Технология личностно-ориентированного обучения в начальной школе
статья

Карпович Татьяна Анатольевна

Материал о применении технологии на уроках  в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_karpovich.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО

ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Карпович Татьяна Анатольевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

им. М. М. Рудченко с. Перелюб

Перелюбского муниципального района

 Саратовской области»,

учитель начальных классов

E-mail: karpowich-t2012@yandex.ru

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы и опыт работы по использованию личностно – ориентированного подхода  в развитии младших школьников; анализируется процедура составления плана личностно-ориентированного урока.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, личность, урок, учитель, обучающиеся.

“Человек не ценится теперь только как носитель

    знаний, а важно, чтобы он был деятель”

                                                             В.В. Путин

На сегодняшний день перед нашим государством, школой, учителями и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы вырастить детей не только крепкими и здоровыми, но и – обязательно! – инициативными, думающими людьми, способными на творческий подход к любому делу.

Концепция модернизации Российского образования на период            до 2020 г. гласит: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования". [7; с. 10] Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальными.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. 

Ввиду того, что в последнее время существенно изменились приоритеты начального образования – на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к предмету, формированию мотивации и активизации речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения, письма.

Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного обучения. [1; с. 332]

Как говорит педагог Н. А. Алексеев, личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. [5; с. 111]

Позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. В этих условиях ученики будут стремиться быть “услышанными”, станут высказываться по затронутой теме, предлагать свои варианты, не боясь ошибиться.

Для достижения целей личностно-ориентированного обучения адекватными являются следующие: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение.

В условиях классно-урочной системы они легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательными стандартами, обеспечивают успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, коммуникабельность.

Основной формой обучения всегда был и остаётся урок. Кто-то подсчитал, что учитель за свою жизнь проводит порядка 25 000 уроков, а ученик за 11 лет посещает их около 11, 5 тысяч. Поэтому, урок недооценивать нельзя! Всего 45 минут отводится учителю для обучения, развития субъектности учеников и формирования системы их ценностей на уроке!

 «Все самое главное происходит с учеником на уроке», - писал ученый педагог, доктор педагогических наук Ю. А. Конаржевский.  Урок – это часть жизни ребенка, и каждый урок должен стать уроком жизни для ученика. Личностно ориентированный урок – особенный! Именно он позволяет реализовать принцип «обучать не всех, а каждого! В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем материалу. Его основа – сотрудничество.

Как же составить план урока в системе личностно-ориентированного обучения? Разработка начинается с определения типа психического развития учащихся. Речь идёт о готовности учащихся к восприятию определённого учебного материала. Далее идёт формулировка цели урока, в которой должны найти отражение цели подготовки по предмету и требования к уровню обучаемости по ступеням подготовки. Не менее значимым является объём материала, сориентированный на полноту урока и на реальные возможности учащихся. На уроке постоянно должна присутствовать мотивированность учащихся.  Учитель должен создать положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока, стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, поддерживать внимание обучающихся к учебному материалу, используя приёмы, которые обращаются к любознательности учащихся, заставляют их «шевелить мозгами». [4; с.14]

На уроке детям надо давать такие задания, которые дают возможность ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). В технологии личностно-ориентированного обучения предусматривается три уровня заданий׃ репродуктивного характера, алгоритмического, творческого. Учащимся с хорошей зрительной памятью помогает наглядность, с моторной –практическая работа на доске или на парте.

Например, в 1 классе при ознакомлении детей с новой буквой на уроке письма, возможно, использовать: анализ буквы, сравнение с другими буквами, предлагается образец письменной буквы, составление буквы из элементов на доске, на парте. Особенно ярко принципы личностно ориентированного обучения лежат в основе уроков математики. На уроке применяются активные методы и формы организации процесса обучения: тест, кроссворд, арифметический диктант, игра, свобода выбора (вариативность классных и домашних заданий), парная работа, являющаяся особенно актуальной и продуктивной для изучения нового материала, развития речи, умения общаться. [3; с. 60]

Можно выделить основные этапы личностно-ориентированного урока:

  1. Постановка учебной задачи и целеполагание (постановка вопроса, создающего коллизию. «Для чего?»).
  2. «Открытие» учениками нового знания (решение проблемы в форме дискуссии, диалога, выдвижения версий. «Каким образом?»).
  3. Первичное закрепление (комментирование ситуации учителем, проговаривание алгоритма действий. «Что делаем? Почему? Что должно получиться?)
  4. Самостоятельная работа с проверкой в классе (текущий контроль                   и самопроверка) учитель должен создать ситуацию успеха. «Ты сможешь! У тебя получится!»
  5. Рефлексия: «Что узнал? Что понравилось? Что осталось непонятным?    Над чем еще предстоит поработать?» [2; с. 10]

Я полагаю, что основные особенности личностно-ориентированного обучения, разработанные доктором психологических наук, профессором, И. С. Якиманской, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей младших школьников.

Организация личностно ориентированных уроков дает положительный педагогический эффект. Такое построение уроков позволяет учащимся осознать различные способы получения знаний, приобретается главное умение – умение самостоятельно учиться. Личностно ориентированный урок даёт возможность широкого применения групповой и парной форм работы, развивает умения учащихся по постановке цели, прогнозированию предстоящей деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексии. Кроме этого, именно такое построение уроков обеспечивает преемственность между начальным общим и основным общим образованием.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии в комплексе можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

- мне интересно то, чему меня учат;

- мне интересен тот, кто меня учит;

- мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.  

Да, учительская работа не из простых, только и тем, кого мы учим, тоже порой бывает нелегко: детям в школе не только нужно приобрести знания, умения и навыки, но и стать личностями. Поэтому мы - учителя -  призваны не только приоткрыть детям дверь в храм науки, но и должны помочь ученикам самореализоваться в современном обществе, найти каждому свой путь.

Список используемой литературы.

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н/Д: Феникс, 2006 - 332 с.
  2. Иванова С. В. Личностно-ориентированное обучение в начальных классах. Журнал «Начальная школа» № 9, 2001, с.10 – 15
  3. Кураченко З. В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике. Начальная школа. № 4. 2004. - с. 60-64.
  4. Лежнева Н. В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. - с. 14-18.
  5. Полат Е. С. «Новые педагогические и информационные технологии  в системе образования». Москва «ACADEMIA», 2005 г.
  6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 112с.
  7. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016– 2020 годы (Утвержденараспоряжением Правительства Российской Федерацииот 29 декабря 2014 г. N 2765-р).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

«Личностно ориентированный характер обучения в начальной школе»

чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в р...

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....