Использование ИКТ в работе учителя ритмики
методическая разработка
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением занимался на уроках. Поможет в этом учителю сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_rabote_uchitelya_ritmiki.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №2 VIII вида»
«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя ритмики»
Учитель ритмики: Алексеева С.В.
г. Улан-Удэ 2016-2017 уч. г.
«Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад»
Анатолий Гин - руководитель международной Лаборатории технологий «Образование для Новой Эры»
Современные ИКТ и их роль в системе образования
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.
Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей школьного возраста, практической потребностью в использовании в школьных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.
Что такое ИКТ?
Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Школа - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь учителю ритмики в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения школьников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный школьникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности;
- компьютер позволяет существенно повысить мотивацию школьников к обучению;
- использование развивающих компьютерных программ;
- использование мультимедийных презентаций.
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого детям в любом возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.
ИКТ в педагогической деятельности учителя ритмики
Возможности применения ИКТ в музыкально-танцевальном воспитании школьников
Учитель ритмики может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к урокам, на самом уроке, так и на внеклассных школьных мероприятиях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению уроков и мероприятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point. .
Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации. Мультимедиа презентации - электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио - и видеофрагменты, элементы интерактивности - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Используя возможности программы Power Point разрабатываются и используются презентации по всем видам музыкально-танцевальной деятельности:
* восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора использую портреты, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомлю с жанрами музыки и т.д.;
* музыкально-ритмические движения к песням: использую мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев;
* пение: по графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.
* на развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.
Также наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта используется педагогами для консультации, отправки контрольных работ и профессионального общения с коллегами.
Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег – педагогов, хранить свои файлы. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе музыкального руководителя. Заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети, где я делюсь своими наработками.
В работе учителя ритмики широко используются музыкальные программы:
* Muzabaza - программа для бесплатного скачивания и прослушивания музыки в сети интернет.
* Windows Media Player - продукт компании Microsoft, распространяющийся с одноименными операционными системами, предназначенный для проигрывания видео и аудио на ПК. Декодирование мультимедиа файлов осуществляется встроенными в систему фильтрами DirectShow. Программа имеет стандартный и понятный интерфейс, лишенный излишеств дизайна.
В плеере есть хранилище - библиотека. Утилита по умолчанию отображает все мультимедийные файлы, расположение в папке библиотеки, которая, по сути, является виртуальной и вмещает в себя несколько реальных папок. Навигация по импортированным файлам организована весьма разумно. Левая панель позволяет выбирать композиции по жанру, исполнителю и прочим критериям (их пользователь может добавлять самостоятельно).
* X.minus - программа для работы с медиафайлами, для увеличения или уменьшения тональности и темпоритма песен, предлагаемых для детского исполнения.
* «Звуковые редакторы» - программы для работы со звуком. На занятиях и развлечениях нам приходиться обращаться к звуковому оформлению. Это театральные постановки и тематическое сопровождение на занятии, шумовые эффекты и звуки. Технично объединить все музыкальные номера и эпизоды в одну звуковую дорожку позволяют программы, имеющие общее название «Звуковые редакторы». Они могут отличаться по названию и вариативности некоторых функциональных возможностей. В основном же в такой программе можно, импортировав в нее один музыкальный номер или несколько, выбрать нужный фрагмент или фрагменты. Разместить их в желаемом порядке с промежутками и без. Готовые звуковые эффекты, музыкальные темы позволяют создать качественное и нестандартное оформление. Небольшая программа помогает сделать выразительнее и интереснее любой сюжет, добавляет реалистичности, развивает у детей эмоциональность, творческую активность, желание быть непосредственным участником событий.
Вывод:
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ОУ и повысить его эффективность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование ИКТ в работе учителя начальных классов"
Выступление на городском методическом семинаре "Работа учителя по адаптации первоклассников с использованием ИКТ."...
Использование ИКТ в работе учителя начальных классов
Где можно применять ИКТ. Памятка для учителей начальных классов....
Использование ИКТ в работе учителя начальных классов
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеро...
Статья на тему: "Использование ИКТ в работе учителя начальных классов"
Статья на тему: "Использование ИКТ в работе учителя начальных классов"...
Использование ИКТ в работе учителя начальных классов
Материал содержит информацию о ИКТ, которые могут применятся в работе учителя начальных классов.1. Мобильный класс. 2. Тестовая система. 3. Электронный микроскоп и электронная лаборатория....
"Использование ИКТ в работе учителя начальных классов"
Статья на тему...