Особенности преподавания технологии младшим школьникам в условиях интегрированного обучения с внутренней дифференциацией
учебно-методический материал
Особенности преподавания технологии младшим школьникам в условиях интегрированного обучения с внутренней дифференциацией
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности преподавания технологии младшим школьникам в условиях интегрированного обучения с внутренней дифференциацией
Миндихужина Венера Валиехматовна,
учитель начальных классов
Содержание.
| 3 |
| 4–6 |
| 7–12 |
| 13–15 |
| 16–29 |
| 30–31 |
| 32 |
| 33–37 |
План.
- Проблемы и задачи интегрированного обучения.
- Психология обучения младшего школьника.
- Трудовая деятельность учащихся общеобразовательной школы и учащихся с задержкой психического развития.
- Коррекционно–воспитательная работа в условиях общеобразовательной школы на уроках технологии
(трудового обучения).
- Результативность интегрированного обучения.
I. Проблемы и задачи интегрированного обучения.
Современная общеобразовательная школа призвана раскрыть индивидуальность каждого ребенка, помочь ей проявиться в полной мере. Необходимо помочь учащимся получить полноценное образование, создавая адекватные условия для развития и воспитания.
Система образования разрабатывает и внедряет в школьную жизнь различные формы дифференцированной педагогической помощи наиболее трудной в воспитательном отношении категории детей – детям риска. Эти дети приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с повышенным риском социальной дезадаптации. Поэтому и возникла необходимость усиления роли учителя в охране их физического и нравственного здоровья, в создании адекватной системы их школьного обучения и воспитания. Дифференциация должна коснуться не объема получаемых учащимися знаний, а методов обучения и развития. В целях развития индивидуальности надо признать, что наиболее важной является не «внешняя», а «внутренняя» дифференциация. К ней надо отнести гибкие, мягкие методы, которые используют педагоги с первых шагов появления ребенка в школе.
Внешняя дифференциация, создание сети социальных классов – наиболее легкий для педагогов путь, но социально ущербный для ребенка, так как эти классы стремятся к изоляции ребенка. Мы же создаем для всех учащихся условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности, признания прав каждого ребенка, соответствующего уровня жизни, необходимого для адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, то есть безусловного выполнения Конвенции о правах ребенка ООН.
Второй путь – путь психолого-педагогической реабилитации – связан не только с реабилитацией этих детей в обществе, но и с развитием новых моделей интегрированного обучения.
Проблема интегрированного обучения имеет свои положительные и отрицательные стороны. Гуманность и демократичность организации учебно-воспитательного процесса заключается в том, что дети с особенностями в развитии обучаются в обычных классах и школах, где не будут изолированы от общества, их обучение не будет столь дорогостоящим. Однако, следует расширить сеть коррекционной работы с такими детьми в школе: занятия с педагогом-логопедом, олигофрено-педагогом, психологом; обратить особое внимание на медицинскую и социальную коррекцию. Все учащиеся с особенностями должны обучаться по соответствующей их развитию программе в условиях массовой школы и получать соответствующий документ об образовании.
Цель курса «Трудовое обучение» в начальных классах – воспитание творческой, социально-активной личности и ее развитие: умственное, физическое, нравственное, эстетическое.
Для детей с задержкой психического развития в начальной школе основными задачами трудового обучения являются:
- формирование первоначальных трудовых знаний, умений и навыков;
- развитие мелкой моторики рук и совершенствование пространственных представлений;
- развитие устойчивого (произвольного) внимания, памяти, речи;
- воспитание трудолюбия, уважения к людям труда;
- профориентация детей с учетом выявленных индивидуальных возможностей в процессе трудового обучения;
- коррекция недостатков и достижение высокого уровня социальной адаптации.
У детей с задержкой психического развития преобладает игровая мотивация. Значит, для поддержания интереса к труду необходимо включать в учебные занятия игровые элементы. Необходимо постепенно усложнять содержание курса как внутри каждого раздела, так и в течение учебного года.
II. Психология обучения младшего школьника.
II. 1. Обучение как форма развития ребенка.
Обучение как основа усвоения выработанных обществом способов действий с предметами, задач и мотивов человеческой деятельности, норм отношений между людьми, всех достижений культуры и науки – всеобщая форма развития ребенка. Вне обучения не может быть никакого развития.
