности и характером целеполагания. Привлекательность данной технологии заключается в ее влиянии на общую учебно-познавательную культуру ученика, его способность к работе с информацией, на критичность познавательной деятельности, стимулирует процесс развития коммуникативной компетенции, рассматриваемой как умение говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы.
Что необходимо на начальном этапе, чтобы научить ребенка читать (сформировать навык продуктивного чтения)?
-Даже при обучении чтению сочетать чтение вслух и про себя, проверяя уровень понимания вопросами.
- читать не только литературные, но и естественнонаучные тексты, и математические задачи, т. е применять технологию на всех уроках.
- работать над формированием и расширением активного и пассивного словаря учеников, имением правильно употреблять слова в устной и письменной речи.
- учить понимать слова в определенных речевых ситуациях, в контексте (догадываться о значении слова).
- обращать внимание на эмоциональный окрас речи.
- формировать навык пользования словарями и привычку обращаться к ним или к книге.
Для того чтобы ребенок мог всем этим овладеть необходимо систематически организовывать работу на уроках по выработке навыков продуктивного чтения через специальную систему заданий и упражнений.
Цель– от грамотного чтения к полноценному общению и активной мыслительной деятельности.
(воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
Задачи:
• помочь обучающимся овладеть функциональной грамотностью ( умение пользоваться различными видами чтения, навыком понимания текста)
• помочь овладеть осознанным чтением как инструментом мышления
• содействовать развитию речевой активности обучающихся как условию формирования коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации.
Предполагаемый результат:
• Формирование у детей техники чтения и приёмов понимания прочитанного на базе устойчивого интереса к чтению.
• Приобщение детей к литературе как искусству слова через анализ текстов.
• Введение ребёнка в мир нравственных ценностей.
• Обеспечение речевого развития школьников, активное развитие речевых умений и навыков.
• Приобщение к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество.
• Формирование у ребёнка эмоционально – нравственной отзывчивости.
Работа с текстом по технологии продуктивного чтения. (Н.Н.Светловская старые методички по внеклассному чтению – просто кладезь материалов по данной технологии)
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
Рассмотрим каждый этап в структуре урока.
1 этап – работа с текстом до чтения.
Цель: развитие важнейшего читательского умения – анципации - умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, содержанию.
Главная задача: вызвать у ребенка желание , мотивацию прочитать произведение.
- Антиципация. ( предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Самостоятельное по названию, по имени автора, по ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
- Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе ( учебная, мотивационная, эмоциональная и психологическая готовность)
Перед чтением любого произведения мы применяем приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаем сначала ориентировочные действия: рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения. Эти приёмы будут представлены сегодня уроках.
Данный этап завершается постановкой целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе. На основании увлекательной поисковой работы, школьники сами формулируют тему урока.
Определить тему можно разными способами, которые формируют познавательную УУД (деятельность). Сегодня учащиеся 4 класса название произведения узнают, исключив слова. Второклассники «выйдут на тему», работая с выставкой книг. Учитывая тему и используя заранее подготовленные опорные фразы, ученики определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.
2 этап – работа с текстом во время чтения.( первичное чтение текста, использование приема «активный читатель», перечитывание текста, беседа по содержанию в целом.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки)
Главная задача: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
- Первичное чтение текста.
- Самостоятельное чтение ( дома или в классе),
- чтение-слушание,
- комбинированное чтение, с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Выявление первичного восприятия при помощи беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, рисунков, схем.
- Перечитывание текста.
Медленное, вдумчивое повторное чтение всего текста или отдельных его фрагментов. Постановка вопросов к тексту и автору. Необходимое комментирование текста (словарь, подтекст). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Беседа по содержанию в целом.
Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
На этом этапе идёт
- Первичное чтение текста. Здесь можно предложить самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. После чтения - выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Затем идёт перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3. Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы работы:
1) выделение ключевых слов;
2) беседа;
3) составление плана;
4) построение структурной модели текста;
5) наблюдение над системой образов (в 3–4м классах, без введения понятия);
6) комментированное чтение;
7) диалог с автором через текст
Здесь перечислены далеко не все приемы анализа текста, их значительно больше и определяются они художественной задачей текста, его жанровой спецификой.
Комментированное чтение и диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный «путь к автору». Вместе с тем технология формирования типа правильной читательской деятельности предполагает использование этих приемов при анализе текста как основных. Первый этап технологии – работа с текстом до чтения – завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». На втором этапе работы с текстом в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае помогает прием комментированного чтения.
Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?
А). Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.
Б). Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания.
В). Комментарий должен быть кратким и динамичным. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию детей, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми.
Г). Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!
Д). Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что можно в любой момент прервать чтение ребенка,
используя следующие способы прерывания чтения ребенка:
рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком),
включение воображения детей,
сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»).
Что такое диалог с автором? Это прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение. Как учить детей вести диалог с автором? Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.
При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий.
1) Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.
2) Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события.
3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными: на выяснение причинно-следственных и других связей; на обоснование, аргументацию, доказательство; оценочные; формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.
4) Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
Диалог с автором используется при анализе не всех произведений. Не всегда уместен диалог при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа.
Следующий этап работы с текстом - это беседа по содержанию текста, где идёт обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
И в конце - выразительное чтение.
3 этап – после чтения.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Задача: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
1.Концептуальная (смысловая) беседа.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста. Или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, беседа о его личности, работа с материалами учебника и дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям, соотнесение видения художника с авторским и собственным представлением.
- Творческие задания, опирающиеся на одну из сфер читательской деятельности: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественные формы.
Главная задача учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
На этом этапе проводится
- Смысловая беседа по тексту. Можно использовать: коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских истолкований произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста.
- Знакомство с писателем. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, и обсуждение его смысла. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Учащихся очень привлекают творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
«Литературное чтение» предлагает учителю богатый выбор творческих заданий: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства. Развитию творческого воображения способствуют такие задания, как составление диафильма, киносценария, комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов; чтение по ролям, инсценирование, драматизация.
Учитель выбирает творческие задания, учитывая:
– художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование.);
Необходимо учитывать
– особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка (например, к рассказам К.Г. Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование);
Так же творческое задание зависит от
– учебных задач урока (например, если учитель сосредоточился на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Построение такого урока требует от учителя не только знаний данной техники, но большой любви учителя к литературе и чтению.
Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Таким образом, технология продуктивного чтения способствует:
- Формированию техники чтения и приемов понимания и анализа текста с одновременным развитием интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- Введению детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей, формированию их эстетического вкуса;
- Развитию устной и письменной речи, овладению речевой и коммуникативной культурой; развитию творческих способностей детей;
- Приобщению к литературе как искусству слова и практическому ознакомлению с теоретико-литературными понятиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников.
Технология продуктивного чтения-технология деятельностного типа, способствующая формированию познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников....
Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"
Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...
Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"
Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...
Технология продуктивного чтения как средства формирования правильной читательской деятельности
Обобщение опыта работы...
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников с ОВЗ
В статье рассматриваются методы и приёмы работы с текстом в классах с ОВЗ...
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД в начальной школе.
Статья посвящена описанию технологии на уроках литературного чтения в начальной школе....