Программа "Эрудит"
рабочая программа (3 класс)
Данный курс создаёт условия для развития познавательных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erudit_semenova.docx | 59.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56
Принята на заседании
методического (педагогического) совета
от «___» _____________ 20____г.
Протокол № __________________
Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ №56
______Коломиец А.В_____________
«___» ________________ 20____г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Эрудит»
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 9 мес.
Автор-составитель:
Семёнова Людмила Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Калининград, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Дополнительная общеобразовательная программа «Эрудит» имеет естественнонаучную направленность.
Актуальность программы
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс изобретательской деятельности, организации коллективных работ, а также формирование и развитие внимания, воображения, творческий подход к решению нестандартных заданий. Реализация программы позволит сформировать современную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать себя в различных олимпиадах, конкурсах, творческих мастерских.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 8-9 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 9 месяцев.
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение осуществляется из параллели третих классов МАОУСОШ №56. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 5-15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 36 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Педагогическая целесообразность
Программа «Эрудит» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли развить свои индивидуальные способности. Развивать инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Проявить свои индивидуальные способности и интерес к учебным предметам через нестандартные задания.
В процессе занятий «Эрудит» обучающиеся получат дополнительные знания в области математики, русского языка, литературы и окружающего мира.
Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.
Таким образом, образовательная программа рассчитана на создание образовательного маршрута каждого обучающегося.
Практическая значимость.
Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Ребята научаться решать задания нестандартного характера, доказывать свою точку зрения, чётко излагать свои мысли, смогут применять полученные знания на занятиях других дисциплин. Преодолевать трудности в общении со сверстниками, уважать мнение своих одноклассников.
Ведущие теоретические идеи.
Ведущая идея данной программы — создание современной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать свои способности. Успешно участвовать в различных предметных олимпиадах и конкурсах.
Цель
Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности
Принципы отбора содержания
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Основные формы и методы
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Планируемые результаты
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Механизмом оценивания образовательных результатов является
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Формы подведения итогов реализации программы
Обучающиеся участвуют в различных конкурсах и соревнованиях муниципального, регионального и всероссийского уровня. По окончании модуля обучающиеся участвуют в тестировании требующий проявить знания и навыки по ключевым темам.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
∙ Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
∙ Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
∙ Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав школы, правила внутреннего распорядка обучающихся. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Программа разработана на основе авторской программы Холодовой О.А.. Методика продуктивного обучения Хуторской А.В.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Кадровые. Педагог дополнительного образования.
Материально-технические: проектор, программное обеспечение. Методические разработки занятий.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
9 месяцев
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | Самостоятельная подготовка | |||
1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Тестирование, рефлексия. |
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
6 | Совершенствование воображения. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
8 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
9 | Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
10 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
11 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
12 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
13 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
14 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
15 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
16 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
17 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
18 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
19 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
20 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
21 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
22 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
23 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
25 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
26 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
27 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
| 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
28 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
29 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
30 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
31 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
32 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Практическая работа. Рефлексия. |
33 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | Самостоятельная работа. Рефлексия. |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия. | 1 | 0 | 1 | Тестирование.. | |
35 | Выявление уровня развития внимания, восприятия. | 1 | 0 | 1 | Тестирование. | |
36 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | 0 | 1 | 0 | Тестирование. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Теория: Правила работы в кабинете и организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Различение главного и существенного на основе развивающих заданий и упражнений.
Практика: графический диктант, сравнение предметов. Выделение закономерности, завершение схемы.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 2. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Теория. Различение главного и существенного на основе развивающих заданий и упражнений, сравнение предметов.
Практика. Выделение закономерности, завершение схемы. Графический диктант.
По завершении темы предусмотрен устный опрос.
Тема 3. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления
Теория. Анализ ситуации, установление причинно-следственных связей. Практика. Графический диктант.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 4.Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Практика. Называние предметов по описанию.
Практика. Анализ ситуации, установление причинно-следственных связей. Графический диктант.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 5. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Теория. Демонстрирование способности переключать, распределять внимание.
Практика. Объяснять значение слов и выражений.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 6. Совершенствование воображения.
Теория. Анализ заданий по перекладыванию спичек.
Практика. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Графический диктант.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 7. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Теория. Объяснение значения слов и выражений.
Практика. Составление загадок, небольших рассказов, сочинение сказки.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 8. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Теория. Различение предметов по цвету, форме, размеру.