В настоящее время мы знаем самые различные способы и формы обучения: путем подражания, в игре, в процессе осуществления продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, конструирования), при исполнении элементарных трудовых задач по самообслуживанию, наконец, систематическое школьное обучение.
Начало школьного периода жизни ребенка должно характеризоваться принципиальным изменением всего ее строя. Чем четче обозначается эта граница, чем яснее для ребенка переход к новому положению, чем определеннее изменения во всей системе его отношений со взрослыми и сверстниками, тем лучше, так как это содействует укреплению в ребенке сознания своего нового положения школьника, иных обязанностей. Этому служат и особый школьный режим, и школьная одежда, и приготовление уроков дома, и форма организации учебных занятий, на которых все делают одну и ту же работу, подчиняются одним и тем же правилам поведения. Главное при этом – совершенно новая система отношений с учителем, который в глазах ребенка выступает не заместителем родителей, как воспитатель в дошкольном общеобразовательном учреждении, а полномочным представителем общества, вооруженным всеми средствами контроля и оценки, действующим от имени и по поручению общества. Учебная деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте, то есть в процессе ее происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, характеризующих главные приобретения данного периода развития.
II. 2. Учебная деятельность – ее структура и формирование.
Представления об окружающей действительности ребенок может получать самыми разнообразными путями. Какой бы деятельностью ни был занят ребенок, в ней обязательно присутствует и познавательная сторона, то есть он непременно что-нибудь узнает о предметах, с которыми действует. Когда ребенок лепит из пластилина или из глины какой-либо предмет, он знакомится со свойствами материала, его пластичностью и сопротивляемостью, возможностью придавать ему самую различную форму и, вместе с тем, уточняет свои представления о форме и частях того предмета, который должен стать продуктом лепки, – грибка, домика и т.п. Когда ребенок под руководством взрослого осваивает способы действий с каким-либо предметом, например молотком, он знакомится со свойствами молотка как орудия, служащего для определенных целей, его частями и их соотношениями, его весом и формой.
И в продуктивной деятельности с пластилином, и в предметно-орудийных действиях с молотком ребенок не ставит перед собой задачи познания пластилина, молотка. У него другие задачи – вылепить конкретную фигурку, забить гвоздь, а получаемые при этом знания – своеобразный побочный продукт производимой деятельности. Познания здесь органически включены в жизнь ребенка, в его практическое отношение к действительности, в различные виды деятельности.
Конечно, этим путем ребенок очень многое узнает. Мы, взрослые, часто даже не замечаем ни того, как приобретает он знания, ни того, как под нашим руководством он начинает выделять эти знания. Ведь это взрослые задают ребенку вопросы: «Пластилин мягкий или твердый?», «Какие части есть у молотка и зачем у него ручка?» и т.д. Подобные вопросы, задаваемые взрослыми детям, часто приводят к тому, что знания начинают отделяться от предметов.
Интересы ребенка не ограничиваются только теми предметами, с которыми можно непосредственно действовать. Очень рано дети начинают задавать бесконечные вопросы по поводу явлений окружающей действительности. В наше время источником всевозможных сведений выступают не только взрослые, в окружении которых растет ребенок, но и телевидение, радио, детские книги и т.п.
Познавательные интересы возникают у детей довольно рано. Они удовлетворяются самыми различными способами, и ребенок приходит в школу с весьма широким кругозором, иногда значительно большим, чем те сведения, которые содержатся в книгах для чтения. Все эти сведения ребенок черпает из тех или иных явлений действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. При этом способе и не может быть никакой системы, ибо ребенок встречается с различными явлениями действительности в логике не науки, а своей жизни.
Поступление ребенка в школу не приостанавливает этого способа получения сведений – он сосуществует со школьным обучением. Хотя учебная деятельность и ведущая в младшем школьном возрасте, но школа не занимает всего времени ребенка. Обучение в школе происходит не в безвоздушном пространстве, А в связи с другими видами деятельности, на фоне более широких познавательных интересов детей. Это создает особую ситуацию, которую можно условно назвать ситуацией конкурентных отношений между учебной деятельностью и другими сферами жизни и деятельности ребенка. Все, что делается в школе, связано с позицией общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, поддерживается ею и придает новой деятельности, которую еще и нельзя назвать учебной в собственном смысле слова, личный смысл значимой и важной.
