Самоанализ педагогической деятельности
статья

Ирина Валерьевна Огородникова

Данный самоанализ поможет при аттестации учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_ped_deyatelnosti.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Чичковская общеобразовательная школа

Самоанализ

профессиональной деятельности

учителя начальных классов Огородниковой Ирины Валерьевны

д.Чичкова

2014-2015 г.

Самоанализ профессиональной деятельности

           Огородниковой Ирины Валерьевны, учителя начальных классов МКОУ Чичковская основная общеобразовательная школа, 1976 года рождения.

 В 1995 году окончила Иркутское государственное педагогическое училище № 1 по специальности «учитель начальных классов» с присуждением квалификации учитель начальных классов. В 2011 году окончила Восточно-Сибирскую государственную академию образования по специальности «Логопедия» с присуждением квалификации учитель – логопед. С 1995 года работаю в МКОУ Чичковская ООШ. Педагогический стаж работы 19 лет.

           Я работаю в сельской школе в классах - комплектах. Работать в классах - комплектах, несомненно, труднее и сложнее, чем в обычных классах, так как отсутствуют чёткие методические рекомендации по построению и проведению современных уроков, литература по организации обучения в малокомплектной школе.  В нашей школе классы – комплекты сформированы следующим образом: 1 – 2 кл., 3 – 4кл. Мне приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности, по учебным программам разных классов. Одновременные занятия с двумя классами требуют от меня более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта. Работа с двумя классами одновременно имеет некоторые особенности:

1.Я вынуждена работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;

2. Мое внимание распределяется между двумя классами;

3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь с моей стороны, так как я в это время занята другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

5. Работая в классах – комплектах, мне приходится ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.

Но и при имеющихся трудностях я понимаю, что можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса, использовать современные образовательные технологии обучения, оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.

Малая наполняемость класса дает мне  и ряд преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности. Так, в условиях работы в классах - комплектах мне легче осуществлять:

- индивидуальный подход к обучающимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;

- личностно-ориентированный подход в обучении;

- практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии

в лес, участие в опытнической работе и т.д.).

Учитывая эти особенности, я определила цель своей педагогической деятельности на данном этапе: обеспечить положительную динамику результатов образовательного процесса за счет применения эффективных форм работы в классах – комплектах.

Мною определены педагогические задачи, позволяющие достичь поставленной цели:

- совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности в классах – комплектах;

- вовлекать каждого обучающегося в активный познавательный процесс;

- раскрывать творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого обучающегося, дать возможность проявить себя;

- прививать навыки самостоятельной работы, как основного вида работы в одном из классов-комплектов; самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

В настоящее время Чичковская ООШ работает над темой «Современные образовательные технологии образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС». Таким образом, цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы.

В условиях одновременной работы с двумя классами  у меня остро стоит вопрос о правильном распределении и использовании времени. Важно рационально использовать каждую минуту урока, поэтому в поурочном плане мною четко сформулированы цели, этапы уроков для каждого класса. Продумываю совместную постановку целей, если темы уроков совпадают. Особенностью работы в классах - комплектах является то, что невозможно организовать занятия с двумя классами без самостоятельной работы. Поэтому, начиная с 1 класса, я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Чтобы рационально организовать самостоятельную работу я использую комплекс дифференцированных дидактических заданий для каждого урока учебной темы,  (различных таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Если самостоятельная работа носит фронтальный характер, то общее задание записывается на доске, или предъявляется на экране. Во время работы над трудными разделами программы, я при необходимости использую индивидуальные карточки, которые содержат не только учебные задания, но и рекомендации. На уроках использую магнитную доску, наборное полотно, переносные доски, проектор, компьютер. Все это помогает быстро составлять и менять задания для самостоятельной работы. В условиях одновременной работы учителя с двумя классами, я лишена возможности постоянного контроля выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля ввожу уже с первого класса. Для развития навыков самоконтроля использую приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу. В конце урока первоклассники сами оценивают себя с помощью «смайликов». Я использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, отношения его к выполнению учебной задачи, не сравнивая с другими. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех деятельности ребёнка. Провожу тестирование, самостоятельные работы с самопроверкой и взаимопроверкой. Для формирования контрольно – оценочной самостоятельности обучающихся использую портфолио. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им в процессе обучения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