Практика. Описывание того, что было обнаружено с помощью органов чувств. Графический диктант.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 9. Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие мышления.
Теория. Значение слов.
Практика. Графический диктант. Составление и преобразование фигуры. Объяснение значения слов и выражений.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 10. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Теория. Крылатые и метафорические выражения.
Практика. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 11. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Теория. Главные и второстепенные признаки.
Практика. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Графический диктант.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 12. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Теория. Повторение. Главные и второстепенные признаки.
Практика. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 13. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Теория. Геометрические фигуры.
Практика. Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Графический диктант.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 14. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Теория. Признаки геометрических фигур.
Практика. Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Графический диктант.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 15. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Теория. Загадки. Рассказ. Сказка.
Практика. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Графический диктант.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 16. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Теория. Повторение. Загадки. Рассказ. Сказка.
Практика. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Графический диктант.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 17. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Теория. План улицы.
Практика. Выполнение заданий на определение главного и существенного, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснение закономерности. Выделение черт сходства и различия элементов.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 18. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Теория. Значение слов.
Практика. Графический диктант. Объяснение значения слов и выражений. Составление загадок, небольших рассказов, сочинение сказки. Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 19. Развитие концентрации внимания.
Теория. Меры веса и времени.
Практика. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Графический диктант.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 20. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Теория. Повторение. Меры веса и времени.
Практика. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Графический диктант.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 21. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Теория. Меры веса, длины.
Практика. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Графический диктант.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 22. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Теория. Растения леса.
Практика. Выполнение заданий на определение главного и существенного на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснение закономерности. Выделение черт сходства и различия.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 23. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Теория. Вспоминаем правила поведения на дороге.
Практика. Графический диктант. Задание на выделение закономерности, умение завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 24. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Теория. Растения нашего края.
Практика. Графический диктант. Задания на умение анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 25. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Теория. Лиственные и хвойные растения.
Практика. Задания на умение называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Графический диктант.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 26. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Теория. Транспорт.
Практика. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Составлять и преобразовывать фигуры.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 27. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Теория. Насекомые.
Практика. Графический диктант. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 28. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Теория. Повторение. Насекомые.
Практика. Графический диктант. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 29. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Теория. Птицы.
Практика. Графический диктант. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия. Описывать признаки геометрических фигур.
По завершении темы предусмотрен устный опрос. Творческие работы учащихся.
Тема 30. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Теория. Геометрические фигуры.
Практика. Графический диктант. Описывать признаки геометрических фигур.
Находить и выделять признаки разных предметов.
Тема 31. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Теория. Геометрические фигуры.
Практика. Графический диктант. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Графический диктант.
Тема 32. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Теория. Рыбы.
Практика. Графический диктант. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Тема 33. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Теория. Животные области.
Практика. Графический диктант. Выполнение заданий на определение главного и существенного на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснение закономерности. Выделение черт сходства и различия
Тема 34. Выполнение заданий тестового характера. Участие в игре «Самый умный».
Практика. Выполнение теста.
Тема 35. Выполнение заданий тестового характера. Участие в игре «Самый умный».
Практика. Выполнение теста.
Тема 36. Выполнение заданий тестового характера. Участие в игре «Самый умный».
Практика. Выполнение теста.