Однако такая широкая мотивация не может поддерживать учебу в течение длительного времени и постепенно теряет свое значение. Необходимо воспитание, формирование новых мотивов деятельности, соответствующих содержанию обучения.
В результате простой продуктивной или трудовой деятельности всегда получается некоторый материальный продукт. Ребенок лепил – появился грибок или зайчик – продукт его материальной деятельности; ребенок рисовал – и вот реальные домик или лошадка. Еще более рельефно это выступает в труде. При продуктивной или трудовой деятельности человек, ее производящий, вносит определенные изменения в исходные материалы, в результате которых и возникает продукт деятельности.
Конечно, в ходе такой деятельности происходят изменения и в самом человеке. В процессе труда каждый человек постоянно изменяется. Однако это не это изменение человека является содержанием акта труда; его содержание – производство определенного продукта духовного или материального характера. Произойдет или не произойдет изменение в самом производителе – для процесса производства не столь уж важно. Важен сам полученный продукт и его качество.
Иначе построена учебная деятельность. В ней ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, – прежде всего изменение самого ученика, его развитие. А учеба – деятельность по самоизменению, ее продукт – те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте. В этом ее основная особенность. Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, то есть мотивы приобретения обобщенных способов действия или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Таким образом, первый важнейший элемент структуры учебной деятельности – учебно-познавательные мотивы. Их формирование – важнейшая задача начального обучения. Второй важнейший элемент – учебная задача. Это не просто задание, а система заданий, в результате решения которой открываются и осваиваются наиболее общие способы решения относительно широкого круга вопросов в данной научной области.
Важный элемент структуры учебной деятельности – учебные операции, входящие в состав способа действий, выражающие его операторное содержание. Способ действия усваивается сначала при полной развернутости всех операций, входящих в его состав и по возможности материально. Лишь постепенно те из операций, которые отработаны, могут производиться не материально, а путем проговаривания, а затем в уме.
Следующий важнейший компонент – контроль. Формирование у учащихся контроля за процессом – средство формирования внимания. Последним элементом контроля является оценка, которая относится к выполнению всей учебной задачи в целом.
В пределах начального обучения формирование учебной деятельности представляет основную задачу. Можно сказать, что если в этот период дети полноценно освоят действия контроля и оценки, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет происходить без особого труда.
III. Трудовая деятельность учащихся общеобразовательной школы и учащихся с задержкой психического развития
Трудовое обучение является органической составной частью единой системы учебных предметов, включенных в программу начальной ступени обучения, воспитания и развития детей в средней общеобразовательной школе. Программа трудовой политехнической подготовки в начальных классах направлена на осуществление умственного, нравственного, физического и эстетического развития и воспитания детей.
Цели ее:
- расширение трудового опыта детей, их знаний о производственной деятельности людей, о технике; воспитание трудолюбия;
- развитие трудовых умений, основ трудовой культуры, умения планировать и организовывать свою работу и работу одноклассников в группе.
Особенность трудового обучения как учебного предмета заключается, прежде всего, в том, что программные знания и учения дети приобретают в процессе выполнения различных работ и конкретных изделий, имеющих практическое значение и используемых в их жизни.
Уроки трудового обучения учат детей в первую очередь активно искать и находить ответ на вопрос, как устроены, сконструированы вещи.
Для обеспечения ведущей роли умственного развития на уроках трудового обучения выделяют комплекс программных политехнических знаний и умений, которыми овладевают дети при выполнении любого изделия или работы.
- Предварительное планирование предстоящих трудовых действий, то есть обдумывание устройства изделия (с карандашом и измерительным инструментом в руках), разметка на материале деталей или развертки, с проведением простейших измерений и вычислений (расчетов).
- Исполнительские знания: обработка материалов, овладение приемами работы инструментами, способами соединения, скрепления деталей, частей в изделиях (при заготовке деталей, подгонке, сборке, отделке, проверке в действии, обнаружении и устранении недостатков).