           Использую не только классические формы уроков, но и нетрадиционные: урок – конференция, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-игра, урок - защита проекта. Стараюсь, чтобы каждый урок был продуктивным, учитываю индивидуальные особенности и уровень подготовленности обучающихся. Использую на уроках деятельностные, групповые, ролевые, проблемные формы и методы обучения, позволяющие увлечь детей. Эффективно  использую метод проектов. Данный метод помогает мне организовать обучение через желание, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний. Использую этот метод на уроках закрепления материала, во внеурочной деятельности. Результатом работы стали проекты детей по различным предметам: «Сочини сказку», «Наши школьные  праздники», экологический проект «Красная книга», «Математические сказки», « Наш край» и др. Исследовательская работа «Тайна моего имени», выполненная учеником 4 класса Огородниковым Захаром заняла 2 место на районной научно - исследовательской конференции обучающихся. Так же активно использую в своей деятельности информационно-коммуникационные  технологии обучения. С введением ФГОС кабинет начальных классов оснащен учебно – лабораторным оборудованием: компьютером, проектором, что позволяет использовать различные программы и мультимедийные пособия, имеются печатные пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Использование ИКТ помогает мне прививать интерес к изучаемым предметам и поддерживать его в дальнейшем. Уровень познавательного интереса обучающихся достаточно высокий. Дети проявляют высокую активность на уроках: выступают с сообщениями по изучаемой теме, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет; увеличилось количество работ с использованием ИКТ;  ребята активно занимаются исследовательской деятельностью. Помимо учебной деятельности мною ведется внеклассная работа по предметам с использованием разнообразных форм: конкурсы, викторины, игры, экскурсии. Веду факультативные занятия «Риторика», «Введение в историю», провожу предметные недели.  Все это более полно развивает потенциал обучающихся, их творческие и практические умения. С помощью программ Microsoft Office Word  и Power Point мною разработаны тесты по русскому языку, математике, литературному чтению, презентации к урокам. Зная проблему организации урока в классах – комплектах, разработала и разместила на личной странице на сайте pro.shkolu серию уроков по окружающему миру с использованием современных образовательных технологий, рабочие программы, презентации. Я считаю, что применение информационных технологий позволило эффективно организовывать самостоятельную  и индивидуальную работу с обучающимися; повысило интерес к урокам.  Мои ученики не боятся ошибиться, отвечая на уроке. На занятиях создана атмосфера сотрудничества, совместного поиска. Я стараюсь сделать так, чтобы успеха добился каждый в меру своих возможностей.

         Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали стабильные показатели успеваемости обучения.

Результаты

2011-2012г.

2012-2013г.

2013-2014г.

1

Качество

русский язык (40%)

литературное чтение (80%)

математика (80%)

русский язык (50%)

литературное чтение

(63%)

Математика (50% )

русский язык(57%)

литературное чтение (71%)

математика (57%)

2

Успеваемость

русский язык (100%)

литер. чтение (100%)

 математика  (100%)

русский язык (100%)

литер. чтение (100%)

математика (100%)

русский язык(100%)

литер. чтение (100%)

математика (100%)

3

Средний балл

 

русский язык (3,4)

литер. чтение (4)

математика (3,8)

русский язык (3,5)

литер. чтение (3,7)

математика (3,5)

русский язык (3,6)

литер. чтение (4,1)

математика (3,9)

Мои ученики принимают участие в конкурсах:

Год

Название конкурса

Участник

Результат

Уровень

2011

Районная исследовательская конференция обучающихся

Огородников Захар 4 класс

2 место

муниципальный

2011

Международный конкурс по математике «Кенгуру»

Тирских Вика

3 класс

Малых Наташа

3 класс

1 место

2 место

школьный

школьный

2011

Конкурс творческих работ, посвященный 66 – ой годовщине Победы в ВОВ

Огородников Захар

3 класс

участие

муниципальный

2012

Всероссийский конкурс по информатике «Кит»

Волохов Данил

2 класс

1 место

муниципальный

2013

Конкурс «Видеообращение к участникам дорожного движения»

Пугачева Ольга

2 класс

2 место

муниципальный

2013

Конкурс компьютерной графики «Открытка к Новому году»

Черкасов Семен

2 класс

1 место

муниципальный

2013

Конкурс рисунков «Я рисую выборы»

Зыкова Дарья 2класс, Калугин Антон 2 класс

участие

муниципальный

2014

Всероссийская предметная олимпиада для младших школьников по окружающему миру

Зыкова Дарья 2 класс

Исаева Татьяна 2 класс

Калугин Антон 2 класс

Малых Ирина 2 класс

Пугачева Ольга 2 класс

Луковников Алксандр

1 класс

Тирских Вова 1 класс

4 место

4 место

7 место

7 место

7 место

15 место

18 место

региональный

региональный

региональный

региональный

региональный

региональный

региональный

2015

I Всероссийская дистанционная олимпиада «Я знаю» по русскому языку

по математике

по литературному чтению

по окружающему миру

Всероссийская литературная викторина к 2200 – летию М.Ю.Лермонтова «Певец печали»

