Научно-методическая, исследовательская, инновационная деятельность
материал
Проекты, мастер-классы, лекции, профессиональные конкурсы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
Использование технологий игровой деятельности
в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся
Играть — это производить опыты со случаем.
Новалис
Игра – это свободная деятельность детей. Активное и инструментальное осязание участвует во всех видах деятельности слепых и слабовидящих детей: учебной, трудовой и игровой.
Игровая деятельность слепых и слабовидящих детей основана на нормальном функционировании всех сохранных анализаторов. Выпадение зрительных ощущений влечет за собой ослабление этого вида деятельности, так как возможности ребенка отражать мир взрослых и познавать действительность сужаются. Слепота изолирует ребенка от окружающего мира и при отсутствии вмешательства извне со стороны зрячих, слепой не включается в игровую деятельность, что тормозит его психическое развитие.
«Весь мир детей, проникающий в сознание ребенка путем игр, становится для него потерян…» - писал по этому поводу в начале ХХ века тифлопедагог А. И. Скребицкий.
Игровая деятельность слепого и слабовидящего ребенка должна направляться и регулироваться взрослыми.
Специальных игр для слепых детей немного. Слепые дети все воспринимают так же, как и зрячие, только формы воспитательных мероприятий должны быть приспособлены к особенностям слепого ребенка. (Когда вся наглядность: форма, цвет, расположение проговаривается учителем, ощупывается руками ребенка).
Слепому ребенку необходимо помочь научиться играть. Наши дети любят игры сюжетно-ролевые, познавательные, настольные, дидактические, и, конечно подвижные. Все эти виды игр я стараюсь применять на своих занятиях. Например, я использовала дидактические игры для развития зрительных функций с мышлением: «Найди целый предмет по деталям», «Составить или дополнить сюжет изображения», что способствует развитию глазных мышц; тренируются такие зрительные функции, как локализация, аккомодация. Провожу работу, применяя игровые моменты, по развитию глазомера с учетом компенсаторных функций: «Найди одинаковые предметы», «Раздели круг». Для слабовидящих детей предлагаю упражнения для развития цветоощущения: «Определи цвет», «Подбери предметы по одинаковому цвету». Стараюсь в игровой форме побольше проводить игр и упражнений для развития бинокулярного (стереоскопического), глубинного зрения, используя игровой бинокль, мозаику, конструктор. Дети составляют композиции с учетом пространственного положения предметов по отношению друг к другу. Провожу игры и упражнения для стимуляции зрительных функций, сенсорные упражнения в игровой форме, например, «Обведи изображение по трафарету и заштрихуй», «Составь аппликацию из фигур», «Соедини детали».
Такие игры и упражнения помогают развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.
Дидактические игры помогают формировать у детей зрительные способы обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус), находить их форму в окружающих нас предметах. Различать и называть основные цвета: (красный, желтый, зеленый синий, коричневый, черный). В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. На прогулке мы часто играем с мячом в такие игры: «Попади в цель», «Прокати мяч в ворота», «Шаги» - в этих играх дети учатся соизмерять расстояние между объектами, определять величину предметов.
Подвижные игры характерны тем, что в них принимают активное участие одновременно все играющие, что особенно желательно при проведении игр со слепыми детьми. Для слепого ребенка хорошая ориентировка и развитый слух имеют особое значение. От ориентировки зависит его двигательная способность, а зрительное восприятие у него часто заменяется слуховым. Например, игры «Узнай по голосу», «Колокольчик», «Кот и мыши», «Море волнуется», «Хитрая лиса». Подвижные игры воспитывают у детей такие качества как выносливость, смелость, развивают быстроту реакции.
Мои воспитанники очень любят играть в сюжетно-ролевые игры. На внеклассных мероприятиях мы проводили в игровой форме такие занятия: «Как вести себя в гостях», «Как вести себя за столом», «Принимаем гостей». Эти занятия расширяют кругозор детей, развивают наблюдательность, формируют культуру общения с одноклассниками.
Игровая физминутка присутствует у нас на каждом занятии, она способствует снижению утомляемости детей, вызванного учебной деятельностью, уменьшает влияние статической нагрузки на мышцы. Влияет на настроение ребенка. У детей с нарушением зрения выполнение тонко-координированных действий затруднено. Так, письмо, особенно безотрывное, шариковой ручкой или грифелем весьма утомительно для младшего школьника. Формирование кисти руки продолжается еще длительное время после начала систематического обучения до 9-10 лет. Поэтому неслучайно более 90 % трудностей, испытываемых детьми в начале обучения, связано именно с письмом.
Письмо грифелем требует от ребенка постоянного мышечного и волевого напряжения. Уровень энергетического обмена при этом повышается на 20-50 %. При письме чрезвычайно важно не только умение напрягать мышцы, но и расслаблять их, что достаточно трудно для детей, поэтому на занятиях целесообразно прерывать письменную работу гимнастикой для кисти рук и пальцев. Такие упражнения, если их повторять по 2-3 раза, повышают работоспособность детей, способствуют развитию мелких мышц кисти и совершенствованию координации точных движений небольшой амплитуды.
Список литературы
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
- Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. – М.: Терра-спорт, 2004
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002 - 121с.
- Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование» -2006 - №1 - (Серия «Педагогические советы»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационное развитие воспитания: научно-методические основы и механизмы реализации
Последнее время слово "инновация" в образовании употребляется слишком часто. Конечно, можно обновить содержание образовательных программ, но при этом нельзя будет ...
Научно-методическая разработка: «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...
научно-методический подход к проектной деятельности в школе
научно-методический подход к проектной деятельности в школе...
Научно-методическая деятельность
Научно-методическая деятельность учителя математики корркционной школы. Статья....
Научно-методическая работа "Социально-культурная деятельность как средство адаптации первоклассников в условиях современной школы
Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников. А так же рекомендации и программа успешной адаптации....
4.3. Участие педагогического работника в исследовательской (инновационной) деятельности. Форма 14.
Приказ о создании инициативной группы. Рабочие программы по литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре и изобразительному искусству. Разработ...
Педагогическое призвание.Международный научно-методический конкурс. Тема научно-методической работы "Механизмы мотивации на внимательное изучение темы при выполнении домашнего задания"
В связи с загруженностью детей учебным процессом. внеурочной деятельностью и посещением различных кружков, у них не остается достаточно времени для качественного выполнения домашнего задания.Поэтому у...