- Культура и организация труда на рабочем месте, умение соблюдать правила гигиены труда и техники безопасности.
- Расширение политехнического кругозора, приобретение технических сведений о свойствах материалов, действии инструментов; применение в работе знаний и умений, полученных на уроках математики, природоведения, изобразительного искусства; умение связывать свой трудовой опыт с трудом старших.
Общая установка на развитие конструкторско-технических и конструктивно-художественных умений и способностей потребовала уделения особого внимания разработке методики последовательного обучения предварительному планированию трудовых действий.
Уже в первом классе дети учатся планировать свои трудовые действия на основе тщательного рассмотрения образца изделия и его графического изображения.
Методика трудового обучения опирается на постепенное овладение детьми языком техники, элементами графической грамоты.
Учитель, руководя деятельностью детей на уроках трудового обучения, последовательно и постепенно учит их чтению графических изображений на листах дидактического материала и самостоятельной работе по ним.
Вводить элементы графической грамоты следует постепенно и последовательно.
IV. Коррекционно-воспитательная работа в условиях общеобразовательной школы на уроках технологии (трудового обучения)
Разработка и внедрение в школьную воспитательно-общеобразовательную практику различных форм дифференциации, индивидуализации обучения, учитывающих естественные и закономерные различия в общих и специальных способностях, направленности и интересах учащихся, – одна из отрадных примет обновления школы.
Особую актуальность на данном этапе развития системы образования приобретают разработка и внедрение в школьную жизнь различных форм дифференцированной, индивидуализированной помощи наиболее трудной в воспитательном отношении категории детей – детям риска. К этой категории относятся дети, которые в силу разного рода причин генетического, биологического и социального свойства приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с повышенным риском школьной дезадаптации. По оценкам медиков, физиологов, психологов, количество таких детей на этапе поступления в школу составляет 20–30%.
Все возрастающая общественная тревога за положение в школе детей риска, осознание необходимости усиления роли педагогов в охране их физического и нравственного здоровья ставят в разряд безотлагательных научно-практических задач обоснование и создание адекватной системы их школьного обучения и воспитания.
Следует подчеркнуть, что речь идет не о разных знаниях, которые будут получать учащиеся начальной школы, а о разных методах и темпах обучения и развития, то есть о воплощении на практике тезиса об индивидуальном подходе. Изложенное понимание индивидуального подхода ведет к дифференцированному обучению. Термин «дифференцированное обучение» применяется в сегодняшней школе для обозначения системы классов с углубленным изучением отдельных предметов. Мы употребляем этот термин совершенно в другом значении, а именно – как обучение, использующее различные методы для усвоения учениками единой общеобразовательной программы начальной школы, где дифференциация касается не объема получаемых учениками знаний, а методов обучения и развития.
Фактически, при таком подходе к обучению возможно осуществить развитие учащихся через «зону ближайшего развития». «Зона ближайшего развития» характеризуется теми достижениями, которые доступны ребенку в сотрудничестве со взрослыми, но при этом важно знать низший порог обучения, то есть пройденные циклы развития, необходимые для дальнейшего обучения. Уровень актуального развития является низшим порогом обучения, а «зона ближайшего развития» – высшим порогом обучения. В пределах между этими порогами обучение будет плодотворным. Можно сказать, что актуальный уровень развития ребенка некоторым образом определяет на данный момент «зону его ближайшего развития». Для детей с низким уровнем актуального развития ЗБР будет иной, чем для детей с более высоким уровнем актуального развития, потому что им потребуется пройти те циклы развития, которые уже прошли их более развитые сверстники.
Наблюдения за школьниками в процессе выполнения ими учебных заданий позволили сделать вывод о том, что большинство детей риска в адекватных условиях деятельности справляются с заданиями, требующими обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, закономерностей.
Программа коррекционно-развивающей работы направляет всю учебную и воспитательную работу педагогов с детьми, имеющими ЗПР, позволяя ставить развивающие и учебные цели, учитывающие типические особенности этих детей даже на уровне фронтальной работы с ними.
Задачами педагогов, работающих с этими детьми, администрации школ является педагогизация всей воспитательной ситуации жизни ребенка, организация его жизнедеятельности на коррекционно-развивающей основе.