Малых Ирина 3 класс

Зыкова Дарья 3 класс

Калугин Антон 3 класс

Пугачева Ольга 3 класс

Зыкова Дарья 3 класс

Тирских Данил 1 класс

Калугин Антон 3 класс

Пугачева Ольга 3 класс

Зыкова Дарья 3 класс

Калугин Антон 3 класс

Пугачева Ольга 3 класс

Шипицына Кира 1класс

Тирских Прохор 1класс

Тирских Игорь 4 класс

Пугачева Ольга 3 класс

Малых Ирина 3 класс

Исаева Таня 3 класс

Аронова Ульяна 1класс

Толстоухов Егор 1класс

Гайдуков Кирилл 1класс

Зыкова Дарья 3 класс

Калугин Антон

1 место

2 место

2 место

2 место

1 место

1 место

2 место

2 место

1 место

1 место

2 место

2 место

1 место

2 место

2 место

2 место

3 место

3 место

3 место

3 место

3 место

3 место

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

всероссийский

Обучаясь в Восточно-Сибирской государственной академии образования,  написала и успешно защитила работу по теме: « Коррекция нарушений речи у учащихся в условиях малокомплектной школы » (2011 г). В данной работе я раскрыла проблемы и пути оказания логопедической помощи учащимся сельских малокомплектных школ. Имея второе образование по квалификации учитель – логопед, я вижу, что дети, приходящие в школу, имеют различные речевые нарушения, которые влияют на усвоение учебных программ не только по русскому языку и чтению, но и по остальным предметам. Таким образом,  дети, имеющие речевые нарушения,  имеют образовательную потребность – логопедическую помощь. Эта проблема актуальна по отношению к детям малочисленных сельских школ, поскольку в современной нормативной базе отсутствуют рекомендации по оказанию логопедической помощи этим детям. Если в обычной школе таким детям помогает логопед, то в сельской малокомплектной школе именно учитель начальных классов должен стать реализатором логопедического воздействия. При поступлении детей в школу я провожу диагностику речевого развития обучающихся с помощью методики исследования речи В.И.Нодельман, для дальнейшей индивидуальной работы по преодолению речевого нарушения,  встраивая ее в учебный процесс. На уроках обучения грамоте знакомлю детей с артикуляцией звуков, провожу артикуляционную гимнастику. На факультативных занятиях по риторике часто используются скороговорки, потешки, чистоговорки. На учебном материале по русскому языку предлагаю детям, с нарушением звукопроизношения такие задания: прочитать словарные слова с буквой “р”; прочитать и записать названия птиц (сорока, ворона, утка); составить предложения с этими словами и т.д. Провожу игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, а так же фонематического слуха. Подобные упражнения пойдут на пользу не только детям с речевой патологией, но и их нормативно развивающимся сверстникам. В результате работы на 44% снизилось количество специфических ошибок на письме, на 23 % повысилось качество фонематического восприятия, на 57 % снизилось количество нарушений звукопроизношения. Помимо детей с речевыми нарушениями в моем классе обучаются дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата, ДЦП.  Для индивидуальной помощи таким детям мною изучена концепция инклюзивного, интегративного обучения (Л. И. Гриценко, Е.Л. Инденбаум), которая предполагает наличие в классе детей с особыми образовательными потребностями.

Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, я успешно разрешаю учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой. Дети, растущие в селах, отличаются дружелюбием, открытостью, коммуникативностью, приобщенностью к земле, физическому труду, поэтому воспитательные возможности огромны. Моя задача, как  учителя и классного руководителя состоит в том, чтобы правильно использовать эту благоприятную, объективно сложившуюся ситуацию. Воспитательная работа в классах строится по направлениям: «Я и природа», «Я и семья», «Я и друзья», «Я и здоровый образ жизни», «Я и Отечество», «Я и труд». Традиционные мероприятия и КТД в моих классах: «День именинника», «Новогодняя елка», «Осенний бал», «Праздник Победы», уборка школьного двора; озеленение классных комнат; проведение генеральных уборок в классе, работа на пришкольном участке – выращивание цветов, овощей для школьной столовой. Дети пробуют свои силы в различных видах творческой деятельности. Принимают активное участие в жизни школы, района.

Являясь классным руководителем детей разного возраста, я  использую такую форму  работы, как творческое сотрудничество 1 - 2 класса (3 – 4класса). Весь воспитательный процесс построен на основе деятельности разновозрастного объединения – «содружества», которое предполагает появление новых форм взаимодействия старших и младших, усиление их взаимовлияния. В моей воспитательной системе развития классного коллектива особое место занимает организация ученического самоуправления.  Главной задачей самоуправления я считаю привлечение каждого учащегося к жизни класса. Класс выбирает себе командира. Ему помогают учебный, игровой, хозяйственный сектора. Поручения формируются в зависимости от желания детей, от интересов, от симпатии друг к другу. Если должность занимают два человека,  стараюсь сформировать  так, чтобы один  был старше, другой младше. Старший ребенок помогает младшему, следит за его работой, направляет его. Планируя деятельность  на одну четверть, всегда учитываю пожелания детей. Систематическая работа над развитием классного самоуправления привела к тому, что в классе сложилась благоприятная психологическая атмосфера. Каждый ребенок чувствует себя в коллективе комфортно, отсутствуют отверженные дети. Ребята уверены в своих силах, владеют навыками общения со сверстниками и взрослыми, доброжелательны. В результате нашей работы к концу учебного года каждый ребёнок проявляет себя в разных областях деятельности и имеет личные достижения.