практические работы.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 06.09 | 12.40- 13.25 | Дискуссия «Крепкий орешек» | 45 минут | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | кабинет 7-2-8 | Тестирование рефлексия |
2 | сентябрь | 12.09 | 12.40- 13.25 | «Учебная игра» | 45 минут | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
3 | сентябрь | 20.09 | 12.40- 13.25 | «Учебная игра» | 45 минут | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
4 | сентябрь | 27.09 | 12.40- 13.25 | «Учебная игра» | 45 минут | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
5 | октябрь | 04.10 | 12.40- 13.25 | «Защита проекта» | 45 минут | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
6 | октябрь | 11.10 | 12.40- 13.25 | Защита проекта» | 45 минут | Совершенствование воображения. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
7 | октябрь | 18.10 | 12.40- 13.25 | Урок – игра. | 45 минут | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
8 | октябрь | 25.10 | 12.40- 13.25 | «Урок- викторина» | 45 минут | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
9 | ноябрь | 01.11 | 12.40- 13.25 | Урок- загадка.» | 45 минут | Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие мышления. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
10 | ноябрь | 08.11 | 12.40- 13.25 | Урок-игра». | 45 минут | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
11 | ноябрь | 15.11 | 12.40- 13.25 | Урок-игра». | 45 минут | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
12 | ноябрь | 22.11 | 12.40- 13.25 | Урок-игра». | 45 минут | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
13 | декабрь | 06.12 | 12.40- 13.25 | Урок – практическая работа | 45 минут | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
14 | декабрь | 13.12 | 12.40- 13.25 | Урок-игра». | 45 минут | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
15 | декабрь | 20.12 | 12.40- 13.25 | Урок-игра». | 45 минут | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
16 | декабрь | 27.12 | 12.40- 13.25 | Урок – практическая работа | 45 минут | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
17 | январь | 10.01 | 12.40- 13.25 | Урок-игра». | 45 минут | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
18 | январь | 17.01 | 12.40- 13.25 | Урок-игра». | 45 минут | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
19 | январь | 24.01 | 12.40- 13.25 | Урок-игра». | 45 минут | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
20 | январь | 31.01 | 12.40- 13.25 | Урок-игра». | 45 минут | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
21 | февраль | 07.02 | 12.40- 13.25 | Урок-викторина». | 45 минут | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
22 | февраль | 14.02 | 12.40- 13.25 | Урок- практическая работа. | 45 минут | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
23 | февраль | 21.02 | 12.40- 13.25 | Урок – практическая работа | 45 минут | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
24 | февраль | 28.02 | 12.40- 13.25 | Урок – практическая работа | 45 минут | Тренировка внимания. Развитие мышления. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
25 | март | 06.03 | 12.40- 13.25 | Урок-викторина». | 45 минут | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
26 | март | 13.03 | 12.40- 13.25 | Урок-игра». | 45 минут | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
27 | март | 20.03 | 12.40- 13.20 | Урок- практикум». | 45 минут | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
| кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
28 | март | 27.03 | 12.40- 13.25 | Урок-викторина». | 45 минут | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
29 | апрель | 03.04 | 12.40- 13.25 | Урок-викторина». | 45 минут | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
30 | апрель | 10.04 | 12.40- 13.25 | Урок-практикум». | 45 минут | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
31 | апрель | 17.04 | 12.40- 13.25 | Урок-викторина». | 45 минут | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
32 | апрель | 24.04 | 12.40- 13.25 | Урок-викторина». | 45 минут | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | кабинет 7-2-8 | Практическая работа. Рефлексия. |
33 | май | 01.05 | 12.40- 13.25 | Урок-практикум» | 45 минут | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | кабинет 7-2-8 | Самостоятельная работа. Рефлексия. |
34 | май | 08.05 | 12.40- 13.25 | Урок-викторина». | 45 минут | Выявление уровня развития внимания, восприятия. | кабинет 7-2-8 | Тестирование.. |
35 | май | 15.05 | 12.40- 13.25 | Урок- защита проекта» | 45 минут | Выявление уровня развития внимания, восприятия. | кабинет 7-2-8 | Тестирование. |
36 | май | 22.05 | 12.40- 13.25 | Урок- практикум» | 45 минут | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | кабинет 7-2-8 | Тестирование. |
Материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Принтер.
Тетради.
Цветные ручки и карандаши.
Оценочные и методические материалы
Вся оценочная система делится на три уровня сложности:
1. Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога.
2. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип выполнения задания.
3. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип выполнения задания. Проявляет интерес к теме. Проявил инициативу при выполнении самостоятельной работы. Вносил предложения, имеющие смысл.
Кроме того, весь курс делится на разделы. Успехи обучающегося оцениваются так же и по разделам:
- Теория;
- Практика;
- Практическая работа.
Методическое обеспечение
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
- видеоролики;
- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеобразовательной программе;
По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное интерактивное издание, которое можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).
Информационное обеспечение программы
Интернет-ресурсы:
1. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2012 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
2. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Для педагога дополнительного образования:
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.
- Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
- Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1998.
- Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1996.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.
- Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2003.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1999.
- Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 2001.
- Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003.
- Родионова Е.А. Олимпиада “Интеллект”. – М. : - Образование, 2002.
- 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.
13. . Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.4 класс. - М.:РОСМЭН.-2011.
14. . Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа.2-4 классы-М. : Айрис-пресс,2010.
15. . Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике:1-4 классы - М.: Первое сентября,2012.
16. . Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. - М.:ВАКО,-2010.
17. . Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАКО,-2012.
18. . Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО,2009.
19. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2011.