Дети риска уже на предшкольном этапе характеризуются дисгармоничным развитием. Мерой профилактики различных трудностей становится обогащение содержания учебной работы системой коррекционно-развивающих заданий, предусматривающих укрепление, развитие, доведение до уровня возрастных норм всех дефицитных психофизических функций и интеллектуально-перцептивных умений.
Система коррекционно-развивающих заданий включает в себя два вида: задания, построенные на неучебном материале, и задания, построенные на учебном материале.
Преобладающую часть системы коррекционно-развивающих заданий составляют задания, построенные на учебном материале.
С целью организации интегрированного обучения корректируется учебный план. Тематическое планирование учитель составляет по следующей схеме:
№ п/п | Тема урока | ЗУН’ы | ||
общеобразовательная программа | специальная программа | по общеобразовательной программе | для детей с особенностями |
Считаю, что темы уроков необходимо «подгонять», состыковывать, чтобы дети с особенностями чувствовали себя комфортно на уроках трудового обучения. Именно на этих уроках они могут почувствовать себя полноценными членами коллектива (см. мониторинг).
Особое внимание уделяется и развитию ряда умений, необходимых для выполнения трудовых заданий:
- ориентироваться в задании (анализировать образец, опираясь на прошлый опыт);
- планировать ход работы (последовательность изготовления изделия, приемы работы и инструменты);
- контролировать себя в процессе изготовления поделки, анализировать свою работу.
Так как у детей с задержкой психического развития преобладает игровая мотивация, то в уроки, для поддержания интереса к труду, включаются различные методы подачи учебного материала, вносящие в обучение элементы занимательности и игровой деятельности. Детские работы необходимо правильно использовать: на выставке, на елке, в подарок маме и т.д. Это делает детей уверенными в своих силах, формирует положительное отношение к труду. На уроках трудового обучения при формировании действий по наглядному образцу можно наиболее эффективным способом усилить взаимосвязь речи и деятельности учащихся, а это одна из важнейших задач коррекционной работы. Проговаривание ребенком отдельных этапов своей деятельности способствует более точному и полному анализу образца, сравнению с ним своей работы, умению обдумывать и планировать предстоящие действия, искать наиболее рационального пути выполнения их.
Самоконтроль, адекватная оценка, словесные отчеты применяются как в конце занятия, так и в течение его. Добиваться нужно такого рассказа, чтобы он был понятен всем. Ответы детей следует поощрять, не дать почувствовать им свою несостоятельность. Тон учителя должен быть деловой, одобрительный, радостный.
Значительное место в коррекционной работе занимает обучение учащихся выполнению словесных инструкций с несколькими заданиями. Дети должны научиться внимательно слушать (читать) инструкцию, уметь пересказать ее своими словами, четко выполнять последовательность действий. Они должны уметь возвращаться к прочитанной инструкции, поэтапно проверяя правильность ее выполнения. Если дети маленькие, используются сначала предметные карты (картинки), затем планы и уж позднее инструкционные карты.
Большую роль в овладении трудовыми навыками имеют тренировочные упражнения с инструментами: ножницами, иглой, линейкой карандашом, отверткой и т.п. Дети должны готовить и убирать рабочее место, содержать его в порядке, экономно расходовать материалы. В помощь детям я использую памятку «Правила учащегося» (см. Приложение 1).
Иголки и ножницы нас учат осторожности. Каждый твердо должен знать, как их нужно передавать, хранить. Необходимо приучить детей соблюдать технику безопасности (см. Приложение 2).
Необходимо применять оптимальные методы обучения, то есть те, которые позволят нашим ученикам достигать заложенного нашей программой состояния при минимальных затратах энергии, времени и материальных средств. Подчиняясь общим дидактическим законам, методы трудового обучения имеют специфические черты, обусловленные особенностям познавательной деятельности школьников, характером изучаемых технических процессов и трудовых действий, развитием политехнического мышления, технических способностей, формированием обобщенных политехнических знаний и умений. При этом учитель начальных классов должен отдать предпочтение таким методам, которые делают труд детей посильным и интересным, вносят в него элементы игры, занимательности, проблемности, творчества.