         Эффективность воспитательной работы, по моему мнению,  во многом зависит от умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Поэтому  большое внимание уделяю работе с родителями, их педагогическому просвещению, провожу тематические собрания, индивидуальные беседы, посещение семей. Стараюсь привлекать родителей к  организации воспитательной работы в классе. Тематика родительских собраний разнообразна: «Проблемы адаптации первоклассников», « Мудрость родительской любви», «ФГОС НОО», «Подготовка детей к школе», «О трудностях письма и чтения». Стараюсь, чтобы родители ушли с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям и с желанием сделать это. В помощь родителям я составляю различные памятки «Как помочь ребенку выполнить домашнее задание?», «Какой вы родитель?» и др. По итогам года отправляю родителям благодарственные письма. Это способствовало достижению в нашем классе положительных результатов в учебно-воспитательном процессе: в классе нет пропусков без уважительных причин, заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях и делах.

       Свое профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, семинарах, посещаю уроки своих коллег, изучаю различные педагогические технологии, покупаю методическую литературу.  Изучаю материал в Сети творческих учителей, в социальной сети работников образования, обобщенный в этих источниках опыт применяю в своей работе. Большое внимание уделяю самообразованию. В настоящее время работаю по теме «Мотивация интереса обучающихся к самостоятельному приобретению новых знаний через проектную деятельность». Данная работа направлена на реализацию указанных выше проблем в работе с двумя классами.  

Прошла подготовку на курсах повышения квалификации: 2011г. ФГБОУ ВПО «ВСГАО» по программе  «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (72 ч.); 2011г. ИИПКРО по проблеме «Современный образовательный менеджмент» (72 ч.); 2012 г. ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет» по программе «Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (72 ч.), 2012 г. ИИПКРО по проблеме  «Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: концепция, содержание, методика преподавания»  (72 ч.); 2014 г., ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»  по программе «Создание сетевого информационного пространства педагога» (72) ч. В течение пяти лет руководила методическим объединением учителей начальных классов и воспитателей ДОУ. Выступила с докладами по темам: «Методы и приемы работы в классах с малой наполняемостью», «Организация научно – исследовательской деятельности», «Системно – деятельностный подход в обучении», «Использование ИКТ на уроках окружающего мира» и др.  Провожу открытые  уроки: 2011г. урок окружающего мира в 1-3 классе-комплекте «Наше питание" (3 кл.), «Откуда берется и куда девается мусор" (1 кл.); 2010 г. урок окружающего мира в 1-2 классе - комплекте «В гости к зиме», «Невидимые нити»; 2014 г. урок русского языка 1 классе «Имя собственное», урок окружающего мира в 1-2 классе – комплекте «Страны мира» (2кл.), «Почему в автомобиле, поезде, самолете нужно соблюдать безопасность?» Участвую в районных конференциях и семинарах, выступаю на педагогических советах в школе. В педагогическом коллективе нашей школы постоянно осуществляется обмен опытом, мы с коллегами осваиваем новые технологии,    совершенствуем свое мастерство. Откликаюсь на просьбу коллег помочь в разработке  рабочих программ по предметам в начальном звене. Принимала участие в разработке основной общеобразовательной программы НОО. Стараюсь участвовать в конкурсах педагогического мастерства. Заняла 1 место в районном конкурсе авторских разработок «Лучший образовательный цифровой ресурс» в номинации «Лучший урок с применением учебно – лабораторного оборудования для начальных школ». (2013 г.). Награждена:

  • Почётная грамота за многолетний педагогический труд и достигнутые успехи в деле воспитания и обучения подрастающего поколения, МОУ Чичковская ООШ, 2010 год.
  • Благодарность за организацию и проведение Всероссийских предметных олимпиад для младших школьников, Центр поддержки талантливой молодежи г. Бийск;  2014 год,  
  • Почетная  грамота за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения, министерство образования Иркутской области (2014 г.);

Считаю, что необходимо продолжить работу по повышению качества знаний, создавая ситуации успеха, повышая самооценку обучающихся, а также стимулировать обучающихся к участию в общешкольных и внеклассных мероприятиях. Так как методических разработок уроков в классах – комплектах недостаточно, планирую обобщить личный опыт работы в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Материал к предстоящей аттестации...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности...

самоанализ педагогической деятельности

подведение итогов своей работы за несколько лет...

самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности за время работы в МОУ "Побединская СОШ"...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...