ПРИЁМ « ИНТРИГА» КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
статья
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя организовать урок, выбрать те методы и приёмы, которые способствовали бы успешности обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЁМ « ИНТРИГА» КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
Целью образования сегодня является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Одной из задач образования является повышение уровня мотивации к учебному труду.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя организовать урок, выбрать те методы и приёмы, которые способствовали бы успешности обучения. Для меня, как и для многих учителей, очень актуален девиз урока « Учиться с увлечением». На успешность обучения ребёнка оказывают влияние, прежде всего, его заинтересованность в изучении предмета, его любознательность.
Как заинтересовать ребят изучаемым предметом? Как сделать урок увлекательным? Задача учителя найти те инструменты, которые бы раскрыли у его учеников интерес к предмету. Использовать те методы и приёмы, которые вызовут желание познавать новое снова и снова. Активность ребёнка повышается, если он заинтересован и увлечён. Одной из основных ценностей обучения является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний; у ребенка возникает потребность в познании.
Одним из приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся, является прием « интрига». Интрига в учебной деятельности – это приём развития познавательных мотивов, основанный на использовании нового необычного факта и взгляда на события. Е Н.Ильин характеризует интригу как образную задачу, помогающую завести урок. В методике это близко к понятию «проблемный вопрос» или к понятию «поисковый метод». «Интрига» может быть использована в начале урока, когда учитель формулирует цели предстоящего урока, иногда она просто необходима при изучении определенного блока урока, либо при закреплении изученной темы при рефлексии, когда нам необходимо убедиться в достижении поставленных целей. А может быть использована и для домашнего задания.
Интригой может быть одно или несколько предложений, содержащих в себе основную проблему урока, но не раскрывающих её; какие-то необычные факты или явления; предметы, фотографии или иллюстрации.
Приведу пример урока русского языка в 1 классе на тему « Письмо строчной буквы ё»:
В начале урока детям предлагается слайд с изображением трёх памятников: два из них памятники людям, а один памятник швейной машинке.
- Назовите одним словом, что вы видите? (памятники)
- Какой памятник лишний? (памятник швейной машинке) Почему? Что необычного вы заметили? (обычно памятники устанавливают людям, а этот памятник предмету)
- Кто догадается, как памятник связан с темой сегодняшнего урока? (разные предположения детей, и дети уже заинтригованы этим вопросом)
Далее прошу детей назвать слова ассоциации с предметом швейная машина. Одно из слов называют слово иголки. Затем проводится звукобуквенный анализ слова иголки, рассматривается лексическое значение (отмечается многозначность слова). Детям предлагается загадка про ежа. Когда отгадана загадка и названа отгадка - слово ёж, анализируется первая бука . И тут появляется слайд с изображением памятника букве ё в г. Ульяновске.
Дети удивлены, но с лёгкостью называют тему урока и интересуются, почему букве ё поставлен памятник. Глаза у детей «загорелись» и они с увлечением работают на уроке.
Ещё один пример. Урок математики в 3 классе, тема « Масштаб».
В начале урока детям предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «Ореховый прутик», в котором главная героиня Мариука уменьшает себя и Великана с помощью волшебного орехового прутика, чтобы пройти в мышиную нору. Далее детям предлагается выдвинуть предположения, о чём пойдёт речь на уроке. В ходе обсуждения версий у учащихся все больше и больше проявляется заинтересованность. Потом предлагается проблемная ситуация - начертить крышку стола в тетради. Тут-то учащиеся и приходят к выводу, что нужно уменьшить размеры крышки стола.
Таким образом, приём «интрига» способствует формированию активной, творческой позиции ученика, развитию познавательных мотивов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры к теме "Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки" "
Материал используется к теме :"Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки"...
упражнения для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка
1. Среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их. ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖУРАВЛТВЛЬЩПДСКВОРЕЦРПНЕКРКУКУШКАОПГЕРЛПОНГЛАСТОЧКАОРПНВОРОБЕЙОПНЕГАСОРОКАРПОЕНАВОРОНАТИРН 2....
Дидактические игры для активизации мыслительной деятельности на уроках музыки
Игры предназначенные для использования на уроках музыки в начальной школе с целью проникновения в сущность музыкального искусства....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-304023-1380381510.jpg)
Материалы по теме "Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка "
Активизация мышления-одно из средств успешного обучения школьников.В презентации представлены примерные задания на уроках русского языка,которые способствуют активизации мышления и повышению инт...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/07/picture-90584.jpg)
Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".
Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/07/picture-90584.jpg)
Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".
Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/19/picture-370395-1387463246.jpg)
«Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка»
Современные условия развития общества, новое отношение к жизни предъявляют расширенные требования к школе и образованию вообще. Каждый учитель задумывается о том, как сделать занятия интересными, как ...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Хороший прием, грамотный,
Хороший прием, грамотный, ведь для ребенка нет ничего притягательнее, чем узнать некую тайну.
В этом мне всегда помогал Метапредмет, чем более разнообразнее и содержательнее тайна, тем она интересней. Необычные факты, явления, предметы, фотографии, предметы искусства, антикварные вещи, задачи-загадки, исторические факты, литературные примеры, этимология слов и многое другое разных направлений и предметных областей - все служит одной цели - удивить, поразить воображение ребенка, а следовательно и активизировать его познавательную активность. Это своеобразный квест, где цель - познание. Такие уроки требуют нестандартности подхода и мышления, но всегда проходят на Ура, времени, как правило не хватает, ведь мир столь многообразен в своих проявлениях и связях. Это чистый софизм, философия познания, но это реально работает.