В современной дидактике существуют различные походы к классификации методов.
I классификация
- словесные методы,
- наглядные методы,
- практические методы.
II классификация
- объяснительно-иллюстративные (репродуктивные) методы,
- частично-поисковые методы,
- проблемные методы,
- исследовательские методы.
I и II классификации методов обучения характеризуют учебный процесс по какому-либо одному из признаков: либо по источникам информации, либо по видам деятельности. А при комплексном подходе к классификации методы обучения можно разделить на следующие группы:
- устные словесные методы,
- демонстрационные методы,
- практические методы,
- программированные методы.
Например, устные словесные методы могут включать в себя (по источникам информации характеризуемом) объяснение, рассказ, беседу, звукозапись, радиопередачу; по видам деятельности – запоминание и воспроизведение информации. Подобным образом могут классифицироваться и остальные методы. При таком подходе к классификации учитель получает возможность комплексно использовать имеющийся в его распоряжении арсенал методов обучения. При этом в основу отбора методов он может взять конечную цель обучения. При комплексном подходе учитель может воздействовать одновременно на слуховые, зрительные, двигательные и другие рецепторы ученика. Комплексное использование методов обучения повышает надежность усвоения информации, делает учебный процесс более эффективным.
Не следует забывать, что эффективность работы учителя также определяется умением создать в классе теплую, доброжелательную обстановку, которую следует считать оптимальной для протекания учебного процесса. Более того, поведение учащихся, в конечном счете, определяется поведением учителя. Ибо оно выступает в качестве необходимого (хотя и недостаточного) условия осуществления целенаправленной деятельности.
Установлено, что в начальной школе продуктивное поведение учащихся, то есть их внимательность, готовность к ответу и уверенность в себе тесным образом связано с пониманием, теплом и дружелюбием учителя. Эта связь была прослежена и в средней школе, хотя здесь она оказалась не столь ярко выраженной.
Учителю необходимо следить за работоспособностью учащихся с задержкой психического развития на протяжении всего учебного занятия. Физкультминутка является важным средством повышения работоспособности учащихся. Она необходима всегда, когда ученики устают от однообразной работы или позы. К.Д. Ушинский придавал большое значение кратковременным гимнастическим упражнениям во время урока: «Дайте ребенку возможность немножко подвигаться, и он подарит вам снова до десяти минут внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумеете его использовать, дадут вам лучшие результаты, чем целая неделя полусонных занятий.».
Для того, чтобы уберечь этих детей от быстрой усталости, уменьшается объем работы, часто меняются действия, а если нужно выполнять деятельность по словесным указаниям, инструкция должна быть коротенькой и ясной. Чрезмерную подвижность этих детей можно скорректировать с помощью гимнастических упражнений.
Урок в I классе. Работа с бумагой.
Тема: «Аппликация наложением деталей внахлест. Грибок»
Цели по общеобразовательной программе: | Цели по специальной программе: |
|
|
1. Организационный момент. | |
2. Подготовка к основному этапу занятий (загадки о грибах, ребусы). Выведение темы УЗ. | |
|
|
3. Усвоение новых знаний и способов действий. | |
а) Анализ конструкции изделия. | |
|
|
б) Показ приема наложения деталей внахлест. | |
в) Приемы разметки деталей криволинейной формы. | |
|
|
г) Составление устного плана работ, краткая запись последовательности операций на доске. | г) Ознакомление с планом работы (проиллюстрированным). Упражнения для развития моторики (см. Приложение 3). |
д) Практическая работа. Разметка всех деталей, вырезание. Уборка рабочего места, подготовка его к склеиванию деталей. | |
е) Физминутка. Митя шел, шел, шел, Белый гриб нашел. Раз – грибок, два – грибок, Положил их в кузовок. | |
ж) Правила наклеивания деталей на всю поверхность. | |
з) Сборка аппликации. | |
|
|
4. Итог урока. Выставка работ всех учащихся.
| |
5. Уборка рабочих мест. (см. Приложение 4) |
Урок в I классе. Работа с пластилином.
