Использование ИКТ в работе учителя ритмики
методическая разработка

Светлана Васильевна Алексеева

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением занимался на уроках. Поможет в этом учителю сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_rabote_uchitelya_ritmiki.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида»

«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя ритмики» 

                                           

                                                                                                                                                 Учитель ритмики:                                                                                                                                                  Алексеева С.В.

   

                                                                                                                                               

 г. Улан-Удэ 2016-2017 уч. г.

«Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин - руководитель международной Лаборатории технологий «Образование для Новой Эры»

Современные ИКТ и их роль в системе образования

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса   информатизации  всех  сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. 

Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей школьного возраста, практической потребностью в использовании в школьных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.  Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

Что такое ИКТ?

Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Школа - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь учителю ритмики в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения школьников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный школьникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
  • ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности;
  • компьютер позволяет существенно повысить мотивацию школьников к обучению;
  • использование развивающих компьютерных программ;
  • использование мультимедийных презентаций.

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого детям в любом возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.

ИКТ в педагогической деятельности учителя ритмики

Возможности применения ИКТ  в музыкально-танцевальном воспитании школьников

Учитель ритмики может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к урокам,  на самом уроке, так и на внеклассных школьных мероприятиях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению уроков и мероприятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point. .

    Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации. Мультимедиа презентации - электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио - и видеофрагменты, элементы интерактивности - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

   Используя возможности программы Power Point  разрабатываются и используются презентации по всем видам музыкально-танцевальной деятельности:

* восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора использую портреты,  видеоряд иллюстраций  к  музыкальным произведениям, знакомлю с жанрами музыки и т.д.;

* музыкально-ритмические движения к песням: использую мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев;

* пение: по графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

* на развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.

Также наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта используется педагогами для консультации, отправки контрольных работ и профессионального общения с коллегами.

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег – педагогов, хранить свои файлы. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе музыкального руководителя. Заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети, где я делюсь своими наработками.

 В работе учителя ритмики широко используются музыкальные программы:

* Muzabaza - программа для бесплатного скачивания и прослушивания музыки в сети интернет.

* Windows Media Player - продукт компании Microsoft, распространяющийся с одноименными операционными системами, предназначенный для проигрывания видео и аудио на ПК. Декодирование мультимедиа файлов осуществляется встроенными в систему фильтрами DirectShow. Программа имеет стандартный и понятный интерфейс, лишенный излишеств дизайна.
В плеере есть хранилище - библиотека. Утилита по умолчанию отображает все мультимедийные файлы, расположение в папке библиотеки, которая, по сути, является виртуальной и вмещает в себя несколько реальных папок. Навигация по импортированным файлам организована весьма разумно. Левая панель позволяет выбирать композиции по жанру, исполнителю и прочим критериям (их пользователь может добавлять самостоятельно).

* X.minus - программа для работы с медиафайлами, для увеличения или уменьшения тональности и темпоритма песен, предлагаемых для детского исполнения.

* «Звуковые редакторы» - программы для работы со звуком. На занятиях и развлечениях  нам приходиться обращаться к звуковому оформлению. Это  театральные постановки  и  тематическое сопровождение на занятии, шумовые эффекты и звуки. Технично объединить все музыкальные номера и эпизоды в одну звуковую дорожку позволяют программы, имеющие общее название  «Звуковые редакторы». Они могут отличаться по названию и вариативности некоторых функциональных возможностей. В основном же в такой программе можно, импортировав в нее один музыкальный  номер или несколько, выбрать нужный фрагмент или фрагменты. Разместить их в желаемом порядке с промежутками и без. Готовые звуковые эффекты, музыкальные темы позволяют создать качественное и   нестандартное  оформление. Небольшая программа помогает сделать  выразительнее и интереснее любой сюжет, добавляет реалистичности, развивает у детей эмоциональность, творческую активность, желание быть непосредственным участником событий.   

Вывод:

    Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в  ОУ и повысить его эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ИКТ в работе учителя начальных классов"

Выступление на городском методическом семинаре "Работа учителя по адаптации первоклассников с использованием ИКТ."...

Использование ИКТ в работе учителя начальных классов

Где можно применять ИКТ. Памятка для учителей начальных классов....

Использование ИКТ в работе учителя начальных классов

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеро...

Статья на тему: "Использование ИКТ в работе учителя начальных классов"

Статья на тему: "Использование ИКТ в работе учителя начальных классов"...

Использование ИКТ в работе учителя начальных классов

Материал содержит информацию о ИКТ, которые могут применятся в работе учителя начальных классов.1. Мобильный класс. 2. Тестовая система. 3. Электронный микроскоп и электронная лаборатория....