Тема: «Аппликация наложением деталей внахлест. Грибок»
Общеобразовательная программа | Специальная программа |
Тема: «Дары осени» | Тема: «Лепка яблока» |
Цели: | Цели: |
|
|
1. Организационный момент. Разделение на группы (4-5 человек). | |
2. Определение темы урока. а) Загадка Круглое, спелое, гладкое, А откусишь – … (сладкое)
| |
б) Когда созревают яблоки? (Осенью.) в) Какие еще плоды созревают осенью? г) Итак, определимся с темой этого урока…
| |
3. Работа над новым материалом. | |
а) Обсуждение объема работы, составление плана для всех членов группы. б) Выбор цветов пластилина. | а) Составление плана работы. б) Выбор трех цветов пластилина. |
г) Физминутка. Раз, два – выше голова! Три, четыре – руки шире! Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим! | |
д) Лепка фруктов по памяти и по образцу. Самостоятельная работа | д) Лепка яблока по образцу и показу учителя. |
4. Итог урока. Выставка работ всех учащихся. Оценивать положительно, эмоционально окрашивая оценки, хвалить детей с особенностями. | |
5. Уборка рабочих мест. (см. Приложение 5) |
V. Результативность интегрированного обучения
Мониторинг успеваемости
|
|
|
Организация обучения школьников в условиях интегрированного обучения с внутренней дифференциацией позволила отметить значительные улучшения в развитии детей, в приобретении ими знаний, умений и навыков.
Это достигается при создании благоприятных условий, выборе адекватного учебного плана, эффективных форм и методов педагогического воздействия.
В каждое учебное занятие должна быть включена коррекционная работа, что поможет учащимся достичь потенциально возможного уровня образованности в соответствии с этапами обучения, создать условия для его самовыражения. И тогда к концу обучения у детей формируются навыки учебной деятельности, осуществляется переход от практических действий к действиям в уме. Они проявляют смекалку, сообразительность, понимают юмор, отгадывают загадки, ребусы, у них появляется чувство дружбы, коллективизма. Эти дети могут уже продуктивно работать, результативно использовать предлагаемую помощь, осуществлять перенос усвоенного навыка в новые условия.
Таким образом, обучение в условиях интеграции актуально и необходимо в наше время. Успешная адаптация и интеграция личности в окружающую среду позволит в последствии менее болезненно вписаться в условия рыночной экономики, будет способствовать саморазвитию личности.
Литература
- Андреев Я. «Коррекция во вспомогательной школе»
- Антипина А.Н. «Из опыта работы с детьми, имеющими ЗПР»
- Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1–4 классах»
- Под ред. Дубровиной И.В. «Рабочая книга школьного психолога»
- Занков Л.В. «Развитие учащихся в процессе обучения»
- Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских»
- Кумарина Г.Ф. «Компенсирующее обучение как форма педагогической помощи детям риска в условиях общеобразовательной школы»
- Крутецкий В.А. «Психология»
- Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе»
- Под ред. Шевчука Л.Е. «Методология, теория и практика педагогического творчества»
- Эльконин Д.Б. «Психическое развитие в детских возрастах»
Приложение 1
Правила учащегося
- Каждый работает на своем рабочем месте.
- Прежде, чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
- Во время работы держи рабочее место в порядке.
- Береги инструменты, экономь материалы.
- Всегда думай, как сделать работу лучше.
- Кончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
Главное правило –
РАБОТАЙТЕ ДРУЖНО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....
Особенности лингвистического образования младших школьников в условиях двуязычия
Родной язык является основой любого умственного развития, помогает глубокому и сознательному изучению русского языка.Овладение вторым языком представляет собой двуединый процесс: усвоение новых языков...
«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад
Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...
Формирование объективной самооценки младшего школьника в условиях безотметочного обучения.
В презентации представлен материал, позволяющий формировать объективную самооценку у младших школьников....
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...
Исправление речевых ошибок младших школьников в условиях экспериментального обучения.
был разработан комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся второго класса. При этом под комплексом понимается «совокупность, соч...
Обобщение опыта на тему "Особенности личностного и интеллектуального развития младших школьников в условиях развивающего обучения"
Начало XIX в. ознаменовалось настойчивыми попытками модернизировать систему образования, привести в соответствие с требованиями времени. В этом процессе все более значимую роль играет система развиваю...